Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 6 (12) 2007

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Культура

Доступ к сокровищам
«В музейной практике существуют фонды открытого хранения»

ПОД ОКНАМИ ДИРЕКЦИИ РУССКОГО МУЗЕЯ СЕЙЧАС СТРОЙКА — ПРИВОДЯТ В ПОРЯДОК ПАРАДНЫЙ ДВОР МИХАЙЛОВСКОГО ДВОРЦА, КОТОРЫЙ НЕ РЕМОНТИРОВАЛСЯ С ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. В НОЯБРЕ ОН ОТКРОЕТСЯ В ТОМ ВИДЕ, КАКОЙ БЫЛ ЗАДУМАН АРХИТЕКТОРОМ КАРЛОМ РОССИ ЕЩЕ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ. ПОСЛЕ ВОЙНЫ ЗДЕСЬ ПОСАДИЛИ ЕЛИ, ВПОСЛЕДСТВИИ РАЗРОСШИЕСЯ И ПОСТАРЕВШИЕ. И СООРУДИЛИ НЕПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ПРОЕКТОМ ФОНТАН. В ЭТОЙ АТМОСФЕРЕ СКОРОГО ОБНОВЛЕНИЯ, ИДУЩЕГО НА СМЕНУ ГРЯЗИ И ШУМУ СТРОЙКИ, И ПРОХОДИЛА ВСТРЕЧА С ДИРЕКТОРОМ МУЗЕЯ ВЛАДИМИРОМ ГУСЕВЫМ.

Владимир Александрович, расскажите, пожалуйста, о проекте Русского музея «Открытый фонд скульптуры», презентация которого недавно прошла в стенах Инженерного замка.
Мы начали проект при финансовой поддержке Банка ВТБ. Была представлена первая часть открытого фонда скульптуры. Такой способ презентации произведений искусства принципиально отличается от традиционной экспозиции. Русский музей — крупнейшее в мире собрание отечественного искусства, в четыре раза превосходящее Третьяковскую галерею. Он создавался в Санкт-Петербурге, когда Третьяковская галерея в Москве уже была передана городу. Император Александр III заметил тогда, что столице, которой в то время являлся Санкт-Петербург, «негоже оставаться без музея». Этому историческому факту мы и обязаны рождением Русского музея.

О феноменальных фондах и запасниках музея ходят легенды. Как вам удается управлять таким обширным «хозяйством», и есть ли возможность хоть изредка демонстрировать все хранимые сокровища?
Деятельность любого музея, обладающего такими колоссальными коллекциями, включает две взаимоисключающие задачи. Первая — сохранить фонды. Когда выявляются какие-то хищения и потери, возникает соблазн превратить эту сокровищницу в неприступную крепость. Я спал бы спокойнее в случае превращения музея в металлический сейф, куда никто не знает доступа. Все национальное достояние оказалось бы в полной сохранности. Контакт с публикой небезопасен для произведений искусства: у скульптуры Екатерины II, например, работы Ф. Щедрина детишки периодически отламывают жезл. Во всем мире происходит подобное. Главное, максимально обезопасить экспонаты от прямого соприкосновения с публикой. А в Русском музее это 4000 экспонатов в фондах и экспозиции. Но существует и вторая, не менее важная задача: искусство принадлежит народу, и мы должны обеспечить доступ к национальным сокровищам. Найти золотую середину крайне сложно. Мировая практика показа такой колоссальной коллекции, как в нашем музее, 10 — 15% экспонатов. Остальное хранится в фондах. Музей как айсберг — большая часть скрыта от глаз.
Считается, что в запасниках все лежит и пылится, однако это не так. Мы стремимся проводить максимальное количество временных выставок. Их организация позволяет делать ротацию фондов. Вещи осматриваются специалистами и при необходимости проходят профессиональную обработку. Кроме того, легче выявить хищения и подмены, которые иногда возникают. И все же показать все экспонаты невозможно. Так, коллекция скульптур насчитывает тысячи произведений, графики — сотни тысяч, нумизматики — десятки тысяч работ. Полностью этого не увидят даже специалисты.

Где же выход?
Чтобы найти золотую середину, в музейной практике организуют фонды открытого хранения. Безопасность обеспечивается за счет специального оборудования и режима, но экспонаты при этом находятся в поле зрения посетителей. По законам постоянной экспозиции могут быть выставлены десятки вещей — чтобы взгляд не перегружался. В открытых фондах демонстрируются сотни произведений — в витринах, недоступных для прямого контакта со зрителем. В фонде скульптуры предусмотрены сеансы группового посещения и дни для одиночных посетителей.
В Инженерном замке мы открывали сначала фонд скульптуры ХХ века, а вслед за ним — ХIХ века. Перед ценителями искусства предстанут сотни экспонатов. При нашей территории в 30 гектаров (шесть дворцов) для этого есть большие возможности. Чтобы организовать такую экспозицию с ее сложным и дорогостоящим оборудованием, необходим мощный финансовый партнер. В нашем случае сотрудничество с ВТБ стало большой удачей. Специальное оборудование позволяет обеспечить и безопасность экспонатов, и детальное информирование посетителя. Проект открытого фонда скульптуры завершится в 2008 году.

В чем отличие этого проекта от обычной выставочной и издательской деятельности?
Всегда легче найти партнера на конкретные выставки и издания, на работу с детьми — ведь там сразу виден результат. Но на оборудование и реставрацию меценаты решаются редко. ВТБ — один из первых спонсоров, предоставивших средства на инженерно-техническое обеспечение музея. В дальнейшем в рамках проекта будет открыт графический центр, где листы графики можно просматривать сначала в электронном виде, а потом в реальном времени и пространстве, проводить выставки со специальным освещением и оборудованием. В Инженерном замке также планируется создание открытого фонда нумизматики. Для этого мы и расширяем свои площади.

Реставрационные работы и реконструкция ведутся на территории дворцов и садов музея постоянно — кажется, в Инженерном замке сохранился запах свежей краски?
Инженерный замок еще долго будет пахнуть краской… Мы приобрели его в плачевном состоянии. Но именно это позволяет использовать площади замка для многочисленных проектов при государственной и спонсорской поддержке. В сотрудничестве с принцессой Кентской мы собираемся провести в Михайловском саду весеннюю выставку цветов по образцу знаменитой выставки в Челси, которая позже займет территорию Летнего сада и садов Инженерного замка.

ТЕКСТ НАТАЛИЯ КОЛЕСОВА


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП