Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 6 2006

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Увлечение стариной
Фестиваль музыкального искусства

EARLYMUSIC — IX МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТАРИННОЙ МУЗЫКИ В РОССИИ — ПРОГРЕМЕЛ В ЭТОМ СЕЗОНЕ ВПЕЧАТЛЯЮЩЕ. ФЕСТИВАЛЬ ПОРАЗИЛ ВООБРАЖЕНИЕ РАЗНООБРАЗИЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НЕ ТОЛЬКО НА СТОЛИЧНЫХ КОНЦЕРТНЫХ ПЛОЩАДКАХ, НО И В ЗАЛАХ ДРУГИХ ГОРОДОВ СТРАНЫ.

В сентябре в России стартовал IX Международный фестиваль старинной музыки под названием Earlymusic. Через год мероприятие будет праздновать юбилей — ему исполнится 10 лет. За это время проект Марка де Мони, директора фестиваля, и Андрея Решетина, бывшего участника группы «Аквариум», а также художественного руководителя Earlymusic, стал одним из самых примечательных и ярких событий в культурной жизни страны.

В России старинную музыку в рамках фестиваля впервые начали играть в концертных залах Санкт-Петербурга в 1998 году. Тогда это мероприятие проводилось при поддержке Британского совета и было приурочено к 300-летию Великого Посольства Петра I в Англию. Название Earlymusic — «ранняя музыка» — закрепилось за форумом в 2001 году и сразу стало символом нового витка развития музыкальной индустрии. Как утверждают сами организаторы, Петербург не случайно стал местом рождения фестиваля. «Северная столица представляет собой уникальный архитектурный ансамбль. Великолепные памятники зодчества и старинные интерьеры создают идеальное пространство для исполнения музыкального наследия Европы и других стран», — говорит Марк де Мони.

Ежегодно для концертов Earlymusic свои двери открывают лучшие залы и дворцы Санкт-Петербурга, а также его пригородов: Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой Петергофский дворец, Государственная академическая капелла, Глазуновский зал консерватории им. Римского-Корсакова, Павловский дворец, Шереметевский дворец и многие другие. Правильный выбор площадки позволяет исполнителям максимально приблизиться к исторической достоверности звучания музыкальных сочинений. Чтобы играть произведения русских композиторов XVIII века, важно не только подобрать старинный инструмент, но и создать атмосферу того времени, помнить об архитектурных ансамблях и интерьерах, учитывать акустику. Появление фестиваля такого уровня в нашей стране открыло новые возможности для ценителей музыкального наследия Западной Европы, России и Востока, а также познакомило публику с современным направлением в искусстве — аутентизмом. В своих концертах музыканты используют преимущественно старинные инструменты, соответствующие эпохе и стилю композитора. Работа исполнителей основывается в первую очередь на поиске музыкальных произведений в архивах и библиотеках, глубоком изучении исторических, иконографических, палеографических и других старинных источников. В одном из интервью художественный руководитель фестиваля, барочный скрипач и педагог Андрей Решетин заметил, что «музыку вряд ли можно было отделить от паркового или кулинарного искусства, от умения шить прекрасные одежды, не говоря уже о живописи, скульптуре и других возвышенных материях».

Таким образом, при исполнении музыкальных сочинений эпохи барокко или ренессанса аутентичный подход необходим ко всему, чтобы в полной мере реализовать замысел автора.

Первые несколько лет поклонники из разных городов специально приезжали в Санкт-Петербург послушать итальянские песни и мадригалы XVII века в исполнении Эллен Харгис или шедевры композиторов русского двора XVIII века в программе «Оркестра Екатерины Великой». Вместе с тем, по словам Марка де Мони, «Москва всегда мечтала о собственном фестивале старинной музыки, но никому пока не удалось организовать в столице такое же мероприятие, поэтому мы приняли решение поделиться своим праздником со столичной публикой. И уже на протяжении нескольких лет проводим концерты в московских залах». Однако сегодня старинная музыка в рамках Earlymusic звучит не только на площадках Москвы и Санкт-Петербурга. За девять лет фестиваль значительно расширил границы своей территории. Особой популярностью он пользуется в городах Поволжья. Концерты Earlymusic уже проходили в Самаре и Кирове. Музыкальные произведения девятого форума в рамках специальной программы прозвучали в концертных залах Нижнего Новгорода, Перми и Екатеринбурга.

За это время организаторам удалось вырастить собственную образованную и благодарную публику, с трепетом ожидающую появления афиш заграничного праздника. В нынешнем году ценители музыкальных раритетов могли обнаружить на афишах имя уже знакомого им по прошлым фестивалям аутентиста Пола О’Дета, прибывшего в Москву с сольной программой для ренессансной лютни. Страсть Пола О’Дета — лютневая музыка эпохи Возрождения. Он играет эти произведения на шестиструнной теноровой лютне модели Тиффенбрикера, датируемой примерно 1550 годом, копия этого инструмента была выполнена лондонским мастером Полом Томсоном в 1984 году.

Пол О’Дет сделал блестящую исполнительскую карьеру, записав более 100 дисков, многие из которых были названы журналом «Граммофон» «лучшей записью года».

Музыкант увлечен не только исполнительством старинных произведений, но и историей музыки. В частности, его интересуют уникальные особенности игры и источники итальянских и английских песен XVII века. В Истменской музыкальной школе, в США, Пол с 1976 года занимает должность директора отделения старинной музыки. Признанный аутентист, он также является художественным руководителем фестиваля Earlymusic в Бостоне.

 В Москве, в дворцовом театре усадьбы Останкино, Пол О’Дет выступил с программой концерта «Лютневая музыка королевских дворов Европы», где исполнил лучшие сочинения композиторов XVI века — популярные аранжировки танцевальной музыки миланца Джоана Амброзио Дальца, создававшего свои произведения в начале века, работы английского короля Генриха VIII и лютниста королевы Елизаветы Джона Джонсона, сочинения знаменитого инструменталиста Франческо да Милано, которого современники наградили эпитетом «божественный».

К IX фестивалю российские слушатели твердо усвоили, что афиши Earlymusic традиционно украшают не только знакомые имена музыкантов, но и имена исполнителей, представленных впервые. Открытием нынешнего форума стал гениальный клавишник-аутентист Кристиан Безуденхаут. Универсальный клавирист, он владеет техникой игры на современном рояле, старинном клавесине и хаммерклавире — уникальном клавишном инструменте, звучание которого имеет неповторимый тембральный оттенок.

Ученик Малколма Билсона представил в концертных залах Москвы и Санкт-Петербурга свою программу «Вокруг Моцарта». Кристиан Безуденхаут увлечен исполнительством немецко-австрийской музыки 60 — 90-х годов XVIII века, начиная с прекрасной эпохи «галантного стиля» до классицизма Франца Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и их современников. Программу своего концерта он составил из сонат Иоганна Кристиана Баха, оказавшего огромное влияние на развитие стиля и музыкального языка Моцарта; Георга Бенды, известного своими мелодрамами «Ариадна», «Наксос» и «Медея»; Леопольда Кожелуха — одного из лучших клавиристов и композиторов Зальцбурга; Иоганна Вильгельма Хертеля, чьи сочинения для клавишных являются ярким образцом классицизма 1760 — 1770-х годов. Разумеется, центром этого композиторского круга стал Вольфганг Амадей Моцарт — виртуозный исполнитель на клавишных инструментах, импровизации которого пользовались большой популярностью на публичных концертах в Вене в XVIII веке.

Талантливый исполнитель и историк музыки Кристиан Безуденхаут играл произведения гениальных композиторов на хаммерклавире (разновидность фортепиано, на котором звук извлекается с помощью молоточка, способного бить по струне с разной силой, вызывая более громкий или более тихий звук) — оригинальном инструменте эпохи Просвещения. Услышав впервые игру Безуденхаута, публика по достоинству оценила ее, устроив музыканту овацию стоя.

Кроме того, поклонникам фестиваля предстояло познакомиться с учеником крупнейшего музыканта Кристофа Куана, барочным виолончелистом Брюно Коксе и его ансамблем Les Basses Rеunies. Интересуясь репертуаром для смычковых басовых инструментов, на фестивале французы выступили с программой «Путешествие в Италию», которую собрали из сонат Антонио Вивальди, сочинений Доменико Скарлатти, работ экспериментатора в области техники исполнения инструментальных произведений Джироламо Фрескобальди и других музыкантов начала XVII — середины XVIII веков.

Репутация Earlymusic заставляет публику ожидать многого. В форуме принял участие итальянский ансамбль Micrologus, который одним из первых открыл Европе средневековую музыку в ее исторически достоверном виде. Выдающиеся исполнители погружают слушателей в мир средневековой и ренессансной музыки Флоренции XIV века, играют и поют свои интерпретации сочинений времен треченто (итальянская культура XIV века). В рамках Earlymusic ансамбль исполнил инструментальную версию мадригала из «Кодекса Росси», балладу великого флорентийского музыканта Франческо Ландини, виртуозную музыку Лоренцо Флорентийского и произведения неизвестных авторов средневековья.

На фестивале также прозвучали концерты в исполнении профессора виолы да гамба итальянца Паоло Пандольфо, лауреатов самых престижных европейских конкурсов старинной музыки Дмитрия Синьковского (барочная скрипка) и Марии Успенской (клавесин), а также программы других признанных аутентистов.

Подарив публике немало музыкальных редкостей, форум закрылся концертом «Оркестра Екатерины Великой». Первый в России профессиональный барочный оркестр представил программу «Музыка времен Анны Иоанновны», исполнив ее в Петергофе — любимом дворце Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.

Девятый праздник старинной музыки был отмечен выходом в свет специального журнала Earlymusic Magazine, в котором среди полезных сведений о программах и расписании концертов опубликованы авторефераты известных ученых-искусствоведов. Еще одной новацией в рамках прошедшего фестиваля стало то, что помимо концертов во время Earlymusic в Музее-квартире композитора Николая Римского-Корсакова прошли публичные лекции и мастер-классы для широкой аудитории.

Открыв новые грани культурного наследия прошлого, Международный фестиваль старинной музыки стал одним из значительных ежегодных музыкальных событий в стране.

ТЕКСТ МАРИНА ХЛЕБУС. ФОТО ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ

Марк Де Мони,
директор фестиваля

«До появления в России фестиваля старинной музыки классический репертуар концертов был сосредоточен вокруг произведений композиторов XIX – XX веков. До сих пор в залах Москвы и Санкт-Петербурга исполняют в основном сочинения Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича и других известных музыкантов этого периода. При всем уважении к этим гениальным композиторам хочется отметить, что многое было сделано в музыке и до них. Миссия нашего фестиваля – представить это богатое наследие российской аудитории. Этим мы занимаемся уже девять лет. На концертах Earlymusic исполняются сочинения композиторов эпохи средневековья, ренессанса, барокко и классицизма. Сегодня на Западе есть целая плеяда фантастических музыкантов, которые специализируются на исполнении старинной музыки.
Стоит сказать, что фестиваль Earlymusic является символом своего времени. Дело в том, что увлечение старинной музыкой – так же, как и интерес к джазу или року – в советское время не приветствовалось. Изучение и исполнение этих произведений подразумевает обращение к прошлому, в том числе к европейским корням в русской культуре. Этот подход требовал высокой степени свободы, не сочетающейся с доминирующей идеологией советской эпохи. Поэтому музыкантов, которые увлекались старинной музыкой в 1960 – 1980 годах, в Советском Союзе было всего четыре или пять человек. И очевидно, что творчеством они занимались подпольно, это был такой художественный андеграунд. Поэтому неудивительно, что нынешний худрук фестиваля Андрей Решетин – бывший скрипач группы «Аквариум». На мой взгляд, в этом есть логическая связь. Что касается организации фестиваля, то здесь важно отметить участие наших спонсоров. Например, группа ВТБ – это стратегический партнер форума, который во всем нам помогает. Наше сотрудничество я считаю одним из самых ценных, потому что поддержка банка, и не только финансовая – хотя в данном случае ВТБ оказывает нам значимую помощь – для нас очень важна. Банк интересуется нашим развитием, поддерживает своим присутствием на концертах. Мы крайне признательны ВТБ за такое отношение к фестивалю. Даже учитывая вклад других спонсоров, без участия ВТБ организовать Earlymusic в России было бы невозможно».


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП