Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 6 2006

| Корпоративные СМИ ВТБ


Инструменты

Инструменты

Фактор уверенности
Факторинговый акцент ВТБ

КЛИЕНТЫ БАНКОВ ВСЕ ЧАЩЕ ТРЕБУЮТ ОТ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОЛНОГО КОМПЛЕКСА СОВРЕМЕННЫХ УСЛУГ. ПОЭТОМУ РУКОВОДИТЕЛИ ВТБ УДЕЛЯЮТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ ВОПРОСАМ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ, ВОСТРЕБОВАННЫХ РЫНКОМ, — ТАКИХ КАК ФАКТОРИНГ.

Ничто так не подстегивает экономический рост компании, как вовремя подоспевшая финансовая подпитка. Но зачастую предприятию необходим такой источник пополнения оборотных средств, который бы напрямую финансировал осуществляемые продажи в максимально короткие сроки и на регулярной основе, причем не требовал залога. Сейчас такую услугу готовы предоставлять факторинговые компании, или, по профессиональной терминологии, «факторы».

Чаще всего к факторингу прибегают предприятия, работающие на высококонкурентных рынках, — как производители, так и торговые организации. При факторинге банк финансирует поставку товара продавцом покупателю, и продавец, таким образом, может предоставить своему партнеру отсрочку платежа как наиболее действенный инструмент конкурентной борьбы. Последний возвращает деньги непосредственно банку через определенное время — например, после того, как полученный товар реализован. Вознаграждение фактора обычно строится из трех составляющих: ставка за финансирование, за факторинговое обслуживание и административный сбор за обработку одного денежного требования.

Сегодня конкурировать по ассортименту и качеству товара уже сложно, к тому же многие рынки достаточно насыщены, а возможности снижения цены уже использованы. «В этих условиях одним из инструментов конкурентной борьбы стало предоставление покупателям товарных кредитов (отсрочек платежа), сроки по которым могут достигать шести месяцев, — говорит директор отдела факторинга корпоративного блока ВТБ Сергей Кушпелев. — Таким образом у предприятий возникает дефицит наличности для запуска последующих торговых или производственных оборотов». Выходом из этой ситуации может быть факторинг — он дает возможность увеличить сроки отсрочки платежа для покупателя услуг или товара. В настоящее время это один из самых весомых аргументов при выборе поставщика контрагентами.

Окна роста

Факторинг — специфическая финансовая услуга, которую нельзя ставить в один ряд с кредитом, овердрафтом и другими формами привлечения денежных ресурсов. У этой формы финансирования активов своя особенность. По сути, это комплекс финансовых услуг, который банк или компания оказывает клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Но помимо самого финансирования поставок она включает в себя другие операции, такие как страхование рисков неплатежа со стороны покупателя и собственно работу с покупателями — контроль над своевременностью оплаты, консалтинг, коллекторские услуги, информационно-аналитическое обслуживание и др. Все это направлено на расширение клиентской базы предприятий-продавцов и рост объема продаж.

В международной деятельности предприятия такой посредник, как факторинговая компания, практически незаменим. Он возьмет на себя трудности согласования законов и практики разных стран и обеспечит грамотную координацию действий контрагентов. Согласно общему принципу импортный факторинг — это содействие импортеру в получении товарного кредита из-за рубежа. Что актуально для российского рынка: западный поставщик, как правило, заинтересован в развитии продаж на новых рынках, но при ограниченных рисках. Экспортный факторинг — по сути, поддержка экспортеров, и, если у главных российских экспортеров проблем с оборотными средствами обычно не возникает, страхование рисков для них является серьезной задачей.

По данным специалистов ВТБ, за 2005 год объем рынка факторинга в РФ составил $5,6 млрд, а в текущем году он достигнет $9 млрд. Предполагается, что к 2010-му рынок может выйти на уровень 5 — 6% ВВП.

Сергей Кушпелев,
Директор отдела факторинга корпоративного блока ВТБ
«Мы сделали акцент на разнообразие услуги. Мы предоставляем весь спектр разновидностей факторинга»

Тропой лидера

Потенциальная емкость рынка факторинговых операций в России не менее $21,3 млрд — эксперты признают, что рынок далек от насыщения. Спрос на эту услугу сегодня не удовлетворен, хотя многие предприятия заинтересованы в таких операциях. «Факторинг можно разделить на три сегмента — услуга для небольших и средних компаний, для классических средних компаний и для крупных организаций», — поясняет Сергей Кушпелев. По его словам, малые и средние предприятия в факторинге привлекает возможность финансирования и пополнения оборотов, поскольку получение кредита для них проблематично — банки выдвигают слишком жесткие требования к финансовому состоянию заемщиков. Для классических средних компаний факторинг — инструмент продвижения продукции, позволяющий им повысить конкурентное преимущество, завоевать большую долю на рынке. Для крупных организаций финансирование не столь существенно, большее значение имеет возможность страхования рисков неплатежей потребителей и управление дебиторской задолженностью.

В целях удовлетворения нужд своих клиентов в этом году ВТБ расширил свою продуктовую линейку за счет факторинга. Причем акцент был сделан на охват всех трех сегментов — для этого у банка есть все необходимое. «С одной стороны, ВТБ в качестве одного из крупнейших банков Восточной Европы отличает отсутствие ограничений по объемам финансирования и наличию свободных средств. Поэтому ВТБ готов предоставлять услуги факторинга самым крупным клиентам, для этого у него разработаны специфические продукты, — поясняют в банке. — Но ВТБ также ориентирован на малые и средние предприятия — в этом ему помогают отработанные технологии и большая сеть в регионах».

Все это позволяет ВТБ не устанавливать нижней и верхней границы по объемам финансирования. Любая компания независимо от формы собственности, в том числе и частные предприниматели, могут воспользоваться услугами госгиганта. «У нас намеренно нет ограничений ни по отраслям, ни по составу дебиторской задолженности, — подчеркивает Сергей Кушпелев. — Единственное пожелание: чем больше у клиента контрагентов, тем более лояльные условия мы можем ему предложить». По мнению банкира, несмотря на неразвитость рынка, завоевать его сегодня сложно, поэтому выходить на него нужно с лучшими условиями, чем у конкурентов.

Для развития нового направления в ВТБ создано специальное подразделение, специализирующееся на факторинговых операциях. Его специалисты прорабатывают сделки, а продажу услуги и взаимодействие с клиентами осуществляет штат сотрудников корпоративного блока непосредственно в регионах. Такая схема позволяет сократить документооборот, сжать сроки предоставления услуги, а также избавить продавцов от необходимости отслеживать каждый платеж. «Этот продукт достаточно сложный и многослойный, продавать его тяжело, поэтому мы обучаем наших сотрудников, проводим специальные семинары и оказываем необходимую помощь на местах», — комментирует Сергей Кушпелев.

Преимущества гиганта

При разработке программы специалисты ВТБ выделили технологичность услуги: с момента предоставления документов, подтверждающих факт отгрузки товара, до момента поступления средств на счет клиента проходит один-два дня независимо от региона обслуживания клиента. У других операторов этот срок может занимать неделю.

«Кроме того, мы сделали акцент на разнообразие услуги, — говорит Сергей Кушпелев. — Мы предоставляем весь спектр разновидностей факторинга». Так, ВТБ предусматривает услуги как регрессного, так и безрегрессного факторинга. Во втором случае всю ответственность по неплатежу дебитора принимает на себя ВТБ, так как требований по возврату средств клиенту не выставляется. Соответственно, клиент полностью освобождается от возможных проблем с платежами, перекладывая риски на банк. Регрессный факторинг предоставляется тем клиентам, которые уверены в своих дебиторах, для них страхование рисков не столь важно.

Также в числе предложений ВТБ — прямой экспортный и импортный факторинг. «Некоторые банки вступают в международные факторинговые ассоциации, суть которых заключается в налаживании связей между факторинговой компанией поставщика и факторинговой компанией покупателя, — поясняют в банке. — У ВТБ в этом нет необходимости, в его группу входят дочерние банки за рубежом — в том числе в СНГ, Европе и Азии, и они могут самостоятельно анализировать риски местной компании». Это позволяет снизить итоговую стоимость услуги — чем меньше посредников при трансграничных операциях, тем дешевле сделка обходится клиенту.

В целом система тарифов по внутреннему и международному факторингу у ВТБ достаточно гибкая. В банке не раскрывают стоимости своих услуг, мотивируя это тем, что в каждом случае оплата сугубо индивидуальна и зависит от количества и качества дебиторов, объема задолженности, средней суммы одной операции, наличия или отсутствия сезонности бизнеса. Стоит лишь заметить, что возможности банка в предоставлении дешевого финансирования также играют роль в ценообразовании.

Конкурентов — в партнеры

Факторинг получил широкое распространение среди операторов финансового рынка. Сегодня лидерами этого рынка являются игроки, вышедшие на него несколько лет назад, — Номос-банк, «Петрокоммерц», Еврокоммерцбанк, Промсвязьбанк, Национальная факторинговая компания (НФК). Кстати, НФК является и самым опытным оператором. Однако тут ВТБ не стал идти по пути изобретения велосипеда и жесткой конкуренции: он решил использовать наработанный опыт факторинговой компании, чтобы вместе предлагать услугу.

Проанализировав деятельность всех участников рынка для отбора сторонней компании, эксперты ВТБ пришли к выводу, что привлечение в партнеры НФК даст наиболее эффективное сотрудничество. Совместный проект подразумевает использование действующих технологий НФК и методики оценки рисков для обслуживания малого и среднего бизнеса. ВТБ, со своей стороны, предоставляет финансовые ресурсы и каналы продаж, то есть разветвленную сеть филиалов и допофисов. Все это позволяет специалистам банка строить амбициозные планы по захвату рынка — уже ведутся переговоры о факторинговом обслуживании РАО «ЕЭС», «АвтоВАЗа», а также компаний нефтегазового сектора и продовольственных предприятий. «В сегменте экспортно-импортных операций мы войдем в число лидеров рынка уже в течение года, пока он еще практически не занят», — говорит Сергей Кушпелев. По его словам, не стоит ждать прихода в этот сегмент иностранных компаний — во всем мире крупнейшими игроками рынка являются именно национальные игроки.

«По нашим общим прогнозам, к концу года мы должны занять четвертое, а по оптимистическим прогнозам — даже первое-второе место во всех сегментах как по количеству клиентов, так и по объему предоставления услуг, в основном за счет обслуживания малого и среднего бизнеса и освоения регионов», — резюмирует Сергей Кушпелев. Он уверен, что именно при участии ВТБ российский рынок факторинга к концу нынешнего года доберется до отметки в $9 млрд.

ТЕКСТ СВЕТЛАНА ФЕДОСЕЕВА

Схема факторинга

  1. Поставщик предоставляет покупателям товары, работы или услуги на условиях отсрочки их оплаты.
  2. Поставщик уступает банку денежные требования к покупателям (право получить деньги от покупателей в оплату предоставленных товаров, работ или услуг).
  3. Банк в обмен на уступку денежных требований финансирует поставщика (% от стоимости предоставленных товаров, работ или услуг в пределах установленного лимита финансирования).
  4. Покупатели оплачивают банку предоставленные товары, работы или услуги.
  5. Банк выплачивает поставщику остаток финансирования за вычетом собственной комиссии.

 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП