Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 5 (11) 2007

| Корпоративные СМИ ВТБ


Национальный масштаб

Остров везения              
Новые возможности российских авиастроителей

РОССИЯ — ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ В МИРЕ ЭКСПОРТЕРОВ ВОЕННОЙ АВИАТЕХНИКИ. В СТРУКТУРЕ ЕЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ПОСТАВОК ОРУЖИЯ ДО ПОЛОВИНЫ ПРИХОДИТСЯ ИМЕННО НА АВИАЦИЮ. ЛЕГЕНДАРНЫЕ МИГИ, «СУШКИ», ВЕРТОЛЕТЫ ЗАВОДА ИМ. М.Л. МИЛЯ ПОЛЬЗУЮТСЯ СТАБИЛЬНЫМ СПРОСОМ НА МИРОВОМ РЫНКЕ, ПУСТЬ ДАЖЕ И МЕНЬШИМ, ЧЕМ В БЛАГОПОЛУЧНЫЕ ДЛЯ ОТРАСЛИ СОВЕТСКИЕ ГОДЫ.

А вот в области гражданского самолетостроения до недавних пор дела складывались не столь хорошо. Невоенные воздушные суда отечественного производства в постсоветский период сбыта в дальнем зарубежье не находили. И если 25 лет назад более четверти мирового парка гражданских авиасудов было произведено в СССР, то к нынешнему дню доля РФ в этом сегменте снизилась до менее чем 1%.

Первым шагом на пути возрождения экспортных поставок российских самолетов стали два контракта, заключенные в 2005-м и 2006 году кубинской компанией Aviaimport  S. A. и российской «Ильюшин Финанс Ко.».

В рамках этих договоренностей последний самолет кубинцы получили летом нынешнего года. Сделка примечательна не только тем, что является первой за последние полтора десятилетия покупкой российских авиасудов клиентом из дальнего зарубежья. Возможности для ее реализации открылись благодаря участию в финансировании контракта синдиката крупнейших банков РФ, в том числе ВТБ. Впервые в истории отрасли был использован механизм кредитования экспортных поставок гражданской авиатехники, который в дальнейшем поможет отечественным авиастроителям, разрабатывающим новые образцы продукции, вновь найти дорогу на мировой рынок.

Ценный бедный клиент

Львиную долю воздушного флота национального кубинского авиаперевозчика Cubana De Aviacion составляют суда советского и российского производства. До недавних пор это были дальнемагистральные Ил-62М, а также ряд небольших самолетов Як-42 и Ан-24, эксплуатируемых на внутренних линиях между 78 кубинскими аэропортами с жестким покрытием взлетно-посадочных полос. Кроме них на средние расстояния пассажиров перевозили несколько Airbus A320. Столкнувшаяся к середине 2000-х с проблемой старения этих самолетов компания была вынуждена приступить к программе модернизации своего флота.

Для мировой авиаиндустрии, переживающей не лучшие времена, любой клиент сейчас ценен. Однако случай с Cubana особенный. Старший вице-президент ВТБ Павел Косов поясняет: «Данная авиакомпания, безусловно, заинтересована в том, чтобы эксплуатировать новые воздушные суда, однако техника от Boeing или Airbus для нее слишком дорогая. Эквивалентные российские модели самолетов Ильюшина и Туполева стоят на 25 — 30% дешевле. При этом они так же, как американские или европейские самолеты, соответствуют международным стандартам по уровню шума, эмиссии вредных веществ и безопасности и имеют сопоставимые или даже менее высокие операционные расходы». Учитывая тридцатилетнюю историю экономических связей Кубы с Россией, вопрос о выборе страны-поставщика решился быстро.

Принципиальная сложность была связана с тем, что небогатый покупатель свободными деньгами для совершения сделки не располагал. По данным Центрального разведывательного управления США, размер внешнего долга Кубы в 2005 году составлял $13 млрд плюс около $15 — 20 млрд задолженности перед Россией. Так что для закупки самолетов требовался долгосрочный банковский кредит. Однако коммунистическая Куба, долгие десятилетия бессменно возглавляемая Фиделем Кастро, относится к группе стран с высоким уровнем политических рисков. С подобной категорией клиентов коммерческие банки без существенных гарантий работать не готовы. Впрочем, по словам Павла Косова, «и авиализинговая компания «Ильюшин Финанс Ко.«, и кубинское государственное внешнеторговое предприятие Aviaimport  S. A. стремились к одной цели и потому активно приступили к поиску возможностей финансирования операции по поставке авиатехники». Схема была найдена быстро, однако над ее «доводкой пришлось поработать.

Гарантирует страна

Еще осенью 2003 года правительство РФ утвердило концепцию финансовой господдержки экспорта промышленной продукции, причем стимулирование экспорта российской гражданской авиатехники было признано одним из приоритетных направлений промышленной политики страны. Большие надежды возлагались на механизм госгарантий в рамках финансового лизинга самолетов.

Подобная система, основанная на государственных гарантиях по кредитам для покупателей самолетов, действует за рубежом достаточно давно. В записке о возможностях господдержки российской авиационной промышленности, подготовленной осенью 2004 года, специалисты Минпроэнерго отмечали, что подобные госгарантии обычно покрывают до 85% стоимости самолетов, при этом невысокая стоимость заемных средств — до 5 — 7% годовых — позволяет покупателям привлекать длинные кредиты на срок до 12 — 15 лет.

Данный способ организации экспортных поставок и решили использовать российская и кубинская стороны. Но здесь была одна сложность. В РФ инструмент предоставления бюджетных кредитов и гарантий в экспортных сделках по авиатехнике практически не использовался. Эксперты Минпромэнерго указывали на действовавшие в этой части строгие ограничения: гарантии под инвестиционные проекты лизинга новых воздушных судов могли быть выставлены, только если их объемы не превышали 40% стоимости самолета. Причем сроки кредитования устанавливались от 2 до 5 лет, а процентная ставка по кредитам составляла 18 — 22% годовых в валюте. «Российская авиатехника, поставляемая в рассрочку или по лизингу, утрачивала свое ценовое преимущество и становилась неконкурентоспособной по сравнению с иностранными самолетами, также поставляемыми по лизинговым схемам», — делали вывод авторы записки.

Вместе в будущее

В декабре 2005 года синдикат банков, в который вошли ВТБ, Внешэкономбанк и Росэксимбанк, подписал с Aviaimport S.A. соглашение о выдаче синдицированного кредита на $94 млн сроком на 10 лет для финансирования закупки Кубой в России двух пассажирских дальнемагистральных самолетов Ил-96-300 (подобная модель используется в качестве самолета президента РФ Владимира Путина). На долю ВТБ пришлось $70 млн. В случае форс-мажорных обстоятельств возмещение средств кредиторам было гарантировано государством. Поставщиком воздушных судов, произведенных «Воронежским авиастроительным обществом» (ВАСО), стала лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко.», заключившая предварительные соглашения с кубинцами в августе 2005 года на Международном авиакосмическом салоне в Жуковском (МАКС).

Ровно через год ВТБ вновь выступил в качестве сокредитора и платежного агента по новой сделке на покупку кубинцами российской авиатехники. На этот раз речь шла о финансировании контрактов на поставку «Ильюшин Финанс Ко.» двух лайнеров Ил-96-300 и трех средне-дальнемагистральных самолетов Ту-204 производства ульяновского авиазавода «Авиастар СП». В рамках соглашения банки выдали синдицированный кредит в размере $203,4 млн на 12 лет. Эта сумма составила 85% стоимости контракта. Кубинская же сторона в качестве обеспечения обязательств по кредиту предоставила суверенную гарантию Республики Куба и передала приобретаемые самолеты в залог.

«В сделках, размер которых составляет несколько сотен миллионов долларов, участие консорциума банков является общепринятой практикой во всем мире», — так Павел Косов объясняет необходимость разделения рисков между банками.

Финансист не раскрывает процентных ставок по обоим контрактам, ограничиваясь лишь стандартным в таких случаях комментарием относительно их расчета «в установленном порядке по результатам оценки параметров операции, включая факторы риска». Однако он не отрицает, что сделки являются для банка выгодными. «ВТБ не взял бы на себя обязательств по участию в высокорискованном или убыточном проекте, если бы он был продиктован только политическими целями», — утверждает Павел Косов. Впрочем, по мнению банкира, эти операции также соответствуют интересам страны. «Реализованные контракты являются крупнейшими в современной российской истории сделками по экспорту гражданских воздушных судов отечественного производства. Они способствуют дальнейшему расширению банковского финансирования экспорта сложной продукции национальной промышленности и повышению конкурентоспособности российских товаров на международных рынках. Таким образом, банк помогает своим клиентам развиваться», — говорит Павел Косов.

С «Ильюшин Финанс Ко.» ВТБ сотрудничает с 2002 года. Он помогает лизинговой компании в проектах по строительству и реализации двух грузовых воздушных судов типа Ил-96-400Т, десяти воздушных судов Ту-204-100/300 для экспорта и лизинга внутри России, а также по поставке пяти самолетов Ил-96-400 разных модификаций в Южную Африку (Зимбабве). Обеспеченность авиазаводов заказами означает рост загрузки и у предприятий-смежников, что позволяет авиастроителям с оптимизмом смотреть в будущее.

ТЕКСТ АНАТОЛИЙ ГРУЗАЕВ

Николай Дадонов,
финансовый директор «Ильюшин Финанс Ко.»

«Выполнение договора между Кубой и ИФК стало первой крупной экспортной сделкой с гражданскими самолетами отечественного производства в новейшей истории страны. Успех операции продемонстрировал способность российских авиастроителей создавать и поставлять на рынок конкурентоспособную продукцию мирового уровня. Участие в проекте ВТБ, обладающего отличными профессиональными и соответствующими финансовыми ресурсами, доказало возможность отечественных банков осуществлять сложные финансовые операции по долгосрочному экспортному кредитованию с привлечением средств государственной поддержки. В результате кубинской сделки нам удалось заключить еще несколько важных экспортных контрактов, реализовать которые мы также планируем с привлечением ресурсов ВТБ».


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП