Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 5 (11) 2007

| Корпоративные СМИ ВТБ


Национальный масштаб

На переправе           
Интеграция украинских бизнесов ВТБ

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ БАНК ВТБ В УКРАИНЕ В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ НАХОДИТСЯ «НА ПЕРЕПРАВЕ». ДВЕ БАНКОВСКИЕ СТРУКТУРЫ, ВХОДЯЩИЕ В ГРУППУ ВТБ — ЗАО «ВНЕШТОРГБАНК (УКРАИНА)» И ОАО ВТБ БАНК — ЗАВЕРШАЮТ ИНТЕГРАЦИЮ БИЗНЕСОВ. НОВОЕ УНИВЕРСАЛЬНОЕ ФИНАНСОВОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЗДАНО НА БАЗЕ ОАО ВТБ БАНК, ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВПОЛНЕ ЛОГИЧНЫМ: ЭТОТ ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ, ВОШЕДШИЙ В ГРУППУ ВТБ В ПРОШЛОМ ГОДУ, ОБЛАДАЕТ ШИРОКОЙ ФИЛИАЛЬНОЙ СЕТЬЮ ПО ВСЕЙ УКРАИНЕ. ПЛАНЫ ОБЪЕДИНЕННОЙ СТРУКТУРЫ АМБИЦИОЗНЫ: ЗАКРЕПИТЬСЯ В ТРОЙКЕ КРУПНЕЙШИХ БАНКОВ СТРАНЫ.

Массовый приход российских банков в Украину начался с 2000 года. Их интерес к местному рынку вполне понятен. Во-первых, клиентами кредитных организаций могут стать российские предприятия, ведущие бизнес на территории этой страны. Во-вторых, украинский финансовый сектор имеет значительный потенциал роста и потому является интересным и перспективным рынком, на котором с успехом могут конкурировать российские финансовые учреждения. По мнению специалистов международного рейтингового агентства Fitch, уровни проникновения банковских услуг, в особенности в сегментах обслуживания физических лиц, а также малых и средних предприятий, на сегодняшний день остаются невысокими, что указывает на перспективу продолжения роста.

Закономерный выход

Проработав различные возможности вхождения на финансовый украинский рынок, в начале 2005 года ВТБ зарегистрировал свою 100-процентную «дочку» — «Внешторгбанк (Украина)». Первоначальный уставный капитал этой организации составил $15 млн. Новый участник рынка заявил о намерении войти в течение пяти лет в десятку ведущих украинских банков.

В соответствии со стратегией развития в Украине осенью того же года ВТБ заявил о планах расширения своего присутствия на местном рынке путем приобретения успешно действующего фининститута с развитой филиальной сетью. В итоге российский банк подписал соглашение о намерении приобрести «Мрию» — крупный украинский банк, имеющий сеть из 22 филиалов и 143 отделений, активы которого в тот момент составляли 1,7 млрд грн (около 10 млрд руб.). Как пояснил президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин, «Мрия» является одним из самых транспарентных банков с понятной структурой собственников«.

Весной 2007 года группой ВТБ была утверждена стратегия дальнейшего развития бизнеса в Украине, предусматривающая слияние банков путем присоединения ВТБ (Украина) к Банку ВТБ (бывшей «Мрии»). По словам Вадима Пушкарева, председателя правления ВТБ в Украине, это объединение должно решить поставленные группой задачи по развитию банковского бизнеса в стране — в частности, нарастить кредитный портфель, увеличить количество отделений с сегодняшних 170 до 500 к 2011 году. Предполагается, что общий размер инвестиций ВТБ в развитие украинской «дочки» до 2011 года, как ранее заявлял Андрей Костин, составит от $500 млн до $1 млрд.

Процесс обновления

«Наша цель — создать универсальный банк, который за несколько лет войдет в тройку лучших», — говорит Вадим Пушкарев. Это ставит перед менеджментом высокие требования по быстрому созданию универсального финансового учреждения, современного и высокотехнологичного. Потому «свежие» кадры появляются не только в новых структурных подразделениях банка, но и в существующих не первый год. По информации Вадима Пушкарева, полностью заменено правление банка, около 95% начальников управлений и отделов, порядка 80% руководителей филиалов. «Перед нами стоят амбициозные цели, реализация которых потребует заметных усилий не только от топ-менеджеров, но и от каждого сотрудника. Мы рассчитываем, что активное развитие банка будет сопровождаться повышением профессионального уровня персонала — так что процесс совершенствования коллектива будет происходить постоянно», — отмечает председатель правления ВТБ в Украине.

Ожидается, что интеграция бизнесов обеих украинских «дочек» ВТБ закончится в течение нескольких месяцев. После слияния объединенное финучреждение сможет претендовать на 16 — 17 место в рейтинге Ассоциации украинских банков, а через несколько лет попадет в число лидеров рынка. По мнению члена правления банка, курирующего корпоративный бизнес, первого заместителя председателя правления Виталия Фишера, эта цель вполне достижима: «ВТБ в Украине динамично развивается, укрепляя свои позиции на банковском рынке страны. Он имеет доступ к финансовым ресурсам и технологиям материнской группы, ведет работу по развитию корпоративного бизнеса с крупнейшими украинскими предприятиями, расширяет финансирование национальной экономики». Результатом можно рассматривать то, что международное рейтинговое агентство Fitch Ratings 6 июля 2007 года присвоило банку наивысшие долгосрочные рейтинги по национальной шкале — «AAA(ukr)».

Как говорит Виталий Фишер, основное преимущество ВТБ перед другими финансовыми институтами, включая «дочки» западных банков, в том, что «мы знаем специфику деятельности украинских компаний, понимаем их потребности и анализируем риски с учетом местных реалий. Мы готовы принимать риск украинских клиентов, зная истинную цену бизнеса в этой стране».

В ближайших планах ВТБ в Украине — до конца года нарастить корпоративный портфель юридических лиц до $1,5 млрд, активы — до $2,1 млрд, увеличив соответствующие показатели за год практически вдвое.

Объединив усилия

Одной из основных задач Банка ВТБ в Украине является установление сотрудничества и налаживание деловых взаимоотношений с топ-500 предприятий и компаний страны в основных секторах экономики.

ВТБ активно работает с лидерами рынков.

Виталий Фишер,
член правления, первый заместитель председателя правления банка ВТБ в Украине
«Современный банк должен ставить во главу угла свои взаимоотношения с клиентами. Для нас важно их доверие. Мы заинтересованы, чтобы не только клиенты, но и их дети, и даже внуки пользовались услугами банка. Исходя из этого, мы четко позиционируем себя как стабильный и открытый банк»

В числе ключевых клиентов украинской «дочки» ВТБ — ведущие игроки автомобильного рынка, такие как корпорация «УкрАВТО» — автопроизводитель и автотрейдер страны. ВТБ предоставил этой компании $64 млн для финансирования текущей деятельности. Для корпорации «АИС» — автотрейдера автомобилей российских марок — был также открыт лимит кредитования, размер которого составил $50 млн.

Второе важное для банка направление — энергетическая отрасль. Так, в ВТБ обслуживается около половины украинских облэнерго.

К категории стратегических клиентов относятся и предприятия тяжелой и металлургической промышленности. Среди них завод «Днепроспецсталь», а также «Никопольский завод нержавеющих труб», который является единственным в Украине и одним из крупнейших в мире специализированным предприятием по производству нержавеющих труб.

Также в числе клиентов банка компания «ВС Энерджи Интернейшнл Украина» — оператор энергетического рынка и гостиничного бизнеса. Ему предоставлено финансирование в размере $48 млн.

Для корпорации «Золотые ворота» — монополиста в строительстве взлетных полос и ведущей компании по строительству автомобильных дорог — был открыт лимит финансирования в размере $26 млн.

Участвует банк и в финансировании предприятий легкой и пищевой промышленности страны. Для компании Nemiroff — владельца самой известной в мире украинской торговой марки — открыт лимит финансирования в размере $26 млн для авалирования векселей.

Технологический акцент

Одно из приоритетных направлений Банка ВТБ в Украине — розничный бизнес. Для его дальнейшего развития было принято решение построить технологичную, эффективную систему оценки рисков заемщиков. В феврале 2007 года в ВТБ создан департамент контроля банковских рисков. По словам начальника департамента, члена правления Натальи Василец, работа началась с разработки единой унифицированной технологии кредитования каждого направления бизнеса. «Департамент — совершенно новое структурное подразделение, аналога которому не существовало в приобретенной „Мрии“. Его создание позволило сделать работу банка более эффективной и стало дополнительным подтверждением его стабильности и открытости. Мы использовали на территории Украины технологии материнской российской структуры, адаптировав их к местным условиям. Так, в российской группе предусмотрено разделение корпоративного и розничного бизнеса между двумя юридическими лицами. В Украине же эти направления будут совмещены в одном универсальном банке», — рассказывает Наталья Василец.

Следующим шагом развития розничного направления станет оформление филиалов и отделений в соответствии с корпоративными стандартами группы ВТБ. Сейчас банк активно проводит реконструкцию и реорганизацию уже существующих офисов. Новые точки продаж разместятся в самых престижных и комфортабельных районах городов Украины. «В Киеве будет открыто отделение в самом центре города — на Крещатике, — поясняет Вадим Пушкарев. — Готовятся также к открытию филиалы, размещающиеся в отдельно стоящих зданиях в центрах Харькова, Донецка, Симферополя, Севастополя, Львова. Некоторые из этих помещений являются визитной карточкой города и составляют часть его архитектурного наследия».

О принципах построения региональной сети рассказал член правления, заместитель председателя Банка ВТБ в Украине Николай Суганяка, курирующий розничное направление бизнеса. «Все отделения ВТБ в Украине универсальны. Конечно, они могут быть специализированными (например, делать упор на малый бизнес или ипотечное кредитование), но лишь за счет усиления такой точки соответствующим специалистом, а не путем сокращения списка банковских операций».

В ближайших планах кредитной организации — обеспечение технологичности обслуживания массовых клиентов и разработка новых конкурентоспособных предложений. «Продуктовая линейка, с которой банк выходит на розничный рынок, сейчас находится на стадии внедрения. Параллельно ведется работа по обеспечению еще более качественного обслуживания клиентов. Этот процесс включает в себя переформатирование площадок продаж, а также организацию тренингов для сотрудников с целью формирования клиентоориентированной политики. Мы активно занимаемся также разработкой и внедрением корпоративного кодекса, регулирующего внутренние и внешние коммуникации, и реализацией концепции „открытого пространства“ — open space на площадках продаж», — поясняет Николай Суганяка.

Еще один тактический ход, который использует украинская «дочка» ВТБ, — продвижение розничных продуктов через партнерские программы. Так, «бензиновое приложение» к пластиковым картам банка позволяет держателю карточки заправить автомобиль в одной из сетей АЗС в кредит. В настоящее время, по словам Николая Суганяки, банк ведет переговорную работу по подобным программам с целым рядом потенциальных партнеров.

«Открытие новых 68 точек продаж, увеличение числа банкоматов на 85 АТМ, а главное, внедрение новых продуктов, в том числе и комплексных карточных, позволит нам уже в этом году нарастить объем портфеля розничных кредитов в два раза по сравнению с прошлогодним», — резюмирует Николай Суганяка.

Украинская специфика

В настоящее время, согласно исследованию международного рейтингового агентства Fitch, украинский банковский сектор не является концентрированным. Он насчитывает более 150 банков. Сильнейшие игроки, в числе которых «Укрсиббанк» (51% его акций принадлежит французской банковской системе BNP Paribas), «Райффайзен банк Аваль» (95,73% акций владеет банковская холдинговая группа Райффайзен Интернациональ Банк-Холдинг АГ), «Укрсоцбанк» (95% акций принадлежит группе UniCredit), российский «Альфа-банк», «Индэксбанк» (входит во французскую группу Credit Agricole) и некоторые другие, направляют основные усилия на значительное увеличение своей рыночной доли. «Мы готовы конкурировать с мировыми банками, — заверяет Виталий Фишер. — Мы работаем по международным стандартам и предлагаем в Украине европейский уровень обслуживания».

ТЕКСТ ЮРИЙ ЛАЦИС

Вадим Пушкарев,
председатель правления Банка ВТБ в Украине

«Наша цель — создать универсальный банк»

«Построение сильного универсального банка, который в ближайшие несколько лет войдет в тройку ведущих в Украине, подразумевает реализацию целого ряда задач: создание структуры, формирование коллектива, развитие филиальной сети, выход на уровень стандартов группы ВТБ, проведение ребрендинга. Для достижения этих целей нам необходимо существенно нарастить кредитный портфель, выйти на розничный рынок с новыми конкурентными продуктами, продолжать развитие корпоративного бизнеса. Потребуется также активизация деятельности в регионах. В данный момент мы уже определили семь опорных точек присутствия — Донецк, Харьков, Днепропетровск, Львов, Киев, Одесса и Крым. На их базе будут созданы региональные центры».


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП