Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 4 (10) 2007

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Культура

Долгожданная встреча
Путь итальянского гения

ВЫСТАВКА РАБОТ АМЕДЕО МОДИЛЬЯНИ, ПРОШЕДШАЯ НЕДАВНО В ГМИИ ИМ. ПУШКИНА, ПРЕТЕНДУЕТ НА РОЛЬ ГЛАВНОГО ВЫСТАВОЧНОГО ПРОЕКТА ЭТОГО ГОДА. ЭКСПОЗИЦИЯ «ВСТРЕЧА С МОДИЛЬЯНИ», ОТКРЫВШАЯСЯ В РАМКАХ VII ФЕСТИВАЛЯ ИСКУССТВ «ЧЕРЕШНЕВЫЙ ЛЕС», СТАЛА ПЕРВОЙ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ВЫСТАВКОЙ ИТАЛЬЯНСКОГО ГЕНИЯ В РОССИИ. В НАШЕЙ СТРАНЕ РАБОТ ЭТОГО ХУДОЖНИКА ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ. ОДНАКО ЕГО ИМЯ ШИРОКО ИЗВЕСТНО РОССИЙСКОЙ ПУБЛИКЕ — ВО МНОГОМ БЛАГОДАРЯ ЕГО ДРУЖБЕ С РУССКОЙ ПОЭТЕССОЙ АННОЙ АХМАТОВОЙ. ОДНИМ ИЗ СПОНСОРОВ ВЫСТАВКИ СТАЛ ВТБ.

Большая монографическая выставка, организованная Пушкинским музеем, открылась традиционной вернисажной пресс-конференцией. В своем выступлении директор музея Ирина Антонова отметила, что Амедео Модильяни — особенный художник, с романтической и в то же время трагической судьбой. Итальянец, оказавшийся во Франции в 1906 году, он сразу попал в круг художников-новаторов — таких как Пабло Пикассо, Фернан Леже, Хаим Сутин, Анри Матисс. Это было интересное время перемен в развитии искусства, возникновения авангардных форм. Впрочем, даже будучи хорошо знакомым с художниками-новаторами, давшими рождение кубизму и фовизму, Модильяни практически с самого начала творил нечто другое, не участвуя в общем движении.

В первые годы пребывания в Париже Амедео посещал Академию художеств и много работал: считается, что он создавал сто — сто пятьдесят рисунков в день, бесконечно и неутомимо искал свой стиль. Тогда его не признавали даже коллеги-художники — вполне возможно, они просто не знали, как оценивать необычные работы. Ведь произведения Амедео Модильяни не относились ни к одному из известных тогда направлений. При этом он не был приверженцем категорического отказа от традиционного искусства. Напротив, опираясь на классику, он создавал новое. Не исключено, что таким образом давало о себе знать его происхождение: Модильяни был воспитан на великом итальянском классическом искусстве. Среди его любимых авторов мастера XV века — Пьеро делла Франческа, Антонелло да Мессина, творчество которых, несомненно, является одной из вершин развития изобразительно-художественной мысли европейского искусства.

Французские направления

Кубизм (от франц. cube — «куб») — направление в искусстве, возникшее в начале ХХ века, для которого характерно использование геометризованных условных форм. Традиционно его связывают с творчеством таких художников, как Пабло Пикассо, Жорж Брак.

Фовизм (от франц. fauve — «дикий») — направление во французской живописи, представителями которого являются Анри Матисс, Морис де Вламинк, Андре Дерен. Возникшее в начале ХХ века течение характеризуется упрощенностью форм и яркостью цветовых решений.

Образы Модильяни

В Пушкинском музее вниманию зрителей было представлено 25 картин Амедео Модильяни, примерно столько же рисунков и скульптура «Голова женщины». Выставок подобного масштаба этого художника в России до сих пор не проводилось, лишь изредка отдельные произведения можно было увидеть в составе крупных международных экспозиций.

Стоит отметить, что, хотя в Пушкинском музее была показана лишь небольшая часть наследия художника, организовать выставку оказалось крайне сложно: ведь при жизни Модильяни не имел успеха, поэтому много картин осело в частных коллекциях. А на «Встречу с Модильяни» произведения прибыли в Москву более чем из 20 музеев. Список участников выставки включает такие организации, как лондонская галерея «Тейт», венский музей Albertina, главные музеи Нью-Йорка (Музей Соломона Гуггенхайма, музей «Метрополитен» и Музей современного искусства), а также частные собрания и галереи.

Основное место в творчестве Модильяни занимали портреты: он изображал своих моделей, как правило, по пояс, сидящими либо стоящими. Вытянутые лица, носы, тонкие шеи, сильно удлиненные кисти рук, немного наклоненные в сторону головы — характерные черты женских портретов художника. Лучшие примеры уникального видения женских образов — портреты Люнии Чековской, подруги художника, и Жанны Эбютерн, его последней спутницы, выбросившейся из окна на следующий день после смерти Амедео. На выставке представлены три портрета — «Голубые глаза (Портрет Жанны Эбютерн)» (1917), «Портрет Жанны Эбютерн» (1919) и «Портрет Люнии Чековской» (1919).

Вообще, люди — основная тема произведений Амедео Модильяни, они никогда не оставались на заднем плане работ художника. Фон, на котором изображались модели, напротив, максимально лаконичен и упрощен. Основной деталью портретов являются глаза. Художник рисовал их полузакрытыми, без зрачка или радужной оболочки, делая таким образом взгляд изображенного на портрете человека отстраненным, отсутствующим.

Центром экспозиции в Пушкинском музее стали три картины художника, исполненные в традиции «Ню» — одном из основных жанров мирового искусства, демонстрирующем обнаженное тело: «Лежащая обнаженная» (1917), «Лежащая обнаженная на белой подушке» (1917), «Обнаженная с ожерельем (Обнаженная с закрытыми глазами)» (1917).

В Париже эти полотна послужили скандальным поводом к закрытию первой персональной выставки художника — в 1917 году французская публика сочла их непристойными.

В живописи Модильяни нет четкой периодизации, совершенствование уникального стиля художника заключалось в изменении манеры изображения и в особом психологизме его работ.

Король парижской богемы

Благодаря участию в проекте парижско-римского Института Модильяни выставка в Пушкинском музее получила не только художественное, но и биографическое измерение. Институт предоставил музею письма, фотографии и прочие документы, касающиеся жизни художника.

Обладая яркой внешностью, Амедео всегда был в центре богемной жизни Парижа. Из воспоминаний его дочери Джованны: «Он ходил в бархатном пиджаке болотного цвета, с красным бантом на шее и в шляпе с широкими полями». Амедео часто наведывался в парижские кафе — на выставке представлены фотоснимки знаменитых «Клозери де Лила» и «Дом», где он проводил целые дни, рисуя и встречаясь с друзьями.

Многочисленные биографы создали выразительный образ Амедео Модильяни: нищий, драчливый, одурманенный гашишем, вечно пьяный дебошир, сгоревший от туберкулеза. Действительно, характер и личность художника настолько яркие, что истории жизни порой затмевают рассказ о творческих достижениях. Количество его экстравагантных выходок не счесть. Известен случай, когда какой-то торговец пожелал купить несколько рисунков Модильяни. Художник попросил за свои работы определенную сумму. Покупатель, понимая в каком бедственном положении находится мастер, значительно снизил цену. Модильяни не стерпел обиды. Продырявив ножом пачку рисунков, он нанизал их на шпагат и, не говоря ни слова застывшему от изумления покупателю, открыл дверь в уборную и повесил свои работы на гвоздь. Нередко Амедео становился одним из главных участников ночной жизни парижской богемы. А тем, кто советовал ему остепениться и подумать о развивающейся болезни, отвечал фразой, позже ставшей знаменитой: «Тем хуже! Предпочитаю короткую, но яркую жизнь».

Художник и поэт

В жизни Модильяни есть страница, особенно волнующая российских зрителей. Это его дружба с Анной Ахматовой, с которой он познакомился в 1910 году в Париже. Об их длительных прогулках по городу, любви к поэзии и друг к другу мы читаем в стихах и воспоминаниях русской поэтессы. Амедео Модильяни сделал множество рисунков Анны Ахматовой, но, к сожалению, из этих работ в России ничего не осталось. Два таких рисунка сохранились в коллекции семьи француза Поля Александра, друга и покровителя Модильяни. Доктор Александр вместе с польским поэтом Леопольдом Зборовским входил в число тех немногих современников, кто ценил искусство Амедео. Оба мецената не просто покупали работы художника — они были его поклонниками и союзниками. Так, Поль Александр собрал огромную коллекцию рисунков, часть которых привезли на выставку в Москву. Среди них — «Анна Ахматова на трапеции» (1911) и «Анна Ахматова сидящая» (1911). Несколько рисунков с изображением Ахматовой есть в Музее изобразительных искусств в Руане, но их привезти не удалось.

На выставке в Пушкинском музее публика могла увидеть и картины, свидетельствующие об увлечении Модильяни искусством Африки, античностью и другими культурами, а также об активных занятиях скульптурой: на выставке представлены две работы 1912 — 1913 годов под названием «Кариатиды». Ученые пишут, что моделью, прообразом этих кариатид служила Анна Ахматова. Несомненно, встреча с поэтессой серьезно повлияла на творчество Модильяни: черты ее лица, линии тела долго еще проступали основным мотивом в его портретах. А великая поэтесса оставила потомкам такое воспоминание о художнике: «У него была голова Антиноя и глаза с золотыми искрами. Он был совсем не похож ни на кого на свете. Голос его как-то навсегда остался в памяти. Я знала его нищим, и было непонятно, чем он живет. Как художник он не имел и тени признания».

Впрочем, после смерти Амедео Модильяни стоимость его произведений резко возросла. По свидетельствам современников, картина, стоившая накануне смерти художника 100 — 150 франков, уже в момент следования похоронной процессии на кладбище оценивалась в 800 франков.

В настоящее время наследие Амедео Модильяни обработано еще не в полной мере. Искусствоведам предстоит проделать большую научную работу, чтобы определить принадлежность того или иного полотна именно кисти Модильяни. По словам Ирины Антоновой, «Модильяни еще в пути. В пути изучения его творчества, в пути ознакомления с его искусством многих стран мира. Сегодня он в Москве, в России».

ТЕКСТ МАРИНА ХЛЕБУС

Ирина Антонова,
директор ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Я хочу отметить, что организация выставок такого масштаба, тем более с привлечением более чем 20 зарубежных музеев, галерей и частных собраний — это очень большие расходы. Огромную помощь в устроении монографической экспозиции «Встреча с Амедео Модильяни» Пушкинскому музею оказал ВТБ. В очередной раз нас поддержали наши единомышленники и друзья».


Алексей Петухов,
старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки ГМИИ им. А.С. Пушкина, кандидат искусствоведения

«Выставка Модильяни — это баланс желаемого и возможного»

- Удалось ли на выставку «Встреча с Модильяни» в ГМИИ им. Пушкина привезти все произведения, которые задумывали и планировали показать?
- Выставка Модильяни в Пушкинском музее — это баланс желаемого и возможного. Ведь запросы могут быть сколь угодно огромными, но в музейном деле тонкость состоит именно в том, чтобы сбалансировать то, что желаешь, с тем, что можешь получить. Нам удалось совместить пространство, выставочную площадь музея с тем набором произведений и логикой построения выставки, которая у нас сформировалась. Пожалуй, получилось очень гармонично, ни одна вещь не выпадает из контекста, все они сжаты в цельную, последовательную, логично излагаемую историю. Это очень хорошо, так как, окажись выставка чуть больше, она бы уже вышла за эти границы. А будь она меньше, казалась бы бедной и непредставительной. Наши усилия не прошли даром.

- Какие произведения Модильяни, представленные на выставке, Вы хотели бы особо отметить?
- Главное, правильный подбор произведений. Мы составили своеобразный «шорт-лист» работ, которые хотели бы получить на нашу выставку. В ходе подготовки проекта что-то отсеивалось, за что-то приходилось бороться. Например, трудно было получить картину «Лежащая обнаженная на белой подушке». Это очень темпераментная, яркая, сильная работа Модильяни, которая стала символом нашей выставки, ее первую видно с колоннады. Мы тщательно работали с музеем Дюссельдорфа, в котором есть вещь, связанная предположительно с именем Анны Ахматовой, картина «Кариатида» (1912): привезти ее казалось нам несбыточным. Кроме того, буквально счастливая случайность вывела нас на наследницу Поля Александра, друга и покровителя Модильяни, у которой в собрании хранились изображения Анны Ахматовой. Ирина Александровна Антонова сразу же полетела в Париж, чтобы лично поговорить и убедить эту даму предоставить работы Модильяни на нашу выставку. И вот они у нас. Эмоция, вложенная в эту выставку, пожалуй, может сравниться с той экспрессией, что заключена в самих произведениях мастера.

- Вы довольны проектом?
- Он сложился очень гармонично, мы им довольны. Ведь нам удалось сделать так, чтобы картины, рисунки, скульптура и документы рассказывали историю жизни великого мастера.


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП