Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 4 (10) 2007

| Корпоративные СМИ ВТБ


Стратегия

Стратегия

Бизнес на картах         
Инструмент безналичных расчетов

БАНКОВСКИЕ КАРТЫ, ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД КАЗАВШИЕСЯ В РОССИИ ЭКЗОТИКОЙ, СЕГОДНЯ ПРОЧНО ВОШЛИ В НАШУ ЖИЗНЬ. ПО ДАННЫМ ЦБ РФ, НА 1 АПРЕЛЯ 2007 ГОДА НА ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ ВЫДАНО 81,2 МЛН КАРТОЧЕК, БОЛЕЕ 6,5 МЛН ИЗ КОТОРЫХ ВЫПУЩЕНО С НАЧАЛА ЭТОГО ГОДА. КАЗАЛОСЬ БЫ, УЧИТЫВАЯ СТОЛЬ ВЫСОКИЕ ТЕМПЫ РАЗВИТИЯ КАРТОЧНОГО БИЗНЕСА, ДОЛЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ В ОБРАЩЕНИИ ДОЛЖНА УМЕНЬШАТЬСЯ. ОДНАКО В РЕАЛЬНОСТИ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО МАССОВЫЙ ВЫПУСК БАНКОВСКИХ КАРТ НАЧАЛСЯ В СТРАНЕ БОЛЕЕ 14 ЛЕТ НАЗАД, ОНИ ДО СИХ ПОР НЕ СТАЛИ ИНСТРУМЕНТОМ ПОВСЕДНЕВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ.

В настоящее время в РФ выпущено более 81 млн банковских карт. Но это не означает, что ими пользуется более половины населения страны. Согласно исследованиям, проведенным Всероссийским центром изучения общественного мнения совместно с Национальным агентством финансовых исследований, в конце июня текущего года две трети опрошенных россиян (68%) не применяют банковских карт. 72% респондентов обращаются к ним для получения заработной платы, 30% — снимают наличные через банкомат и только 28% участников опроса расплачиваются с помощью карточки за покупки и услуги, а также используют ее как средство хранения денег (по 14% соответственно). При этом для получения кредита банковские карты открыты всего 9% опрошенными картхолдерами.

Вполне логичной представляется и география использования карт. Так, зарплатные карты в Москве и Санкт-Петербурге открыты у 40% респондентов, в других городах — 26 — 28%, в селах — только 14%.

По мнению директора департамента наличного обращения ЦБ России Александра Юрова, на каждую безналичную операцию в стране приходится 32 наличных расчета. Граждане традиционно предпочитают наличные деньги в связи с тем, что они принимаются везде, обеспечивают скорость и безопасность расчетов, а также анонимность покупателя.

Этот вывод подтвердило недавнее исследование международной платежной системы VISA, проведенное с целью выявления основных причин предпочтения населением наличности картам. По словам руководителя департамента маркетинга представительства VISA в России Ирины Новичковой, в числе наиболее значимых барьеров привычка иметь дело с наличными деньгами, недоверие к картам и недостаточная информированность граждан. Например, многие считают, что платежная карта может сломаться во время операции в торговом терминале или банкомате, что существует высокая вероятность непрохождения транзакции, что карту необходимо хранить в специальном футляре и как можно реже ее использовать, а также что за проведение операций в торгово-сервисных сетях взимается комиссия.

Оплатить за 25 секунд

В настоящее время безналичный оборот по картам не превышает 10%. Большинство владельцев зарплатных карточек применяют их в основном для снятия наличных средств через банкомат, практически не используя возможность оплаты товаров и услуг в торговых и сервисных точках. Такое поведение вполне объяснимо. Во-первых, далеко не все торговые точки оборудованы устройствами для приема карт. Данная ситуация характерна не только для отдаленных регионов. Например, в Воскресенске, расположенном в пределах 100 км от Москвы, практически нет магазинов, принимающих карты при оплате товаров.

Во-вторых, расплачиваться наличными для россиян привычнее. До сих пор во многих торговых центрах и кассиры, и покупатели с недоверием относятся к расплачивающимся карточкой. При этом, согласно исследованиям международной платежной системы MasterCard, при условии бесперебойной работы каналов связи и умении кассира провести транзакцию на оплату наличными уходит около 37 секунд, а на оплату картой — 25 секунд.

Наконец, многие граждане, имеющие зарплатные карты, испытывают недоверие к этой системе и просто не хотят рисковать своими деньгами, оставляя их в банке на карточном счете.

Кредит доверия

Наряду с ипотекой и автокредитованием рынок кредитных карт по праву считается одним из самых перспективных сегментов розничного бизнеса. Не случайно в последнее время отечественные банки уделяют серьезное внимание развитию кредитных карточных программ. Несмотря на это, на кредитки, по данным ЦБ России, в прошлом году приходилось лишь 2% от общего оборота по картам, превышающего 4 трлн руб.

Однако столь удручающая статистика банкиров не удручает. По мнению многих специалистов, россияне предпочитают европейскую модель использования кредитов, предполагающую осуществление мелких покупок за счет собственных средств, а значительных (квартира, машина) — с помощью кредитных. Американцы же, например, готовы тратить собственные средства только в том случае, если сумма покупки не превышает $20.

Предлагая потенциальным клиентам кредитные карты, российские банки придерживаются двух основных стратегий. Часть кредитных организаций с осторожностью подходит к выдаче таких карт, сначала досконально изучив историю клиента. Этим объясняется тот факт, что банки предпочитают выдавать кредитки сотрудникам своих корпоративных клиентов, справедливо полагая, что об этих потенциальных картхолдерах есть вся необходимая информация.

Другие финансовые институты, напротив, выбирают агрессивный стиль поведения и по почте рассылают кредитки клиентам, успешно погасившим потребительские кредиты. Правда, счастливые обладатели таких карт пользуются ими значительно реже тех, кто самостоятельно обратился в банк за кредитной картой. Так, в ВТБ 24 практически 100% кредиток активны, то есть по ним прошла как минимум одна операция. В других же банках этот показатель часто не превышает 40%.

Карты или экспресс-кредиты?

В последнее время финансовые институты все чаще отказываются от выдачи экспресс-кредитов в магазинах, предлагая клиентам открыть кредитную карту. Заполнить анкету на получение кредитки можно во многих крупных торговых комплексах. Преимущества таких карт перед экспресс-кредитами вполне очевидны и для банков, и для их клиентов. Во-первых, банки получают возможность удержать клиента на более длительный период, чем срок обслуживания одного кредита. Во-вторых, благодаря тому что появляется больше времени на проверку кредитоспособности потенциального картхолдера, снижаются риски кредитных организаций. В свою очередь, клиенты получают возможность в спокойной обстановке изучить договор, не принимая решения в спешке. Важное преимущество состоит в том, что кредитной картой в отличие от экспресс-кредита можно воспользоваться многократно, в том числе получить наличные в банкомате, что особенно важно в экстренных случаях. Наконец, кредиты по карте на десятки процентных пунктов дешевле экспресс-кредитов. С учетом решения ЦБ России об обязательном раскрытии с 1 июля эмитентами карт эффективной процентной ставки по всем кредитам, аналитики ожидают массового отказа клиентов от экспресс-кредитов в пользу кредитных карт.

Впрочем, не все эксперты согласны с методом расчета ставки, предложенным регулятором. Заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков считает, что остаются непонятными механизмы платежей третьим лицам — например, страховым компаниям. Поэтому не исключено, что ЦБ России изменит свой подход. Кроме того, осенью комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам внесет на рассмотрение в Госдуму законопроект, в котором будет описана другая методика расчета ставок. Этот проект, по мнению экспертов, должен повысить ответственность обеих сторон — и заемщика, и кредитора.

Болезни роста

Стремясь сделать карточные проекты максимально эффективными, кредитные организации стараются расширить сети банкоматов, POS-терминалов и устройств самообслуживания. При этом банкиры могут столкнуться с определенными трудностями — к примеру, перенасыщением одного устройства различными функциями. Данная проблема особенно актуальна для регионов, где уровень информированности населения остается довольно низким.

Главным способом увеличения эффективности операций банка является «продажа» клиентам максимального объема услуг. «Золотые» карты, например, должны отличаться от классических не только цветом, но и повышенным размером кредитного лимита, возможностью совершать авиаперелеты в более комфортных условиях или бронировать автомобиль высокого класса и т.д. VIP-клиентам, имеющим платиновые карты, предоставляются персональные менеджеры и консультанты, помогающие организовать туристическую поездку или попасть на спектакль в любой точке мира. Для держателей классических карт более интересны другие услуги — скидки в торговых и сервисных точках, специальные акции с призами, SMS-информирование и тому подобное.

В свою очередь, международные платежные системы стимулируют российские банки переходить на более современные технологии, выпуская микропроцессорные карты (на конец прошлого года доля таких карточек не превышала 6%). Основное преимущество так называемых смарт-карт состоит в том, что они могут содержать большой объем информации, что позволяет реализовать множество дополнительных возможностей, внедряя транспортные, медицинские, учебные и другие приложения. Такие карты имеют более высокий уровень безопасности по сравнению с обычными картами с магнитной полосой.

Карточная доля

На первый взгляд кажется, что, если рынок банковских карт столь бурно развивается, на нем должна царить жесткая конкуренция. Однако сегодня это утверждение справедливо, пожалуй, только по отношению к городам-миллионникам. В российской глубинке при этом наблюдается огромный потенциал роста числа картхолдеров. Чтобы увеличить долю на рынке банковских карт, кредитным организациям предстоит выделять значительные инвестиции на развитие инфраструктуры — торговых терминалов, банкоматов (в том числе с функцией приема наличных денег). Важным шагом в этом направлении станет организация банками продаж своих продуктов через партнерские сети — страховые компании, автосалоны, торговые предприятия и т.д. Наконец, для использования новых каналов продаж финансовым институтам придется максимально унифицировать услуги и найти оптимальное соотношение между затратами на их продвижение и ценой реализации.

ТЕКСТ АННА АНДРЕЕВА

Анатолий Аксаков,
заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, президент Ассоциации региональных банков

«Безналичные расчеты должны стать нормой повседневного поведения населения»
«Уверен, что у российского рынка банковских карт хорошие перспективы. В ближайшие годы помимо увеличения количества пользователей карточек будет активно развиваться региональная инфраструктура. В основном это коснется не столько расширения сети банкоматов, сколько увеличения числа POS-терминалов и развития дистанционного банкинга.
Наша задача состоит не в том, чтобы догнать Америку или Европу по числу банковских карт, выпущенных на душу населения: сегодня основная масса карточек в России — зарплатные. Нужно сделать безналичные расчеты нормой повседневного поведения для значительной части населения. А это уже проблема не столько экономическая или инфраструктурная, сколько психологическая и социальная. Ее решение во многом определяется степенью финансовой грамотности граждан и доступностью банковских услуг.
Другой фактор, от которого зависит будущее карточного бизнеса — бурное развитие мобильного банкинга, позволяющего совершать финансовые операции с использованием мобильного телефона. Думаю, что в течение следующих пяти лет мы еще увидим инновационные финансовые технологии, которые станут симбиозом всех упомянутых форм».


Регионы-лидеры по объему эмиссии карт*

Регион Объем эмиссии, шт.
1 Москва и Московская область 36 028 783
2 Санкт-Петербург 4 294 025
3 Свердловская область 2 676 342
4 Тюменская область 2 501 386
5 Челябинская область 2 012 255
6 Республика Башкортостан 1 813 772
7 Республика Татарстан 1 620 792
8 Новосибирская область 1 466 475
9 Самарская область 1 417 113
10 Кемеровская область 1 306 616
11 Нижегородская область 1 289 533
12 Краснодарский край 1 283 597
13 Красноярский край 1 200 277
14 Хабаровский край 1 192 664
15 Иркутская область 1 008 580

*данные на 1.04.2007

Крупнейшие банки по количеству карт в обращении

Банк Количество банковских карт
в обращении на 1 января 2007 г., тыс. шт.
Количество банковских карт
в обращении на 1 января 2006 г., тыс. шт.
Изменение, %
1 Сбербанк 17 553,0 12 775,0 37,4
2 ХКФ-банк 4664,0 2005,0 132,6
3 Русский Стандарт 3794,6 2964,1 28,0
4 Альфа-банк 2851,0 1305,0 118,5
5 Уралсиб 2240,0 1498,0 49,5
6 Транскредитбанк 1823,0 1181,0 54,4
7 Инвестсбербанк 1550,7 893,0 73,6
8 ВТБ 24 1173,7 670,6 75,0
9 Балтийский Банк 1093,7 915,8 19,4
10 Петрокоммерц 514,3 409,2 25,7
11 НБ Траст 500,6 211,4 136,8
12 Ханты-Мансийский Банк 481,0 437,4 10,0
13 Райффайзенбанк Австрия 470,0 320,0 46,9
14 МДМ-Банк 418,2 326,2 28,2
15 Банк «Санкт-Петербург» 407,0 350,0 16,3
16 Собинбанк 381,9 251,2 52,0
17 АК Барс 365,2 309,4 18,0
18 Запсибкомбанк 348,0 300,0 16,0
19 Импэксбанк 329,5 304,0 8,4
20 Девон-Кредит 326,0 231,0 41,1

Источник: РБК.Рейтинг

 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП