Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 5 (11) 2007

| Корпоративные СМИ ВТБ


Пространство

Пространство

Бизнес на Волге         
Филиал ВТБ в Волгограде четко следует общей стратегии развития

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ ВТБ, ОТКРЫТЫЙ В КОНЦЕ 1998 ГОДА, СЕГОДНЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИДЕРОМ ПО ДИНАМИКЕ РАЗВИТИЯ СРЕДИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БАНКА В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ. В ОБЛАСТИ РАСПОЛОЖЕНО ТРИ ОФИСА ФИЛИАЛА — ОСНОВНОЙ И ДВА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ В ВОЛГОГРАДЕ И ВОЛЖСКОМ. ПОМИМО ЭТОГО ГРУППА ВТБ ПРЕДСТАВЛЕНА В РЕГИОНЕ ОФИСАМИ РОЗНИЧНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВТБ 24.

Филиал ВТБ в Волгограде является ведущим по работе с корпоративными клиентами: у банка порядка 2000 компаний-клиентов в регионе. В 2006 году он увеличил отрыв от конкурентов и в области финансирования внешнеторговой деятельности. Филиалу удалось нарастить свою долю в региональном сегменте импортных аккредитивов с 40% до 65%, что превысило $26 млн. Общий объем документарных операций, реализуемых с использованием гарантий и аккредитивов, за прошедший год вырос вдвое, достигнув более 2,5 млрд руб.

Кроме того, настоящий прорыв произошел в сегменте кредитования среднего бизнеса — так называемых региональных клиентов, выручка которых составляет от 90 млн до 2 млрд руб. Здесь, несмотря на повышенную конкуренцию, прирост достиг 84,1%, а объем выданных кредитов — 671 млн руб. Общий объем кредитного портфеля ВТБ в Волгограде составляет сейчас 2,56 млрд руб., а с учетом документарных операций — 5,09 млрд руб. По итогам первого полугодия 2007 года в сегменте среднего бизнеса филиал занимает второе место по всей филиальной сети ВТБ по привлечению депозитов, а по приросту активных и пассивных операций — четвертую позицию по сети и лидирующее место среди филиалов в ЮФО.

Управляющий волгоградского филиала ВТБ Андрей Гавриленко считает, что «секрет эффективности кроется в самоорганизации и четком следовании поставленным целям, а также в слаженности действий всего коллектива, который работает как единый механизм». Такая позиция управляющего вполне понятна: он имеет военное образование с финансовым уклоном. В 1988 году Андрей Гавриленко окончил Ярославское военно-финансовое училище по специальности «банки», после чего прослужил пять лет в полевых банках ЦБ. Знания и опыт, приобретенные на службе, оказались востребованными и на «гражданке»: уволившись, он вернулся в родной Волгоград, где до прихода в ВТБ успел поработать в Соцбанке, Инком-банке и Альфа-банке. А в 2005 году Андрей Гавриленко возглавил филиал ВТБ.

С прицелом на клиента

В 2006 году в волгоградском филиале под руководством заместителя управляющего Юрия Гаврилова начались преобразования, сыгравшие значимую роль в росте показателей. Изменения коснулись системы взаимоотношений банка с клиентами. Основной смысл нововведений — сделать бизнес кредитной организации ориентированным на клиента, настроить стандартные продукты под индивидуальные нужды каждого партнера. К примеру, была введена клиентская программа Saleslogix, позволяющая отслеживать и систематизировать работу менеджеров, а также оперативно реагировать на текущие изменения в рабочем процессе. Причины, потребовавшие тех или иных нововведений, а также суть данных преобразований клиентам объясняют на регулярно проводимых семинарах.

Результаты внедрения инноваций не заставили долго ждать. Так, кредитно-документарный портфель ВТБ увеличился за прошлый год в 1,7 раза. При этом доля филиала в кредитном портфеле банковских учреждений Волгоградской области по юридическим лицам выросла с 5,5% до 7,1%. На 81% повысился доход от расчетно-кассового обслуживания, а план по привлечению средств был перевыполнен на 15%. В нынешнем году тенденция сохранилась — план по кредитному портфелю перевыполнен на 12%, что позволяет говорить о верной стратегии, выбранной топ-менеджментом филиала.

В рамках этого направления ведется работа и по поддержанию и улучшению отношений с крупными клиентами банка, к числу которых можно причислить региональные и муниципальные власти.

Одним из важных направлений деятельности банка в регионе в настоящее время является также передача розничного бизнеса коллегам из ВТБ 24. Предположительно процесс передачи должен завершиться в конце нынешнего года.

У крупных корпоративных клиентов ВТБ на Волге, таких как Волгоградский судостроительный завод, Волжский трубный завод, популярны услуги банка по финансированию внешнеторговой деятельности. Объясняется это тем, что их использование заметно снижает издержки, связанные с получением средств, а также риски большей части клиентов. Например, широкое использование в практике международных расчетов находят аккредитивы банка с рассрочкой платежа. Приверженцем документарных операций с участием ВТБ стала компания «Агро Инвест», основным активом которой является Волгоградский мясокомбинат, входящий в число крупнейших в России. Как рассказал один из учредителей «Агро Инвеста», вице-президент компании «Элидар» Александр Лукашенко, «все начиналось в 1994 году с импорта мяса». В настоящее время «Агро Инвест» — вертикально интегрированный холдинг, куда входит 12 компаний, представленные на всех этапах производственной цепочки: импорт и производство сырья (собственные животноводческие хозяйства), логистика, переработка и сбыт. Активы холдинга оцениваются в сумму около $40 млн.

Андрей Гавриленко,
управляющий волгоградским филиалом ВТБ
«Секрет эффективности кроется в самоорганизации и четком следовании поставленным целям, а также в слаженности действий всего коллектива»

Александр Лукашенко вспоминает, что «когда бизнесмены пришли на мясокомбинат, тот являл собой удручающее зрелище». Встал вопрос о полном переоборудовании и запуске производства практически с нуля. Тогда и началось сотрудничество компании с ВТБ. Сделку по поставке импортного оборудования проводили через лизинговую фирму. Объем аккредитива составил около 3 млн евро на условиях LIBOR + 0,7%, сроком на два года. Зарубежным партнером операции выступил VTB France — французская «дочка» ВТБ. Как поясняет Лукашенко, выбор пал на ВТБ по двум причинам: опыт банка в подобных операциях и развитая филиальная сеть за рубежом. В результате работы над сделкой обе стороны остались довольны, что послужило началом сотрудничества.

Сегодня свыше 70% всех кредитов «Агро Инвест» получает у ВТБ. Лимит предприятия увеличен с 200 млн руб. до 670 млн руб., а условия обслуживания держатся на уровне ставки 12,75 — 13,02% в рублях и LIBOR + 0,7% в валюте, причем потребность в заемных средствах растет вместе с планами холдинга. По словам директора волгоградского филиала «Агро Инвеста» и волгоградского мясокомбината Алексея Зубкова, «у компании масштабные планы: приобретение очередного коллективного хозяйства с последующим переоборудованием в современный животноводческий комплекс, строительство логистического центра площадью 12 000 кв. м, развитие кондитерского направления, собственной сети сбыта». Реализация этих замыслов навела руководство «Агро Инвеста» на мысль о необходимости облигационного займа, андеррайтером которого было предложено выступить ВТБ.

«Мы планируем собрать на рынке 1 млрд руб., подготовка к выпуску займет четыре-пять месяцев. Надеемся, что к концу года облигации будут выпущены», — подытожил Александр Лукашенко.

Гостиничный бизнес

Еще одним крупным клиентом волгоградского филиала ВТБ является гостиница «Южная», которая входит в группу компаний «Столия», объединяющую 15 предприятий: гостиницы, рестораны, турбазы и ряд других организаций сектора HoReCa. «Южная» полностью обслуживается в ВТБ. Генеральный директор гостиницы и президент группы «Столия» Виктор Зверев считает, что «географическое положение Волгограда способствует развитию гостиничного бизнеса в городе, являющемся важнейшим транзитным пунктом при путешествии на юг страны». Звереву действительно удалось найти рыночный тренд — гостиничная отрасль сегодня является одной из наиболее динамично растущей в РФ.

Первый кредит ВТБ гостиница, выкупленная Виктором Зверевым у муниципалитета, получила в 2005 году, тогда поручителем выступила Российская гостиничная ассоциация. «Начинали с 13%, а сейчас кредитуемся под 11,75%», — рассказывает предприниматель.

На эти деньги Зверев перестроил построенное в 1970 году здание, создав одну из самых комфортабельных и современных по уровню обслуживания гостиниц в Волгограде, аттестовав ее на три звезды. В ходе масштабной реконструкции заменили лифты, построили газовую котельную, парковку, обновили мебель и обучили персонал. В ближайшем будущем на реконструкцию будут закрыты два этажа здания.

Вектор развития гостиничного бизнеса Виктор Зверев видит не только в повышении качества предоставляемых услуг, но и в расширении их ассортимента. Принцип комплексного подхода бизнесмен распространяет и на взаимоотношения с ВТБ: в гостинице были установлены банкоматы и терминалы банка, а сотрудники получили дебетовые карты ВТБ. В планах на будущее значится и зарплатный проект. По признанию Виктора Зверева, «даже свои личные счета он перевел в ВТБ».

В настоящее время общий кредитный портфель волгоградского отеля превышает 160 млн руб. Очевидно, что он будет только увеличиваться и что в новых проектах по развитию бизнеса значимую роль Виктор Зверев отводит ВТБ.

Застройщик № 1

Клиентом волгоградского филиала ВТБ является «ВЗ ЖБИ-1», компания, созданная на базе «Волгоградского завода железобетонных изделий № 1». Предприятие, отметившее в минувшем году полувековой юбилей, является одним из крупнейших девелоперов Волгоградской области с оборотом 4,5 — 5 млрд руб. «ЖБИ-1» — это компания полного цикла, на базе которой недавно был объединен целый комплекс аффилированных структур, вовлеченных в производственный процесс: риэлторы, транспортники, маркетологи, строители и другие. По словам генерального директора предприятия Олега Черкесова, «в 2006 году „ЖБИ-1“ совершил значимый рывок в развитии, переместившись в рейтинге областных предприятий с 54 места сразу на 27-е». Разумеется, такой скачок был бы невозможен без финансовой поддержки. Одним из ее источников выступил филиал ВТБ. Банк открыл предприятию кредитную линию в размере 77 млн руб.

Сегодня у партнеров есть возможность для расширения взаимодействия: у «ЖБИ-1» возникла необходимость в модернизации имеющихся производственных мощностей и строительстве новых, что также потребует финансовых вливаний. По приблизительным подсчетам на строительство нового завода по производству железобетонных конструкций может потребоваться около 1,5 млрд руб.

Таким образом, волгоградский филиал ВТБ по-военному четко следует общей стратегии развития, не пытаясь сделать ставку на отдельные виды деятельности, — банк ведет наступление «по всем фронтам». И, как показывают цифры, этот подход целиком себя оправдывает.

ВТБ позиционирует себя в качестве универсальной кредитно-финансовой организации, благодаря чему волгоградские предприятия демонстрируют завидные темпы роста.

ТЕКСТ АРКАДИЙ БОНДАРЕНКО

«ЖБИ-1»

Компания создана на базе «Волгоградского завода железобетонных изделий № 1». Объем кредита 77 млн руб. В рамках стратегии расширения производственных мощностей является перспективным клиентом ВТБ.


Гостиница «Южная»

Общий объем кредита превышает 160 млн руб.
Находится на полном обслуживании ВТБ. Планируется переоборудование двух зданий, для чего потребуется увеличение объема кредитования.


«Агро Инвест»

Основным активом предприятия является Волгоградский мясокомбинат. Объем кредитной линии 670 млн руб. ВТБ, возможно, станет андеррайтером облигационного займа компании объемом 1 млрд руб.


ВТБ в волгоградской области сотрудничает с предприятиями разных отраслей
Отрасль Количество Р/счета Депозиты Векселя Кредиты
Наименование шт. тыс. руб.
Легкая промышленность 1 13 998,82
Пищевая промышленность 15 6110,80 327 302,31
Сельское хозяйство 16 2985,14 169 111,82
Химическая промышленность 9 145 664,16 140 000,00
Торговля (прочие) 115 62 882,23 3600,00 1 105 262,78
Государственные органы 3 45 908,19
Строительство 30 88 247,17 40 000,00 1348,63 204 353,18
Водный транспорт 2 6596,55 110 229,72
Производство стройматериалов 25 103 295,06 526 789,85 279 834,00 157 000,00
Финансовые компании (в т.ч. страхование) 18 12 145,59 24 099,16
Прочие сферы деятельности, сферы промышленности 132 178 959,22 626 958,09 497 018,56
Итого по крупным и средним клиентам 366 652 794,11 1193 747,94 284 782,63 2 748 376,35

 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП