Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 6 2006

| Корпоративные СМИ ВТБ


Национальный масштаб

Стратегия ритейла
Новые цели розничного банка группы ВТБ

В УСЛОВИЯХ ЖЕСТКОЙ КОНКУРЕНЦИИ СОЗДАТЬ В РОССИИ РОЗНИЧНЫЙ БАНК, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ДОСТОЙНО КОНКУРИРОВАТЬ ВО ВСЕХ СЕГМЕНТАХ РЫНКА — ПРИВЛЕЧЕНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ НАСЕЛЕНИЮ, ВЫПУСК КРЕДИТНЫХ КАРТ, ОБСЛУЖИВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА, — ЧРЕЗВЫЧАЙНО ТРУДНО. ЕЩЕ СЛОЖНЕЕ — ЗА КОРОТКОЕ ВРЕМЯ ВЫЙТИ НА ЛИДИРУЮЩИЕ ПОЗИЦИИ. ВТБ-24 УДАЛОСЬ СТАТЬ ОДНИМ ИЗ КРУПНЕЙШИХ ИГРОКОВ НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ ВСЕГО ЗА ОДИН ГОД. А К 2010-МУ, СОГЛАСНО НЕДАВНО УТВЕРЖДЕННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ, ВТБ-24 ДОЛЖЕН ЗАНЯТЬ НА НЕМ ВТОРОЕ МЕСТО ПОСЛЕ СБЕРБАНКА.

В начале августа 2005 года президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин представил известного финансиста, экс-министра финансов, экс-депутата Госдумы Михаила Задорнова в новом качестве — главы «дочки» ВТБ, работающей под брендом «ВТБ-24». Это событие стало, безусловно, знаковым: по мнению экспертов, осуществить процесс концентрации розничного бизнеса группы ВТБ в отдельном банке крайне сложно.

Летний старт

По словам Андрея Костина, основными направлениями деятельности ВТБ-24 должны стать обслуживание населения и предприятий малого бизнеса — в частности, потребительское и ипотечное кредитование, депозиты и кредитные карты. В течение полутора лет предполагается осуществить перевод из ВТБ в ВТБ-24 всех розничных клиентов. Сам ВТБ сосредоточится на обслуживании корпоративных клиентов, активной работе на рынке капиталов, крупных инвестиционных проектах. Летом 2005 года объем вкладов населения ВТБ-24 достиг 5,2 млрд руб., превысив уровень «до кризиса 2004 года» в полтора раза.

Ирина Бушева,
заместитель президента – председателя правления ВТБ-24
Предлагая клиентам ипотечные кредиты на конкурентоспособных условиях, в течение года банк модернизировал эту программу – в частности, отменил первоначальный взнос по ипотечным кредитам и значительно увеличил срок кредитования

Амбициозной команде Михаила Задорнова предстояло параллельно осуществлять сразу два проекта — развивать собственный бизнес и переводить к себе розничных клиентов и предприятия малого бизнеса из ВТБ. Первая задача требовала разработки новых продуктов, совершенствования уже предоставляемых услуг, расширения сети в Москве и регионах, повышения качества обслуживания клиентов. Миграция также являлась непростым делом: необходимо было представить весомые аргументы в пользу такого решения, иначе клиенты могли уйти в другой банк. Для минимизации времени, тратящегося на перевод розницы в регионах, и оптимизации процессов миграции в течение года ВТБ и ВТБ-24 работали в одном офисе, используя формат «два в одном». Сейчас подобные офисы продолжают функционировать в регионах. В Москве перевод розничного бизнеса в ВТБ-24 постепенно заканчивается.

Выход в лидеры

За год ВТБ-24 удалось почти невозможное: банк показал исключительно высокие темпы роста бизнеса и вошел в число десяти лидеров российского рынка по работе с населением: он на 9-м месте по объему привлеченных средств и на 8-м — по объему кредитов. С августа 2005 года к началу октября 2006-го объем средств населения вырос в 9 раз, или почти на $1,5 млрд, портфель кредитов увеличился в 17,5 раз, или более чем на $1,1 млрд. Самое главное, при этом банк является прибыльным.

В начале сентября 2006 года объем привлеченных вкладов населения превысил 46 млрд руб., кредитов физическим лицам — 31 млрд руб. Таких показателей за столь короткий период не удавалось достичь ни одному банку.

Активное продвижение кредитования населения ВТБ-24 начал с предложения программы автокредитов. По стандартным и экспресс-автокредитам к концу октября было выдано более 8000 кредитов на приобретение автомобилей. При этом объем портфеля автокредитов превышает 4,5 млрд руб.

ВТБ-24 показал себя как один из крупнейших игроков на рынке ипотечного кредитования, успешно продолжив реализацию начатой ВТБ программы жилищного кредитования. Предлагая клиентам ипотечные кредиты на конкурентоспособных условиях, в течение года банк модернизировал эту программу — в частности, отменил первоначальный взнос по ипотечным кредитам и значительно увеличил срок кредитования. Кроме того, ВТБ-24 начал рефинансировать ранее выданные ипотечные кредиты, а также предоставлять нецелевые кредиты под залог имеющегося жилья. По итогам первого года деятельности розничного банка консолидированный портфель ипотечных кредитов ВТБ-24 и ВТБ превысил 10 млрд руб.

Запуск программы потребительского кредитования ВТБ-24 дал старт буму обращений клиентов в банк. С начала запуска программы к концу октября было выдано кредитов с обеспечением и без него на сумму свыше 12,6 млрд руб.

ВТБ-24 стал заметным игроком и на рынке пластиковых карт международных платежных систем VISA и MasterCard. Помимо дебетовых карт он выдает клиентам кредитные карточки с льготным периодом кредитования, а также карты с разрешенным овердрафтом. К концу октября 2006 года объем эмиссии карт банка увеличился на 46% до 982 000 штук, а объем остатков на картсчетах превысил 4,2 млрд руб.

 Удержать темп

В сентябре 2006 года руководство ВТБ-24 представило наблюдательному совету стратегию развития на ближайшие годы. Как считают специалисты, лидеры розничного рынка России должны окончательно определиться в течение ближайших 3 — 5 лет. «У ВТБ-24 есть все предпосылки, чтобы стать одним из них: команда, ресурсы, бренд, поддержка на всех уровнях», — уверена заместитель президента — председателя правления ВТБ-24 Ирина Бушева. По ее словам, кредитная организация должна использовать имеющийся шанс стать банком-лидером в обслуживании верхнемассового и состоятельного сегмента, а в целом — занять вторую позицию после Сбербанка РФ. Кроме того, ВТБ-24 должен стать лидирующим банком для малого бизнеса и одним из крупнейших игроков на рынке кредитования малого бизнеса.

Приоритетными направлениями работы розничного бизнеса ВТБ-24 станут — повышение эффективности продаж, оптимизация бизнес-процессов, улучшение качества обслуживания клиентов, совершенствование кредитной работы, развитие и оптимизация сети отделений, а также создание альтернативных каналов продаж.

«Для достижения в 2010 году целевой доли рынка — 11% кредитов и 8% привлеченных средств физических лиц, а также 12% кредитов и 7% привлеченных средств в сегменте малого бизнеса — ВТБ-24 необходимо обеспечить рост кредитного портфеля физлиц в 22 раза — до $24 млрд, портфеля привлеченных средств — в 5 раз — до $23 млрд, а рост кредитов малому бизнесу — в 7 раз», — говорит Ирина Бушева.

Каким образом можно добиться таких результатов? Во-первых, наращивая филиальную сеть. В течение ближайших двух лет ВТБ-24 предстоит открыть порядка 400 новых офисов и довести их число к концу 2008 года до 500 единиц, а к концу 2010-го — до 562. Однако останавливаться на этом банк не намерен: «Не исключено, в 2008 году мы примем решение за два года довести число подразделений банка до 700 единиц», — предполагает Ирина Бушева.

В рамках этой стратегии за минувший год ВТБ-24 значительно расширил филиальную сеть. На сегодняшний день в нее входят 34 филиала, 31 дополнительный офис и 16 кредитно-кассовых офисов в ключевых регионах России. Количество филиалов и допофисов банка в Москве и Московской области превышает 50.

«Мы должны присутствовать в 40 самых развитых регионах РФ, наши офисы будут работать во всех городах с населением более 200 000 жителей», — рассказывает Ирина Бушева. Затем банк начнет наращивать количество подразделений в городах с меньшим числом жителей.

 Офисный формат

ВТБ-24 разработал несколько форматов офисов, которые будут отличаться друг от друга перечнем предлагаемых продуктов, размером помещений и численностью сотрудников. Например, в мини-офисе с площадью до 65 кв. м можно будет положить деньги на депозит, открыть кредитную карту, оформить потребительский кредит, также граждане смогут получить расчетно-кассовое обслуживание. С этим набором услуг под силу справиться 8 — 10 сотрудникам. В стандартном офисе, где будет работать уже не одна касса, а две или три, помимо уже перечисленных продуктов предложат весь набор операций предпринимателям, занимающимся малым бизнесом. К уже имеющемуся спектру услуг в филиалах ВТБ-24 добавятся автокредиты, инвестиционные услуги, продукты для VIP-клиентов и др.

Объем инвестиций в расширение инфраструктуры должен составить порядка $160 млн до конца 2010 года. Помимо открытия офисов с нуля ВТБ-24 начнет уже в конце 2006 года переводить к себе розничный бизнес другого банка группы, — петербургского Промышленно-строительного банка (ПСБ), одной из крупнейших кредитных организаций Северо-Западного региона. На 1 июля текущего года ПСБ привлек средств населения на $1,3 млрд и выдал кредитов физлицам и предприятиям малого бизнеса на $280 млн и $120 млн соответственно. Кроме того, Промстройбанк выдал порядка 1 млн банковских карт, из которых 70 000 штук — кредитные.

Безболезненный переход

Миграцию ритейлового бизнеса из ВТБ в ВТБ-24 в Москве и области планируется завершить в 2007-м. К концу года, по словам Ирины Бушевой, в ВТБ-24 будет переведена большая часть вкладов ВТБ. В немалой степени успешности этого процесса способствовала продуманная политика руководства банка. Так, вкладчики, пожелавшие перевести средства, могли не только сделать это бесплатно, но и получить доход, исходя из действующей ставки банка, выплачиваемой за фактическое время размещения средств на счете.

В результате, по прогнозу специалистов ВТБ-24, объем привлеченных средств граждан в банке на 1 января 2007 года превысит $2 млрд, а портфель кредитов населению — $1,7 млрд. «Остаток ссудной задолженности по потребительским кредитам вырастет за год в 12,6 раза — до $1 млрд, по автокредитам в 7,5 раза — до $200 млн, по кредитным картам в 6 раз — до $60 млн и по ипотеке — в 4 раза, свыше $500 млн», — поясняет Ирина Бушева. А доля ВТБ-24 в целом на рынке кредитования физических лиц увеличится с 0,6% на начало года до 2%.

ТЕКСТ АННА АНДРЕЕВА


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП