Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 4 (10) 2007

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Культура

География искусства
Единое культурное пространство

В МИНУВШЕМ МАЕ ОКОЛО СОТНИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗ 48 КРУПНЕЙШИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ И ГАЛЕРЕЙ 28 СТРАН — ЧЛЕНОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПРИБЫЛИ В МОСКВУ, ЧТОБЫ ПРЕДСТАТЬ В ЗАЛАХ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ НА КРЫМСКОМ ВАЛУ В ГРАНДИОЗНОМ ВЫСТАВОЧНОМ ПРОЕКТЕ «ЕВРОПА — РОССИЯ — ЕВРОПА». ДАННЫЙ ПРОЕКТ ЗАВЕРШИЛ ЮБИЛЕЙНУЮ ПРОГРАММУ «МУЗЕИ МИРА ПОЗДРАВЛЯЮТ ТРЕТЬЯКОВСКУЮ ГАЛЕРЕЮ», А ТАКЖЕ ОЗНАМЕНОВАЛ 50-ЛЕТИЕ ЕВРОСОЮЗА. МЕРОПРИЯТИЕ ПОДГОТОВЛЕНО ПРИ УЧАСТИИ ВТБ.

Нынешний год оказался не только 150-м в жизни знаменитой Третьяковки, но и юбилейным для Европейского союза. И, хотя о последнем событии вспоминают в основном в русле политических баталий, нельзя отрицать, что Европа — это единое культурное пространство, которое, несмотря на пестроту направлений, имеет свое неповторимое своеобразие.

То, что выставка «Европа — Россия — Европа» открылась именно в текущем году, не случайно. Римский договор, с которого и начался процесс европейской интеграции, подписан 50 лет назад. В этом году исполнилось 10 лет Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом. Наконец, в середине нынешнего мая в Самаре был открыт саммит Россия — ЕС. Значимость этих событий как в культурном, так и в политическом пространстве и послужила основной причиной организации грандиозного совместного выставочного проекта, подготовка к которому велась более двух лет. Со своей стороны ЕС внес существенный вклад в его финансирование.

Европейский диалог

Выставка «Европа — Россия — Европа» явилась логическим продолжением ряда «диалогов»: «Париж — Москва», «Москва — Варшава», «Москва — Берлин», «Россия — Италия», оставивших заметный след в жизни российской столицы. Выявляя общие черты, вычерчивая схожие мотивы, эти экспозиции создавали единую культурно-политическую карту Европы. Однако удачная попытка объединить их на одной площадке — замысел поистине космического масштаба. Заместитель министра культуры и массовых коммуникаций РФ Андрей Бусыгин поздравил организаторов с успешной реализацией планов. Генеральный директор Третьяковской галереи Валентин Родионов также отметил достижение своих коллег: «Подготовка данного проекта оказалась очень сложной, переговоры были напряженными и творческими, но сегодня можно сказать, что мы победили!» По словам главного хранителя музея Екатерины Селезневой, «всю Европу объединила Третьяковская галерея. Честно могу сказать, что до последнего момента не верилось в возможность осуществления такого проекта, но сегодня это свершившийся факт, с которым можно только поздравить нас всех». На открытии экспозиции в Третьяковке на Крымском валу присутствовали и иностранные гости: Марк Франко, посол, глава представительства Европейской комиссии в РФ, и Вальтер Юрген Шмид, посол Германии, председательствующей в ЕС в 2007 году.

На выставке «Европа — Россия — Европа» каждая из стран — членов Содружества предоставила по три произведения, отражающих различные периоды в становлении национальных художественных школ, а также определяющих национальное самосознание. Таким образом сформировался широкий спектр экспонатов: шедевры живописи, скульптуры, видеоарта, фарфора и прикладного искусства. Работы первого ряда из своих собраний предложили музеи Болгарии, Ирландии, Венгрии, Словакии, Словении, Финляндии, Кипра, Греции, Дании, Люксембурга, Нидерландов и другие. Многие произведения были впервые показаны в Москве, собранные в единую экспозицию.

Сквозь десятилетия

Открывали выставку главные религиозные святыни. И здесь Третьяковка выставила свои лучшие экспонаты: «Троицу» Андрея Рублева, «Спас нерукотворный» и «Богоматерь Владимирскую». Рядом размещалась шитая плащаница «Оплакивание Христа» XV века из Румынии. Этот шедевр религиозного искусства представляет собой выдающийся образец оригинального румынского лицевого шитья и является бесспорной ценностью в сокровищнице Юго-Восточной Европы и христианского Востока. Организаторы не случайно открывали выставку иконами, ведь процесс единения Западной и Восточной Европы пошел именно с принятия христианства, которое положило начало становлению духовных связей России и Европы. Встретив в числе первых экспонатов выставки знаменитое творение Андрея Рублева, зритель сразу находил для себя культурную, художественную и нравственную точку опоры. Далее, двигаясь в сравнительно небольшом пространстве галереи и одновременно — сквозь огромные пласты истории, можно было увидеть и почувствовать своеобразие народов и культур, но вместе с тем ощутить и объединяющую мощь общечеловеческих ценностей.

В целом, осмотрев экспозицию, можно было выделить следующие содержательные разделы: классическое искусство, модернизм и более радикальную группу работ современного искусства.

В отделе классической живописи выставлялся привезенный из Италии абсолютный шедевр Тициана «Венера, завязывающая глаза Амуру» и доставленное из Испании полотно Хосе де Риберы «Святой Павел, отшельник». Кроме того, из «старого» искусства в Москву привезли полотно Лукаса Кранаха Старшего «Портрет курфюрста Саксонии Иоганна Постоянного» из собрания государственных художественных коллекций Дрездена и пейзаж Каспара Давида Фридриха «Поля у Грайфсвальда», представляющий собой образец живописи романтического направления. Возникнув в Германии, это движение распространилось по всем европейским странам, ярко отразившись в изобразительном искусстве, литературе, музыке. Англичане на выставку в Москве предоставили идеализированный классический пейзаж Уильяма Тернера «Золотая ветвь» и портрет дочерей торговца произведениями искусства Эшера Вертхеймера «Инна и Бетти, дочери г-на и г-жи Э. Вертхеймер» работы Джона Сарджента.

Украшением экспозиции стали произведения европейских художников ХХ века, являющихся универсальными фигурами общемирового искусства. В разделе «модернизм» была представлена картина Пабло Пикассо «Памятник испанцам, павшим за Францию», а Франция прислала превосходную работу Анри Матисса «Натюрморт с зеленым буфетом».

Третьяковка также выставила свои бесспорные шедевры: раздел современного искусства открывало одно из самых ярких, новаторских и спорных произведений ХХ века — «Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича. Даже неискушенный зритель сразу узнавал полотна Марка Шагала «Над городом» и Василия Кандинского «Импровизация холодных форм», творчество которых принадлежит русской и французской культуре. Все эти авторы на протяжении десятилетий определяли главные тенденции живописи минувшего столетия.

Актуальное искусство России было представлено картиной из собрания фонда культуры «Екатерина»: «Странник» концептуалиста Эрика Булатова, работы которого относятся к творчеству художников, во многом определивших облик современного искусства. В финале — как выход в открытое пространство века нынешнего — затягивали в сети объекты и инсталляции современных художников.

Континент Искусство

Конечно, европейские страны-лидеры в области искусства в соответствии с канонами политкорректности не прислали на московскую выставку главные свои шедевры. Ведь экспозиция была создана с целью достичь коммуникации, а не выиграть соревнование. Воплощенный в жизнь проект «Европа — Россия — Европа» проиллюстрировал взаимопроникновение европейских национальных культур, взаимовлияние художественных школ и их судеб, непрерывность тех связей, которые на протяжении веков объединяют Европу. И прошедшая выставка послужила убедительным примером того, чего способно достигнуть человечество общими усилиями.

ТЕКСТ ИРИНА ГРАЧЕВА

Василий Титов,
заместитель президента — председателя правления ВТБ

«Мы можем гордиться своей культурой»

Какую помощь оказал ВТБ Третьяковской галерее в устроении экспозиции «Европа — Россия — Европа»?
У ВТБ давние дружеские и партнерские отношения с Третьяковской галереей. Банк является членом совета попечителей музея. И основное наше участие, конечно, финансовое. Без меценатства и спонсорства организовать подобные мероприятия невозможно. В данном случае мы в очередной раз предложили музею свою поддержку в реализации этого важного в культурной сфере проекта.

Какой вклад вносит такая деятельность в дело возрождения и развития традиций русского меценатства?
Участие ВТБ в поддержке культурных событий подобного рода носит не эпизодический характер. Это стратегическое решение. Мы надеемся, что наша деятельность в данной области станет примером для других участников бизнеса в деле поддержки и развития искусства, науки, спорта, образования.

С какими сложностями вы столкнулись в процессе реализации проекта?
В любом проекте, в котором участвуют более двух сторон, увеличивается возможность появления трудностей. А если говорить о программе «Европа — Россия — Европа», то в ней было задействовано более 20 участников. Координация проекта сопровождалась решением ряда вопросов — от ведения переговоров до доставки произведений. Однако все это осталось позади, и теперь можно гордиться тем, что совместными усилиями мы преодолели трудности, и проект состоялся.

Какое у вас впечатление от выставки?
В первую очередь — восторг! Учитывая напряженный ритм нашей жизни, возможность на одной площадке увидеть произведения из многих стран, созданных мастерами, которые творили в разное время, это, говоря языком бизнеса, удобно, а вообще — это просто уникальная возможность. ВТБ — единственная российская международная финансовая группа, поэтому для нас проект приобретает дополнительное значение.

Какая картина стала знаковой для вас лично?
Может быть, это прозвучит излишне патриотично, но самым ярким моим впечатлением стала «Троица» Андрея Рублева. В этом произведении чувствуется тяжесть веков, уникальность русской истории, оно рождает осознание того, что мы по праву можем гордиться своей культурой.


Тициан Вечеллио (1477 — 1576)
«Венера, завязывающая глаза Амуру» (около 1565)


Венецианская республика в период своего развития воспитала целый ряд выдающихся художников. В картинах того времени ценилась жизнерадостность, глаз должен был отдыхать на произведении искусства, успокаиваться. Грубые и тяжелые мотивы, возбуждающие тягостные размышления, отвергались. Как и везде, человек являлся продуктом окружающей его жизни, а искусство — отражением его мировоззрения.
Мастера венецианской школы довели искусство колорита до наивысшей точки совершенства. Никто так и не сумел сравниться с ними в придании жизненной теплоты изображению нагого тела, ярко высвеченного южным светом.
Во главе венецианской школы стоит один из крупнейших мировых художников — Тициан, признанный единственным в своем роде мастером колорита. А по торжественности композиций его полотна можно сравнить лишь с Рубенсом. Прожив 99 лет, выдающийся художник создал множество картин разнообразных по сюжету и трактовке.
На выставке «Европа — Россия — Европа» было представлено полотно «Венера, завязывающая глаза Амуру» из коллекции Галереи Боргезе в Риме.
На картине слева изображена женская фигура в короне, завязывающая глаза облокотившемуся на ее колени крылатому младенцу, в то время как другой наблюдает за происходящим из-за ее плеча. Справа художник расположил двух женщин, держащих колчан со стрелами и лук. Фон картины являет собой гористый пейзаж и вечернее небо на закате.
Об интерпретации сюжета ведущие искусствоведы спорят немало лет. На основе этого произведения создано множество копий и гравюр. А они, в свою очередь, так трактовали сюжет: любовь неизбежна. Сила любви способна преодолеть любые препятствия, а человек не в состоянии уклониться от наносимых ею ударов.

Каспар Давид Фридрих (1774 — 1840)
«Поля у Грайфсвальда» (1821 — 1822)


Каспар Давид Фридрих — немецкий художник, ярчайший представитель романтического направления в живописи Германии, известен прежде всего своими пейзажами.
Картина «Поля у Грайфсвальда» признана образцом живописи эпохи классического романтизма. Воззрения немецких романтиков стали общеевропейскими и оказали значительное влияние на общественную мысль и искусство других стран. Романтизм, возникнув на рубеже XVIII — XIX веков, был противопоставлен эстетике эпохи Просвещения: на смену прогрессивным идеям и механистической концепции мира пришли иррациональные стихии и внутренний мир человека. Центром художественной системы этого направления является личность, а конфликтом течения принято считать конфликт личности и общества.
Решающим импульсом развития романтизма в Европе послужили наполеоновские войны, упрочившие националистические настроения в отдельных странах.
Ученик копенгагенской Академии художеств Каспар Фридрих, в ближайшем окружении которого были такие известные представители искусства, как Тик и Новалис, и который был знаком с Гете, уже в ранних картинах определил задумчивую, даже мистическую атмосферу своего искусства. Для творчества художника характерны пейзажные дали, загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде морского горизонта, горной вершины, кладбища или дальнего города.
«Поля у Грайфсвальда» — это силуэт родного города художника. Композиция произведения составлена из трех горизонтальных уровней, каждый из которых можно трактовать в религиозном смысле. Так, темный передний план картины определяется как сумрачное настоящее, светлый задний план символизирует божественный свет, отблески которого попадают на среднюю часть полотна, с изображенными на ней скучающими лошадьми, что выражает собой земное счастье. Таким образом, пейзажи Фридриха — это не просто виды реальной местности, но и наделенные религиозными и политическими подтекстами и смыслами композиции.
Романтизм открыл в человеке новые измерения, связанные с бессознательным. Не случайно забытое на определенный период искусство Фридриха вновь привлекло внимание деятелей искусства в ХХ веке, особенно представителей сюрреализма.

Пабло Пикассо (1881 — 1973)
«Памятник испанцам, павшим за Францию» (1945 — 1947)


Пабло Пикассо — это эпоха. Испанец, проживший почти всю свою жизнь во Франции, но сохранивший испанские корни. Художник, чьи поиски резонировали едва ли не всем течениям эпохи, а многие создавались им самим.
Рассматривая творчество этого мастера, принято говорить об ином языке, ином взгляде на мир, который существует в некой иной среде, об искусстве, оперирующем пластическими самоценными кодами. Это живопись, утверждающая приоритет новых критериев, основу которых составляет оппозиция ко всему, что существует в эстетическом опыте.
Именно Пикассо в 1907 — 1914 годах разрабатывал принципы кубизма, одного из самых радикальных направлений авангардизма, важнейшей составляющей которого является взгляд «изнутри»: расчленить мир на простейшие «множители», взглянуть на предмет, свободно используя четвертое измерение — время.
Посетители выставки «Европа — Россия — Европа» могли увидеть один из таких кубистических шедевров мастера — «Памятник испанцам, павшим за Францию», написанный сразу после войны в 1945 — 1947 годах и задуманный как дань памяти соотечественникам, сражавшимся за освобождение Франции от фашистской оккупации.
В центре композиции Пикассо изображает надгробный мемориал, у подножия которого помещен череп с костями. Остальные элементы картины представляют собой традиционные атрибуты военных монументов: флаг, которым покрывают гроб, надгробный камень с памятной надписью героям, бюст неизвестного солдата, копье, труба французской армии.
Рассуждать о красоте картин Пикассо невозможно. Здесь даны образы, о которых в подобных категориях не идет речи в принципе. Есть лишь знаки — иероглифы страдания, маркирующие пространство, в которых странным образом соединились муки человечества. Определяющими мотивами искусства Пикассо являются сопричастность боли мира, социальная трагедия как мощный импульс для творчества.
Можно сказать, что именно в кубизме осознание трагичности грозной эпохи впервые было выражено принципиально новым пластическим языком.
В 1990 году президент Франции Франсуа Миттеран подарил «Памятник испанцам, павшим за Францию» Испании в рамках IV двухстороннего саммита Франция — Испания, проходившего в Париже.

Константин Бранкузи (1876 — 1957)
«Молитва» и «Портрет Петра Станеску» (1910-е годы)


Константин Бранкузи — румынский скульптор, большую часть своей жизни проживший в Париже. Его имя часто ассоциируется с кубистами — возможно потому, что свои работы скульптор выставлял вместе с художниками этого направления в парижском «Салоне Независимых» в 1912-м и 1913 годах. У него есть работы, которые по внешнему виду действительно можно отнести к кубистическим — например, выполненный в 1914 году «Блудный сын». Но, пристально всмотревшись в творчество мастера, понимаешь, что на деле он всегда оставался индивидуалистом. Бранкузи решительно отвергал кубистическую революцию. Стремление сохранить целостность оригинального визуального опыта, проникая в суть вещей, уменьшить влияние личностного фактора — лежит в основе всего творчества мастера. Он ставил перед собой задачу очистить предметы от наслоений времени и истории. Произведения, которые в полной мере отражают авторскую позицию Бранкузи, привезли на выставку в Третьяковскую галерею: композиция «Молитва» и «Портрет Петра Станеску», выполненные в 1910-х годах. Две скульптуры образуют монументальный ансамбль. Художник выполнил эти работы на заказ для кладбища Думбрава в Бузау.

Георг Базелиц (родился в 1938-м)
«Живопись пальцами III — Орел» (1972)


Картина известного немецкого художника Георга Базелица «Живопись пальцами III — Орел» в экспозиции «Европа — Россия — Европа» выставлялась в разделе современного искусства.
Неоэкспрессионист Базелиц — один из самых знаменитых художников современной Германии. Его творчество принято считать провокационным. Первые выставки, проходившие еще в 1960-х годах в Берлине, вызвали немало скандалов и обвинений в непристойности.
От представителей авангардистских направлений Базелица отличает непреложная уверенность в непреходящем значении живописи. Художник активно занимается историей искусств, отождествляя себя с одним из звеньев в цепи живописной традиции.
Отличительная черта художественной манеры Базелица — перевернутое изображение.
Устремившийся вниз орел на картине «Живопись пальцами III — Орел» приобретает особый смысл. Свободная хищная птица, геральдический символ, изображенный на гербе Германии, будто падает вниз. Тут же возникает ассоциативный ряд — сила и слабость, высота и бездна, показывающие, что злоупотребление властью, нарушение границ силы неминуемо ведут к пропасти. Такая интерпретация сюжета обретает определенный смысл, когда вспоминаешь, что именно эта картина висела в кабинете канцлера Германии Герхарда Шредера.
Изображенная на полотне птица воплощает безудержную энергию и стремительность. Возможно, дело еще и в том, что автор нарисовал это полотно не кистью, а пальцами.

 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП