Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 6 (12) 2007

| Корпоративные СМИ ВТБ


Синергетика

Курс на море
Как построить под флагом России мощный торговый флот?

РОССИЯ ЗАКРЕПИЛА ЗА СОБОЙ ТИТУЛ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ДЕРЖАВЫ. НО ЭФФЕКТИВНО ЗАНИМАТЬСЯ ЭКСПОРТОМ УГЛЕВОДОРОДОВ, НЕ ДУМАЯ О СПОСОБАХ ИХ ДОСТАВКИ ПОТРЕБИТЕЛЯМ, НЕЛЬЗЯ. В СТОИМОСТИ ТОВАРА ТРАНСПОРТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МОЖЕТ ДОСТИГАТЬ 25%. ЭТИ ДЕНЬГИ СТРАНА ТЕРЯТЬ НЕ ДОЛЖНА — ПОТОМУ ТАК ВАЖЕН ДЛЯ ЭКОНОМИКИ И МИРОВОГО ПРЕСТИЖА СТРАНЫ ТОРГОВЫЙ ФЛОТ. ПРЕДСТОЯЩАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ АКТИВОВ КОМПАНИЙ «СОВРЕМЕННЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ФЛОТ» И «НОВОРОССИЙСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО» ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО РОССИЙСКИЙ ТОРГОВЫЙ ФЛОТ КРЕПНЕТ ДЕНЬ ОТО ДНЯ. ОДНАКО ДЛЯ ЭТОГО ЕМУ НЕОБХОДИМА НАДЕЖНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА.

Через морские порты РФ и соседних государств экспортируется две трети российской нефти, при этом танкеры отечественных компаний перевозят менее 10% всего объема. Это означает, что экономика страны теряет огромные деньги, которые платят потребители российских энергоресурсов за перевозку топлива. Ведь при доставке нефти на дальние расстояния стоимость транспортировки может вырастать до 5% от конечной цены, а для сжиженного природного газа — превышать 25%. Безусловно, такая ситуация экономически неприемлема, и в последние годы она начала меняться. Ключевое значение в стратегии развития национальных судоходных компаний имеет работа именно с российской грузовой базой и из российских портов. Об этом свидетельствует и то, что пароходства заказывают все больше судов, предназначенных для морской транспортировки в рамках российских энергетических проектов, и то, что немалые деньги вкладываются в расширение и строительство новых нефтеналивных терминалов и портов на территории РФ.

Большому рынку большие компании

Можно не сомневаться, что ведущие судоходные компании мира просто так не уступят россиянам свою долю на таком крупном рынке, как перевозка углеводородов. Специфика этого бизнеса заключается в его высокой капиталоемкости: один танкер типа Aframax дедвейтом (максимальная грузоподъемность судов) 120 000 тонн может стоить до $70 млн, а цена супертанкеров (свыше 250 000 тонн дедвейтом) достигает $300 млн. Поэтому конкурировать в таком капиталоемком сегменте могут лишь действительно большие корпорации, обладающие значительным флотом и финансовой мощью для его обслуживания и расширения. Средства, которыми располагают ведущие морские перевозчики, сравнимы с бюджетом небольшого государства. Например, выручка крупнейшей в мире транспортной компании A. P. Moller-Maersk Group превышает $44 млрд, а доходы самого большого оператора танкерного флота — компании Mitsui — $13,5 млрд.

Чтобы быть конкурентоспособной на мировом фрахтовом рынке, России необходим свой мощный игрок, в активе которого будут не только эффективный и современный флот и соответствующая терминальная инфраструктура, но и поддержка надежного финансового института, а также государства в целом. Именно такой корпорацией призвано стать пароходство в результате консолидации принадлежащих государству активов в компаниях «Современный коммерческий флот» («Совкомфлот») и «Новороссийское морское пароходство» («Новошип»).

Стратегическое слияние

После нескольких лет обсуждений и согласований решение было принято: в июне текущего года президент России Владимир Путин подписал Указ «Об ОАО «Совкомфлот», предусматривающий, что государство внесет 50,34% акций «Новошипа» в уставный капитал «Совкомфлота», который выпустит на эту сумму дополнительные ценные бумаги. О том, насколько серьезно относятся в руководстве страны к этому слиянию, свидетельствует сокращение президентом РФ срока, отпущенного на объединение компаний, — с первоначальных девяти до шести месяцев. Таким образом, процесс консолидации должен завершиться уже в конце 2007 года.

Получив флот «Новошипа», «Совкомфлот» войдет в пятерку крупнейших танкерных перевозчиков мира. В общей сложности ему будет принадлежать 96 нефтетанкеров и продуктовозов (эти суда используются для перевозки нефти, нефтепродуктов, прочей жидкой химии, растительных масел), дедвейтом более 7,8 млн тонн, а также суда для транспортировки сжиженного газа и сухогрузы. Компания такого размера уже сопоставима по масштабам с мировыми лидерами отрасли. По оценке аналитика «Ак Барс Финанса» Олега Судакова, капитализация нового «Совкомфлота» превысит $3,5 млрд. А, например, один из крупнейших игроков рынка — фирма Teekay, исходя из котировок ее акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, стоит $4,2 млрд. «Мы строим компанию, которая претендует на мировое лидерство в своей отрасли прежде всего по уровню сервиса, используемым технологиям и стандартам корпоративного управления», — так оценивает перспективы Николай Колесников, первый заместитель генерального директора «Совкомфлота».

Выход на качественно новый уровень позволил бы компании, с одной стороны, получить большую свободу действий, а с другой — поставил бы перед компанией иные, более сложные задачи: расширение флота, поглощение других участников рынка, проведение первичного публичного размещения акций. От того, насколько быстро и эффективно компания сможет решить эти задачи, зависит ее успех и будущее положение на мировом рынке. Очевидно, что финансовая составляющая в данном вопросе играет ключевую роль. Поэтому спустя месяц после начала объединения морских перевозчиков «Совкомфлот» подписал с ВТБ соглашение о сотрудничестве, определяющее важнейшие направления взаимодействия и дальнейшего развития сторон.

Давние партнеры

Соглашение, заключенное между «Совкомфлотом» и ВТБ, появилось не на пустом месте — компании плодотворно работают вместе уже не один год. Подписанный договор свидетельствует о том, что сотрудничество организаций выходит на новый уровень, и в ближайшее время получит соответствующую форму развития. Кооперация банка и пароходства развивается почти по всем основным направлениям, правда, самое главное и сложное — кредитование постройки судов — у партнеров еще впереди.

По словам управляющего директора первого управления по работе с крупными клиентами ВТБ Вячеслава Шеянова, на сегодняшний день «сотрудничество с „Совкомфлотом“ развивается около главного бизнеса компании». В том числе банк предоставляет морскому перевозчику услуги расчетно-кассового обслуживания, финансирует береговые инфраструктурные проекты пароходства на территории РФ, помогает строить малые суда. Сопровождает ВТБ своего партнера и за границей. Обслуживание судна и помощь при проведении портовых операций в других странах — это обычный бизнес, который ВТБ способен вести благодаря своим дочерним компаниям за рубежом.

Вячеслав Шеянов,
управляющий директор первого управления по работе с крупными клиентами
«Сотрудничество с „Совкомфлотом“ — один из важнейших, но не единственный пример взаимодействия ВТБ с предприятиями судостроительной отрасли»

На всех часовых поясах

ВТБ — один из самых опытных и профессиональных банков России в области работы с предприятиями судостроения и водного транспорта. Об этом убедительно говорит тот факт, что к числу его партнеров относятся почти все отечественные компании данной отрасли. «Среди наших клиентов все российские перевозчики — такие значимые, как „Совкомфлот“, а также небольшие компании. Все, начиная с крайнего востока России — „Сахалинского морского пароходства“ и заканчивая крайним западом — „Выборгским судостроительным заводом“. На всех часовых поясах у нас есть свои клиенты — маленькие, большие, средние, но одинаково важные для нас партнеры. Уже сейчас ВТБ имеет громадный опыт в финансировании строительства судов в РФ. Мы оказываем финансовую поддержку верфям, гражданскому и военному судостроению; предлагаем такие продукты, как гарантия возврата аванса, выдача гарантий. То есть все профессиональные направления, существующие в судостроении, входят в наш портфель„, — рассказывает Вячеслав Шеянов.

Целевой ориентир в 10% рыночной доли по кредитованию морского, речного транспорта ВТБ давно преодолел. Банк стал значимым игроком на рынке, и его специалисты уверены, что в ближайшее время достигнут отметки 20%, а затем и 30%.

“Сотрудничество с „Совкомфлотом“ — один из важнейших, но не единственный пример взаимодействия ВТБ с предприятиями судостроительной отрасли, судовладельцами, компаниями-перевозчиками и т.д. Три года назад в этом сегменте у ВТБ уже был значительный кредитный портфель. Сейчас он достиг более $400 млн, и мы продолжаем наращивать потенциал в данном направлении», — говорит Вячеслав Шеянов.

Тем не менее существует область, в которой ни один российский банк, даже такой крупный, как ВТБ, пока не может помочь отечественным морским перевозчикам. Это финансирование строительства новых судов за рубежом.

Расти и учиться вместе

Проблема объясняется, во-первых, тем, что российские верфи пока способны обеспечить производство лишь очень ограниченной номенклатуры танкеров, и существенная часть заказов приходится на судостроителей других стран, а во-вторых, — значительной ценой больших нефтевозов. «Финансирование строительства судов — специфическая область. Это банковский бизнес, но на нем специализируются такие гранды мировой индустрии финансирования строительства судов, как ABN Amro. Что, конечно, не означает, что мы не можем этого делать. Но мы в несколько другой категории по объемам», — объясняет Вячеслав Шеянов. Действительно, пока ни одному российскому фининституту не под силу предоставить кредит или лизинговую схему для покупки танкера стоимостью $100 — 300 млн, однако так будет не всегда.

Соглашение о сотрудничестве с «Совкомфлотом» предусматривает не только помощь банка компании, но и обратный процесс. Отдельным пунктом договора предусмотрено «обучение» сотрудников кредитной организации. «Мы не скрываем, что развиваемся и не боимся учиться. Мы будем просить „Совкомфлот“ консультировать нас, чтобы не обжечься и не дуть потом на воду. Это не наш принцип. Лучше пусть обжигаются другие», — комментирует Вячеслав Шеянов. Специалисты «Совкомфлота» начнут консультировать ВТБ по вопросам финансирования судоходства, оценки судов и инвестиционных проектов в сфере морских перевозок. Таким образом, работая с пароходством, банк сможет досконально вникнуть во все тонкости такого непростого бизнеса, как масштабное финансирование судостроения за рубежом.

Под флагом России

У проблемы строительства новых судов и расширения отечественного торгового флота есть еще один аспект — вопрос национального интереса. Пополнять портфель заказов зарубежных корабелов это, конечно, неплохо. Однако государство, претендующее на звание морской державы, обязано иметь собственные мощности, способные строить по крайней мере наиболее востребованные национальной экономикой типы торговых судов. Но пока большая часть российского танкерного флота — иностранного производства. Причем для того, чтобы зарегистрировать в России купленное в другом государстве судно, необходимо уплатить сборы, достигающие 38% его стоимости. В этих условиях для сохранения международной конкурентоспособности и выполнения требований финансирующих банков, пароходства идут на регистрацию судов под «удобными» флагами Мальты, Либерии и других стран, предоставляющих льготные условия регистрации. Однако в ближайшей перспективе сотрудничество ВТБ с государством и «Совкомфлотом» будет способствовать изменению ситуации к лучшему.

По словам Шеянова, государство, понимая, что заставлять судовладельцев заказывать и регистрировать суда в РФ принудительными мерами невозможно и неэффективно, разработало четкую систему экономических стимулов. Вячеслав Шеянов объясняет суть этой программы: «Если судовладелец заказывает на российской верфи судно, то государство, выбрав круг уполномоченных лизинговых компаний, готово субсидировать часть ставки по кредитным ресурсам, которые эти лизинговые компании привлекут и которые в результате дешевле обслуживать судовладельцу».

«Входящая в группу ВТБ компания «ВТБ-Лизинг», — добавляет Шеянов, — заинтересована в том, чтобы стать участником данной программы. В качестве одного из лидеров российского рынка лизинга транспортных средств «ВТБ-Лизинг» имеет все шансы добиться этого статуса. В настоящее время программа дорабатывается в правительстве, и первые результаты должны появиться уже осенью. Если группа ВТБ попадет в программу, в чем представители банка не сомневаются, то сотрудничество с «Совкомфлотом» поднимется на более высокую ступень.

«Представьте, что в „ВТБ-Лизинг“ приходит судовладелец и говорит: „Я хочу на Балтийском заводе заказать танкер дедвейтом 50 000 тонн“. „ВТБ-Лизинг“ отвечает согласием. Тогда банк фондирует сделку по ставке, условно, LIBOR + 3%. Но из этой ставки какую-то часть — например половину — будет фондировать государство. И тогда судовладелец реально заплатит по ставке меньше, чем LIBOR, и ему будет выгоднее строить здесь, чем на зарубежных верфях», — объясняет пример возможного сотрудничества Вячеслав Шеянов. На практике это будет означать, что российские корабелы станут получать заказы, столь необходимые для развития отрасли, а российский флот будет расти уже под нашим флагом, принося деньги в отечественную экономику.

ТЕКСТ НИКОЛАЙ ОГАЙ

«Совкомфлот» плюс «Новошип»

Объединенная компания «Совкомфлот» и «Новошип» станет пятым крупнейшим танкерным перевозчиком мира. Дедвейт общего флота компаний превышает 8 млн тонн. Флот состоит из 96 нефтетанкеров и продуктовозов дедвейтом более 7,8 млн тонн, четырех судов для перевозки сжиженного газа дедвейтом 0,13 млн тонн, девяти сухогрузов дедвейтом 0,13 млн тонн и одного пассажирского судна.
Все танкеры «Совкомфлота» и 95% нефтевозов «Новошипа» имеют двойной корпус, что гарантирует соответствие мировым экологическим стандартам. Средний возраст судов «Совкомфлота» менее 5 лет, «Новошипа» — менее 9 лет, притом что средний показатель по отрасли — 12 лет. По заказам компаний на верфях в разных странах мира включая Россию строится еще около 35 судов грузоподъемностью примерно 4 млн тонн.
Всего в «Совкомфлоте» и «Новошипе» работают 7800 человек. Выручка за первое полугодие 2007 года «Совкомфлота» составила $314,5 млн, «Новошипа» — $317 млн, чистая прибыль $103,2 млн и $138 млн соответственно.
Государству принадлежит 100% акций «Совкомфлота». Что касается «Новошипа», то в федеральной собственности — 50,3% (67,1% голосующих) акций, еще 21,6% (19,7% голосов) принадлежат его 100-процентным «дочкам» — «Новошипинвесту» и Intrigue Shipping.

Крупнейшие танкерные компании мира
Владелец Количество танкеров Дедвейт, млн тонн
Mitsui OSK Lines 92 12,6
Frontline 52 11,4
Teekay Shipping 76 8,7
OSG Ship Management 87 8,4
Sovcomflot + Novoship* 99 7,9
NYK Line 31 7,9
Kristen Navigation 33 7,9
Saudi Aramco 28 6,8
AET Inc. 52 6,5
Euronav 24 6,2
Dr. Peters Gmbh 31 6,1
NITC 30 6,0
Tsakos Shipping & Trading 42 5,0
Sovcomflot 42 4,1
China Shipping Group 77 4,0
BP 44 3,9
Novoship 57 3,8
Shipping Corp. of India 44 3,8
Cosco, China 28 3,4
Titan Petrochemicals 23 3,3
Petronas 36 36

 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП