Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 6 (12) 2007

| Корпоративные СМИ ВТБ


Стратегия

Стратегия

Малый бизнес ждет кредитов
Развитые банковские технологии ускорят кредитование малых предприятий

ПОТЕНЦИАЛ РЫНКА КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ОГРОМЕН. ПО ПОДСЧЕТАМ АНАЛИТИКОВ, ОБЪЕМ ВОЗМОЖНОГО СПРОСА СО СТОРОНЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ СОСТАВЛЯЕТ $30 МЛРД, А ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ЛЕТ ЭТА ЦИФРА МОЖЕТ ВЫРАСТИ ВДВОЕ — ДО $50 — 60 МЛРД. ОДНАКО РЕАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ БИЗНЕСА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИШЬ НА 15 — 20%. ВЕРОЯТНО, ОПТИМИСТИЧНЫЕ ПРОГНОЗЫ ЭКСПЕРТОВ СБУДУТСЯ ЛИШЬ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ БУДУТ РЕШЕНЫ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, МЕШАЮЩИЕ АКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Рыночная конъюнктура

Во всем мире малый бизнес составляет основу экономики, являясь ее базовым звеном. По данным экспертов, в государствах Западной Европы доля малого бизнеса в ВВП страны составляет 50 — 60%, в Японии достигает 90%, в России же этот показатель не превышает 3 — 5%. По словам президента Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегина Тосуняна, объем кредитования малого бизнеса в РФ в 15 раз меньше, чем в развитых европейских странах, и в 20 раз ниже, чем в Японии.

Для того чтобы малый бизнес стал цементирующей основой российской экономики, ему необходимы заемные средства, главным источником которых являются банки. До недавних пор кредитование малого бизнеса в РФ считалось вотчиной небольших региональных банков, а количество крупных фининститутов, выдававших такие кредиты, можно было пересчитать по пальцам одной руки. Сейчас ситуация изменилась.

ВТБ, будучи одним из крупнейших игроков на российском банковском рынке, стал работать в этом сегменте еще в 2004 году. Позже многие финансовые организации последовали его примеру. В настоящее время ряд крупных банков, таких как Альфа-банк, МДМ-банк, Банк Москвы, а также небольшие региональные кредитные организации охотно предлагают различные кредитные услуги для малых предприятий.

Новый расклад на банковском рынке обусловлен несколькими факторами. Во-первых, конкуренция в сегменте кредитования крупных корпоративных клиентов чрезвычайно высока, поскольку большинство таких предприятий уже имеют надежных партнеров в банковской сфере, и у них не возникает потребности что-либо менять. Наряду с этим, несмотря на возрастающие риски, жесткая борьба между банками идет и на рынке потребительского кредитования, что неизменно приводит к снижению маржи. Сектор кредитования малого бизнеса с маржой на уровне 6% является одним из самых доходных на банковском рынке, подчеркивают специалисты. Таких показателей нет ни в корпоративном секторе, ни у розницы. И хотя ставки по розничным кредитам выше, доходность в этом сегменте падает вместе с качеством кредитных портфелей. Малый же бизнес, напротив, показывает довольно низкую долю просрочки. Во-вторых, банки активно пытаются диверсифицировать свой кредитный портфель. Логика здесь простая. Трудности даже одного крупного корпоративного клиента могут вызвать у банка головную боль. А проблемы пусть и нескольких, но небольших клиентов — малых предприятий — никак не повлияют на качество кредитного портфеля банка, так как суммы кредитов невелики. И, наконец, третья причина возросшего интереса к малому бизнесу — стремление кредитных организаций занять свою нишу на достаточно перспективном рынке и тем самым обеспечить себе клиентскую базу на будущее.

Поскольку аппетиты рынка по-прежнему далеки от насыщения, Россию в дальнейшем ожидает всплеск кредитования малого бизнеса. Эксперты утверждают: ежегодно малый бизнес получает банковских кредитов на сумму $7 — 10 млрд. Малое предприятие в среднем берет $40 000 — 50 000, а в стране таких «малышей» около 1 млн, поэтому, по оптимистичным прогнозам, уже через пять лет рынок вырастет до $50 — 60 млрд.

Оценка рисков

Мы провели небольшой опрос банковских экспертов, которым предлагалось ответить на вопрос: кто более надежный заемщик — малый предприниматель или физическое лицо. Банкиры оказались единодушны: предприниматель обладает большей финансовой дисциплиной и ответственностью, он более стабильный заемщик, нежели физлицо.

Член правления, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ 24 Сергей Сучков также уверен, что финансирование малых предприятий менее рискованно, чем кредитование физических лиц, о чем свидетельствует и статистика просроченной задолженности.

Безусловно, методика оценки платежеспособности предприятий отличается от технологии оценки кредитоспособности физических лиц. Если в первом случае банк проводит индивидуальный финансовый анализ заемщика, то во втором — используются скоринговые модели анализа риска, что, в свою очередь, означает готовность банка принимать на себя повышенные риски. В результате объем невозвратов по малому бизнесу ниже, чем по потребкредитованию. По оценкам директора департамента корпоративного бизнеса Русь-банка Светланы Кулагиной, он не превышает 3%, в то время как в секторе потребительского кредитования доля просроченных кредитов достигает 30%.

Как же просчитываются риски при кредитовании малых предприятий? Основным и наиболее важным фактором является грамотная оценка финансового положения клиента, банки обращают внимание на выручку, товарные запасы, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности. Нередко это сделать непросто из-за общей непрозрачности бизнеса заемщика. Однако проблема решаема, уверен Сергей Сучков. Так, в ВТБ 24 применяется стандартизированная технология оценки заемщика, которая дает возможность достаточно быстро выдавать кредиты, базируясь в том числе и на управленческой отчетности малого предприятия. «Для того чтобы оценить реальное состояние компании, наш кредитный эксперт посещает место бизнеса клиента. Мы не требуем предоставления бизнес-планов и множества других документов. Наоборот, сотрудник банка на основе первичной информации сам проводит финансовую оценку малого предприятия и помогает подготовить необходимую для получения кредита документацию. На основе разработанной в банке технологии кредитный эксперт может с определенной долей вероятности оценить, насколько будет проблематичен для кредитной организации тот или иной заемщик», — рассказывает Сергей Сучков.

Недоступные ссуды

Казалось бы, выгоды кредитования малого бизнеса очевидны. Предприятия получают деньги, банки — новых клиентов. Почему же реальные потребности малого бизнеса по-прежнему удовлетворены лишь на 15 — 20%? Что мешает каждой из сторон активно взаимодействовать? Аналитики называют несколько причин.

Представителей банков смущает непрозрачность малого бизнеса, отсутствие высоколиквидного залогового обеспечения, а также небольшой масштаб деятельности такой категории клиентов, который затрудняет оценку его состояния. Бывает так, что предприниматели неохотно отражают реальные финансовые результаты в отчетности, что снижает вероятность получения кредита на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели. Банкиры жалуются на низкую финансовую культуру заемщиков, на неумение адекватно оценивать возможности своего бизнеса и планировать денежные потоки. Серьезным препятствием для кредитования предприятий является и неквалифицированное ведение бухгалтерии.

С другой стороны, сегодня далеко не у всех кредитных организаций налажена работа с малым бизнесом. Сергей Сучков видит главную проблему в отсутствии внимания к предприятиям со стороны банков. «Начинающему бизнесмену важно чувствовать заботу о себе. Кредитная организация должна первой пойти ему навстречу. Тогда он не будет воспринимать банк как огромную бюрократическую структуру, требующую массу документов для получения кредита», — говорит банкир.

Немало проблем возникает из-за несовершенства банковских технологий, зачастую не позволяющих снизить издержки на обработку одного клиента. В результате даже имеющиеся в арсенале фининститута программы для малого бизнеса остаются для предпринимателей недоступными по цене. Другими словами, представители малого бизнеса зачастую просто не могут воспользоваться предложениями банков из-за высоких процентных ставок, коротких сроков погашения, сложности и длительности процедуры получения кредита.

Условия займа

Высокие процентные ставки для малого бизнеса банкиры объясняют заложенными в них издержками на обслуживание мелких кредитов, а также собственными повышенными рисками. Ведь небольшие компании не всегда могут предоставить банку в залог высоколиквидное имущество, в связи с чем кредиторам приходится рисковать и выдавать частично обеспеченные или вовсе необеспеченные кредиты. Согласно оценкам экспертов, средняя ставка в сфере кредитования малого бизнеса составляет в настоящий момент 15 — 19% в рублях и 12 — 15% в долларах США. Конечно, ее величина может колебаться в пределах 1 — 3 пунктов в зависимости от региона. По данным Ассоциации российских банков (АРБ), средняя ставка, по которой получали кредиты малые предприятия у банков столицы, равнялась 17,6%, на Урале — 17,8%, в Поволжье — 17,5%. На этом фоне выделялась Московская область, где средняя кредитная ставка находилась на уровне 15,7%, а также Южный федеральный округ, где этот показатель был выше среднерыночного и достигал 20,5%. Правда, по словам вице-президента АРБ Владимира Киевского, уже наметилась тенденция к выравниванию кредитных ставок на российском рынке, как, впрочем, и к общему их снижению.

При кредитовании малого бизнеса, как правило, залогом выступает жилая и нежилая недвижимость, различное оборудование, автомобили, находящиеся в собственности предприятия или его владельца. Оценку залога банки проводят чаще всего своими силами, не привлекая оценочные компании. Обеспечение должно покрывать сумму кредита и проценты за весь срок кредитования. При этом кредитная организация исходит из ликвидности залога и принимает в расчет не более 70% его оценочной стоимости. Кроме того, часто банки требуют застраховать залоговое имущество. Иногда дополнительно требуется застраховать жизнь и здоровье владельцев бизнеса.

Гарантии государства

Конечно, нынешние условия банковского кредитования малого бизнеса далеки от идеальных. И многое здесь зависит от желания и воли государства помочь представителям малого бизнеса. Власти уже предприняли определенные шаги в этом направлении. Так, еще два года назад Минэкономразвития разработало государственную программу поддержки малого предпринимательства, предусматривающую предоставление гарантий при кредитовании субъектов малого бизнеса. Начиная с 2005 года в рамках ведомственной программы МЭРТ создаются региональные гарантийные фонды, которые предоставляют недостающее залоговое обеспечение при кредитовании малых предприятий банками. Предприниматель, которому не хватает 50 — 60% обеспечения, но чей проект одобрен банком, может обратиться в такой фонд и получить залоговое обеспечение. Кроме того, из городских бюджетов бизнесменам компенсируется часть расходов, связанных с получением кредита в банке. К примеру, практикуется частичное субсидирование процентной ставки. Таким образом, малый бизнес имеет возможность получить средства с меньшими издержками.

Одним из приоритетных направлений программы МЭРТ является финансирование начинающих предпринимателей. «Мы будем давать деньги в региональные фонды поддержки малого предпринимательства, чтобы предприятиям выдавались небольшие кредиты под символические проценты», — отметил директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров.

Кроме того, для повышения уровня финансовой культуры в 2007 году разработана и уже начала реализовываться образовательная программа для субъектов малого предпринимательства. При 200 бизнес-инкубаторах, созданных в 60 регионах страны, открыты специальные курсы для предпринимателей. При этом часть средств на оплату курсов вносит государство, другую часть — сам предприниматель. Если программа проработает 3 — 4 года, уровень знаний бизнесменов в финансовой сфере существенно возрастет, считают представители МЭРТ.

ТЕКСТ ОКСАНА ДАЦЕНКО


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП