Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 6 (12) 2007

| Корпоративные СМИ ВТБ


Синергетика

Синергетика

ВТБ и РЖД – попутчики
«Российские железные дороги» на пороге нового этапа развития

«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» — ВЕДУЩАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ РФ, СТАНОВОЙ ХРЕБЕТ И КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЕЕ ЭКОНОМИКИ, ПРЕДПРИЯТИЕ ВЫСОКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РЖД ПРОВОДИТ ПРОГРАММУ МАССОВОГО ОБНОВЛЕНИЯ ПАРКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ПРИСТУПАЕТ К РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНЕЙШЕЙ В СТРАНЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ПО РАСШИРЕНИЮ СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ. ДО 2030 ГОДА В РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА БУДЕТ ВЛОЖЕНО ДО 14 ТРЛН РУБ. ВТБ ПОМОГАЕТ РОССИЙСКИМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКАМ ЭФФЕКТИВНО ОСВАИВАТЬ НОВЫЕ СРЕДСТВА.

Российские железные дороги. О них знает любой житель нашей страны: услугами железной дороги мы пользуемся и в частной жизни, и по работе. Пригородные поезда, междугородные экспрессы, грузовые перевозки — большая часть россиян на дальние и ближние расстояния путешествует поездами, большинство окружающих нас предметов доставлены от производителя к потребителю в грузовых вагонах. Сталь и цемент для строительства, кокс и руда для металлургии, уголь и мазут для электроэнергии — все это грузы, которые ежедневно преодолевают сотни километров по железным дорогам. Управляет десятками тысяч километров железнодорожного полотна, огромным парком локомотивов и вагонов, инфраструктурной сетью и гигантским штатом работников одна компания — «Российские железные дороги».

РЖД — это вся страна

Переоценить экономическое и социальное значение РЖД для страны невозможно. На компанию приходится 80% всех перевозимых грузов без учета трубопроводного транспорта и 40% пассажиропотока. Разветвленной сетью железных дорог не охвачены только семь регионов РФ, вся остальная территория — поле деятельности «Российских железных дорог». Поэтому сотрудничество давних партнеров — ВТБ и РЖД — распространяется практически на все области финансового взаимодействия и всю территорию страны. Пожалуй, единственная сфера, в которой ВТБ и РЖД в данный момент не имеют совместных проектов, — это сегмент кредитных продуктов. Как считает управляющий директор первого управления по работе с крупными клиентами ВТБ Вячеслав Шеянов, это объясняется тем, что РЖД настолько крупная и доходная компания с высоким кредитным рейтингом, что для нее более выгодным является привлечение публичных заимствований в виде размещения облигаций. Ценные бумаги РЖД, учитывая их высокую надежность, наверняка есть в портфеле банка, однако прямых кредитов РЖД у ВТБ нет. Что касается всех остальных сфер, включая долгосрочные инвестиционные и инфраструктурные проекты, программы обновления основных фондов, лизинг, — в этих направлениях банк ВТБ оказывает постоянную поддержку «Российским железным дорогам». Причем компании могут сотрудничать не напрямую. Например, банк активно работает с большинством отечественных вагоностроительных заводов, основным потребителем продукции которых является именно РЖД. Таким образом, капитал и опыт ВТБ занимают немалую долю в активах компании.

Обновление парка

Общенациональный масштаб деятельности РЖД подразумевает значительные и постоянные инвестиции на развитие и поддержание бизнеса. В 1990-е годы, когда экономика России переживала этап тяжелых экономических реформ, многомиллиардные затраты на обновление подвижного состава и модернизацию путей были невозможны. По оценке руководителя отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, в период 1990 — 2006 годов в отрасль было недоинвестировано более 500 млрд руб. В результате на сегодняшний день износ российского подвижного состава, как считают эксперты, составляет до 70%, а по некоторым видам локомотивов этот показатель приближается к 90%. В 2006 году протяженность российских железных дорог сократилась на 2500 км. Неутешительная ситуация в ближайшее время должна измениться. У РЖД появились возможности активно развивать транспортную отрасль.

Первые шаги для обновления парка уже сделаны. Одна из самых значительных сделок за последнее время была заключена в сентябре 2007 года. Крупнейший в России производитель в области транспортного машиностроения — компания «Трансмашхолдинг» подписала с РЖД соглашение на сумму 13 млрд руб. В рамках договора до 2010 года отечественные машиностроители поставят РЖД 178 пассажирских и 109 грузовых электровозов, а государственная компания «Уралвагонзавод» поставит компании 40 000 полувагонов стоимостью 68 млрд руб.

Другим важным пунктом инвестпрограммы РЖД является развитие инфраструктуры. Ключевыми проектами на ближайшие три года станут программы перевозок нефти в Китай, развитие линий на участке Сочи — Адлер — аэропорт Сочи, усиление железнодорожной инфраструктуры на подходах к бухте Козьмино для пропуска нефтяных маршрутов и строительство высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. На эти цели только до 2010 года будет выделено более 600 млрд руб. Финансировать программу в РЖД намерены за счет собственных средств и займов в соотношении 60% на 40%.

Глобальные инвестиции

По утвержденной правительством стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года в отечественные железные дороги планируется вложить значительные средства.

Если экономика России станет развиваться по так называемому энергосырьевому сценарию, то на железные дороги будет потрачено как минимум 11,3 трлн руб., что позволит дополнительно построить 15 700 км новых железных дорог.

Если же экономику нашей страны удастся направить по более предпочтительному инновационному пути, то в развитие железной дороги вложат порядка 14 трлн руб.

Из федерального и регионального бюджетов России поступит 25% этой суммы, 33% — от частных инвесторов, а оставшиеся 42% РЖД вложит из собственных средств и за счет привлеченного капитала. Если этот план удастся осуществить, то российский железнодорожный транспорт переживет новый этап развития. К уже существующим 84 000 км железных дорог прибавится более 20 000 км полотна.

Будут сняты все ограничения по провозной способности, транспортные издержки снизятся вдвое, скорость доставки грузов вырастет на четверть, количество пассажиров возрастет на 17%, объем транзитных грузов увеличится в 3,6 раза. Число линий, на которых поезда смогут развивать скорость 160 — 200 км/ч, вырастет в 14 раз, а в некоторых местах поезда поедут со скоростью 300 км/ч. Новые дороги протянутся к портам Балтики и Приморского края, а также Мурманска, вдоль восточного склона Урала. Магистраль «Севсиб» пройдет от Сургута через Красноярский край и Томскую область до Ленска, появятся линия Якутск — Магадан, дороги из Центральной России в Архангельск и Мурманск, высокоскоростные магистрали из Москвы в Санкт-Петербург, Адлер и Нижний Новгород.

ВТБ в выигрыше

Для банков участие в грандиозных инвестпрограммах — большая удача, поэтому конкуренция за право выступать посредником и помощником РЖД очень высока. Понимая это, компания проводит строгий отбор претендентов исключительно на конкурсной основе. По словам Вячеслава Шеянова, заключению практически любого контракта с РЖД предшествует процедура тендерного отбора, идет ли речь о предоставлении кредита или услугах по лизингу вагонов и локомотивов. В 2006 году победителем тендера стала компания «ВТБ-Лизинг». В 2007 году помогать РЖД в приобретении нового транспорта будет «РГ-Лизинг», который выступит посредником при поставке подвижного состава на сумму в 17,4 млрд руб.

Тем не менее говорить о проигрыше ВТБ вряд ли возможно. «Нельзя сказать, что мы проиграли, потому что вагоны для этого лота будут изготавливать предприятия «Трансмашхолдинга» — партнера ВТБ, для которого сейчас утвержден новый увеличенный кредитный лимит. Таким образом, не выиграв в лоте на 10 млрд руб. там, мы кредитуем его на 10 млрд руб. здесь. Все взаимосвязанно, поэтому не стоит игнорировать ту рыночную долю, которую ВТБ в этом сегменте уже занимает», — объясняет механизм работы рынка Вячеслав Шеянов. Действительно, банк сотрудничает не только с перевозчиками, но и с большинством компаний транспортного машиностроения, так что для ВТБ бурное развитие данного сегмента экономики выгодно. Более того, в ближайшем будущем это сотрудничество может обрести новые формы. Речь идет о возможном участии ВТБ в перспективных процессах биржевого размещения акций крупнейших игроков рынка и в сделках слияний и поглощений. Так, участники рынка говорят о возможности приобретения компанией РЖД блокпакета акций «Трансмашхолдинга», что позволит ВТБ расширить партнерские отношения с «Российскими железными дорогами» еще в одном направлении.

Выгодная реформа

В рамках стратегии развития отрасли железнодорожного транспорта в компании РЖД проводится целый блок масштабных реформ. О принципах этих изменений и ожидаемых последствиях для ВТБ рассказывает Вячеслав Шеянов: «Суть реформы РЖД — создание конкуренции на рынке перевозок для того, чтобы клиент мог получить услуги не только от РЖД, но и от других перевозчиков. Пока это зависит от типа грузов. Цифры говорят сами за себя: в стране 230 000 нефтебензиновых цистерн, из них 65% — собственность независимых перевозчиков. Приобретение немалой доли из них финансировал банк ВТБ и компания «ВТБ-Лизинг». Что касается перевозок черных и цветных металлов, руды, то здесь схожая ситуация. Таким образом, наблюдается расширение бизнеса. Сначала у ВТБ был один клиент, теперь их несколько. Соответственно, растет кредитный портфель банка и увеличивается рыночная доля». Усиление конкуренции на рынке, безусловно, означает расширение возможностей для финансовых институтов. Впрочем, это неизбежно приведет к тому, что все больший интерес к отечественному транспорту будут проявлять зарубежные банки. В ВТБ относятся к этому спокойно и говорят, что россиянам работать на домашнем рынке по определению проще, а в профессионализме и финансовых возможностях отечественные банкиры иностранцам не уступают.

Личные связи

«К сожалению, существует мнение, что с приходом в ту или иную сферу зарубежных банков над отечественными банкирами сгущаются черные тучи. В действительности это не так, мы не боимся наших иностранных конкурентов. Мы выигрываем за счет знания клиента», — объясняет ситуацию Вячеслав Шеянов. Пока иностранцы могут только претендовать на российский рынок, и их перспективы на нем далеко не самые радужные.

Ведь немаловажным фактором для стабильной работы в таком сложном бизнесе, как железнодорожный транспорт, является высокий уровень взаимопонимания и доверия между партнерами. Даже самый строгий контракт и жесткий конкурс не могут гарантировать отсутствия разногласий, не предусмотренных документами. Помочь при решении таких трудностей может только добрая воля и профессионализм управленцев. Поэтому показательно, что в 2007 году в совет директоров РЖД в качестве независимого директора впервые избран президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин. По мнению главы РЖД Владимира Якунина, это будет способствовать повышению доверия инвесторов к «Российским железным дорогам».

ТЕКСТ НИКОЛАЙ ОГАЙ

РЖД — мировая транспортная корпорация

ОАО «Российские железные дороги» входит в тройку самых крупных транспортных компаний мира. Ей принадлежит 85 500 км железнодорожного пути, из которых половина приходится на электрифицированные линии. Подвижной состав компании составляет более 22 000 локомотивов и 665 000 вагонов.
По данным за 2006 год, на железные дороги с учетом лизинга было поставлено 278 локомотивов и более 9200 вагонов разного назначения. В компании работают 1,3 млн человек. По российским железным дорогам перевезено 1,353 млрд пассажиров, пассажиропоток достиг 178,26 млрд пассажиро-километров (30% — дальнего следования, 70% — пригородного сообщения). Перевезено также 1,311 млрд тонн грузов, а грузооборот составил 1,948 трлн тонно-километров.
Доходы от основной деятельности достигли 848,9 млрд руб.: 77% этой суммы пришлось на грузовые перевозки, 13% — на пассажирские. Чистая прибыль компании в 2006 году превысила 26 млрд руб., причем прибыль от грузоперевозок составила более 105 млрд руб., в то же время пассажирские перевозки принесли чистый убыток более 43 млрд руб.
РЖД является одним из крупнейших заемщиков в России и имеет отличную кредитную историю. Огромные собственные средства и размеры активов «Российских железных дорог» позволяют иметь самые высокие среди российских компаний кредитные рейтинги таких международных агентств, как Standard & Poor’s, Moody’s, Fitch. Так, согласно оценке Moody’s, кредитоспособность РЖД даже выше, чем у Российского государства.

РЖД — заемщик России

В настоящий момент долг РЖД составляет около 140 млрд руб., из которых только 43 млрд руб. размещено на рынке рублевых облигаций. Больше чем РЖД в рублях занимают лишь Москва и Московская область. Однако, по словам первого замначальника департамента корпоративных финансов РЖД Юрия Новожилова, компания до конца 2010 года намерена разместить новые рублевые облигации на сумму 150 млрд руб. В результате, по прогнозу Новожилова, общий долг «Российских железных дорог» к концу 2010 года составит около 350 млрд руб., что позволит компании сохранить статус крупнейшего рублевого корпоративного заемщика РФ. 40% суммы долга придется на лизинг, остальное — на рублевые заимствования. До 2009 года отношение долга к выручке компании не превысит 10%, а в 2010 году планируется на уровне 24%. При этом эксперты и инвесторы не сомневаются в кредитоспособности компании, так как крупные займы РЖД не связаны с текущими долгами монополии, а обусловлены необходимостью форсированно проводить модернизацию подвижного состава и инфраструктуры.

 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП