Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 6 2006

| Корпоративные СМИ ВТБ


Национальный масштаб

Тихая гавань             
Судостроительное звено экономики

РОССИЯ - КРУПНЕЙШАЯ МОРСКАЯ ДЕРЖАВА. ЕЕ ТЕРРИТОРИЮ ОМЫВАЮТ ВОДЫ ДЮЖИНЫ МОРЕЙ, А ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА НА ДВЕ ТРЕТИ СВОЕЙ ПРОТЯЖЕННОСТИ ПРОХОДИТ ПО МОРСКИМ ПРОСТОРАМ. ЗА СРЕДСТВАМИ, НЕОБХОДИМЫМИ ДЛЯ ПОСТРОЙКИ НОВЫХ СУДОВ, И КОРАБЛЕСТРОИТЕЛИ, И ИХ КЛИЕНТЫ ВСЕГДА ОБРАЩАЛИСЬ В КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

Называть нашу страну "владычицей морской", к сожалению, можно лишь условно - кораблей она почти не строит. Последние 15 лет были для российской судостроительной отрасли далеко не лучшим периодом в ее истории. По оценкам специалистов, для нормального функционирования отечественных верфей, равно как и военного и торгового флотов, объем заказов для судостроительных заводов должен составлять до 100 различных судов в год. Сейчас он в 20 - 25 раз меньше: за последние пять лет российские корабелы построили для отечественных судовладельцев лишь 21 гражданское судно. Причем почти все они были созданы с использованием иностранного оборудования или же по проектам иностранных фирм. Военные же заказы для российского ВМФ вообще можно пересчитать по пальцам одной руки.

Андрей Болотов,
управляющий директор первого управления ВТБ по работе с крупными клиентами корпоративного блока
«Основной заказчик кораблестроительной продукции – государство, объем его потребностей зависит от определения приоритетов в рамках бюджетной политики.»

Но возрождать судостроение все-таки нужно. И это вопрос не только престижа страны - отрасль может стать движущим фактором развития всей экономики. Объемные заказы от корабелов способны увеличить темпы роста во всем спектре промышленного производства. Конечно, в значительной степени дело зависит и от поддержки государства. Страны, в которых такая помощь оказывается - а это Япония, Южная Корея, Китай, - уже давно стали лидерами мирового рынка судостроения. Но и содействие кредитно-финансовых организаций здесь тоже важно. Заказы судостроителей и их клиентов, пусть даже небольшие, позволяют сохранить главные производственные связи в отрасли.

Помимо Внешторгбанка в сфере судостроения активность проявляют Межпромбанк, Внешэкономбанк, Межрегиональный инвестиционный банк, Сбербанк, Росбанк, Газпромбанк и Промсвязьбанк. Некоторые из них являются держателями контрольных пакетов акций судостроительных предприятий и выступают консолидирующими центрами разрозненных верфей и конструкторских бюро. Управляющий директор первого управления Внешторгбанка по работе с крупными клиентами корпоративного блока Андрей Болотов поясняет: "В отличие от многих других банков ВТБ не владеет акциями судостроительных предприятий, однако традиционно участвует во многих крупных экспортных контрактах, а также финансирует внутрироссийские программы развития судостроения и связанной с ним инфраструктуры".

Штучное производство

Судостроение - весьма специфическая отрасль. Основным заказчиком кораблестроительной продукции является государство, а объем его потребностей зависит от определения приоритетов в рамках бюджетной политики. "Естественно, рынок регулируется в основном не рыночными методами, - рассказывает директор первого управления по работе с крупными клиентами Внешторгбанка Михаил Федоренко. - К тому же главные российские судостроительные заводы исторически, чуть ли не с "петровских времен", имели основную задачу - строительство военных кораблей. То есть в России коммерческое судостроение никогда не было развито так, как военное. Корабли, используемые для гражданского судоходства, приобретались в странах соцлагеря - ГДР, Польше и др.". Ничего не поменялось и в настоящее время - крупными игроками в отечественном судостроении считаются те, кто строит военные корабли. Мировая статистика свидетельствует, что коммерческое (гражданское) судостроение во всем мире является малорентабельным, поэтому в том или ином виде финансируется государством. Как отмечают специалисты, единственной доступной формой субсидирования гражданского судостроения в России является получение военных заказов. "Кроме того, каждый корабль или судно представляет собой весьма дорогостоящий объект, изготовление которого длительно по времени и технологически емко, - поясняет Андрей Болотов. - Здесь широко задействована кооперация. Например, в строительстве любого судна помимо главной верфи-строителя принимают участие тысячи предприятий и организаций, а также десятки государственных ведомств. В результате неизбежны финансовые разрывы в процессе строительства корабля или судна, испытаний каждой из его систем, передачи объекта заказчику. Однако технологический цикл не должен прерываться - в противном случае суммы инвестиций неоправданно возрастают. Именно поэтому крайне важно установление партнерских отношений между судостроителями и крупными кредитно-финансовыми учреждениями".

 По мнению Андрея Болотова, субсидируя кораблестроителей, финансовые организации решают по меньшей мере две задачи. "Во-первых, восполняют кассовые разрывы у судостроителей за счет отдельных кредитов или, в наиболее удобном для предприятия варианте, кредитных линий. И, во-вторых, минимизируют финансовые потери на транзакциях у участников кооперации, если они вместе с головным исполнителем заказа становятся клиентами одного банка". Пожалуй, наиболее ярким примером работы Внешторгбанка с корабелами являются совместные проекты с петербургским судостроительным заводом "Северная верфь". Их первым общим начинанием стало участие банка в обслуживании контракта на строительство двух эсминцев для китайских военно-морских сил. В 2002 году в рамках межправительственного соглашения с КНР клиентом Внешторгбанка ФГУП "Рособоронэкспорт" был заключен экспортный контракт на строительство в России двух современных военных кораблей на сумму $1,4 млрд, исполнителем которого назначено ОАО "Северная верфь". С конца 2004 года ВТБ начал программу финансирования производственной деятельности этого предприятия общим объемом $160 млн, но на этом не остановился. "Обычно банк старается предлагать своим клиентам комплексное обслуживание с предоставлением всего своего продуктового ряда. Не стало исключением и сотрудничество с "Северной верфью", - комментирует Андрей Болотов. - Помимо финансирования экспортного контракта завод получил кредитные ресурсы ВТБ в размере 1,5 млрд руб. для обслуживания финансово-хозяйственной деятельности, в том числе в рамках исполнения гособоронзаказа. Например, строительство корвета "Стерегущий" по заказу Военно-морского флота РФ было профинансировано также за счет средств, выделенных Внешторгбанком". На воду этот "многоцелевой корабль ближней морской зоны" ("корвет" - по классификации НАТО) был спущен в середине мая 2006 года. Он стал первым из военных кораблей, полностью спроектированных в новой России.

"По части судостроения у ВТБ есть и другие крупные клиенты. Это и ФГУП "Северное машиностроительное предприятие", и завод "Красное Сормово", и судостроительная фирма "Алмаз", - говорит Андрей Болотов. - В строительстве любого типа судов задействованы тысячи предприятий. Кроме того, большую долю работы выполняют предприятия - производители систем вооружения и боекомплектов, а также конструкторские бюро - разработчики проектов военных кораблей и подводных лодок, военно-морской техники и вооружения, а также гражданских судов различного назначения. С ними мы тоже находимся в постоянном конструктивном диалоге".

В период 2004 - 2005 годов у банка появились новые клиенты: кредитные и кредитно-документарные лимиты были установлены на ФГУП "Адмиралтейские верфи", "Волгоградский судостроительный завод" и "Выборгский судостроительный завод". Нельзя не отметить и обслуживание банком крупных контрактов на строительство и поставку подводных лодок в Китай и на ремонт и переоборудование тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" для Индии.

"Обладая государственным статусом, богатейшим опытом взаимодействия с предприятиями оборонно-промышленного комплекса и безупречной репутацией на мировом и внутреннем финансовых рынках, Внешторгбанк стремится способствовать возрождению отечественного судостроения, развитию его научно-технического и производственно-технологического потенциала, - подчеркивает Андрей Болотов. - Мы открыты для любых совместных проектов с предприятиями судостроительной промышленности, которые будут выгодны как их участникам, так и государству".

Ледоколы и ледорубы

Внешторгбанк оказывает финансовые услуги не только для корабелов, но также и для их клиентов-судовладельцев. Одним из подобных проектов стало предоставление компании "ЛУКОЙЛАрктик-Танкер" кредитных ресурсов для создания первого в России флота морских танкеров ледового класса. Так, еще в 1998 году ВТБ ссудил судоходной компании $11,5 млн сроком на 1 год для оплаты таможенных и налоговых отчислений за поставку пяти танкеров, которые были построены немецкими судостроителями. А в 1999 году банк предоставил "ЛУКОЙЛАрктик-Танкеру" $80 млн сроком на 3 года - эти средства понадобились для покупки пяти новых танкеров, построенных для компании на петербургских "Адмиралтейских верфях".

 Правда, здесь нужно сделать ремарку. В течение многих лет одной из основных трудностей в работе банка с судовладельцами является то, что многим российским компаниям сложно обеспечить требуемые кредитные ресурсы приемлемым залогом. В первую очередь это касается пароходств, которые работают на внутрироссийских водных маршрутах. Средний возраст их флота превышает 20 лет, так что остаточная стоимость эксплуатируемых судов очень низкая. Соответственно, довольно низок и уровень кредитного риска, который может принять банк на подобные компании. Как закономерное следствие, клиенты кредитно-финансовой организации не могут сразу заказать верфям постройку большого количества однотипных судов. А в случае единичных заказов стоимость создания одного корабля значительно превышает цену, которую покупатели могли бы заплатить за суда, построенные большой серией.

Флаги на ветру

В сфере международных перевозок актуальна другая проблема. Обычной практикой во всем мире уже давно является передача флота, занятого в процессах транспортировки экспортно-импортных грузов, в собственность специально созданных иностранных компаний в странах с "удобным флагом". Это государства, которые создают для судовладельцев наиболее комфортные условия при прохождении регистрационных процедур и при текущем налогообложении (Кипр, Мальта, Либерия и некоторые другие). По данным ЦНИИ Морского флота, в начале 2005 года под иностранными флагами ходили 128 судов, контролируемых российскими компаниями. По сравнению с общим числом контролируемых Россией судов (более 1500 единиц) это немного, однако на долю такого "офшорного" флота приходится более половины всего водоизмещения подконтрольных нашим соотечественникам кораблей. А это значит, что подобные крупные суда наиболее дорогостоящие.

Михаил Федоренко,
директор первого управления по работе с крупными клиентами ВТБ
«Использование ВТБ документарных операций позволяет реализовывать проекты на более выгодных стоимостных условиях»

Притом строятся они обычно за рубежом - там, где заказчик может найти более привлекательные для себя условия. Ведь правительства многих иностранных государств стараются поддерживать своих судостроителей. В списке поощряющих мер - отмена таможенных сборов и налогов на импортируемое комплектующее оборудование (в действующей практике налогообложения в России эти платежи присутствуют), субсидирование процентных ставок и предоставление гарантий по банковским кредитам (в РФ подобная практика не применяется). Михаил Федоренко приводит такой факт: иностранные клиенты зарубежных верфей имеют возможность получать кредиты на 10 и более лет под 5 - 6% годовых из расчета кредитования до 80% стоимости судна, а российские заказчики отечественных судостроительных предприятий - на срок до 5 лет под 9,5% - 10% годовых. Объяснимо поэтому, что на протяжении последних пяти лет среднегодовой объем заказов для зарубежных производителей со стороны россиян (через подконтрольные им иностранные компании) составлял около $1 млрд, а для российских заводов - всего лишь около $0,05 млрд.

Итак, финансовые потребности "заморских" структур велики, но их кредитование сопряжено для отечественных банкиров с дополнительными рисками. Среди них Михаил Федоренко называет проблемы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью компаний, необходимость мониторинга обеспечения по сделке, трудности в юридических вопросах. Поэтому многие российские банкиры часто воздерживаются от проведения операций с компаниями-нерезидентами. Однако Внешторгбанк и от таких проектов старается не отказываться.

По словам Михаила Федоренко, ВТБ имеет "полный инструментарий для комплексной оценки подобных операций: сеть дочерних загранбанков в ближнем и дальнем зарубежье, высокий кредитный рейтинг, возможность привлечения иностранных юридических компаний, специализирующихся на транспортной тематике, и собственный высококвалифицированный персонал". Банкир добавляет, что широкое использование Внешторгбанком документарных операций позволяет реализовывать проекты на более выгодных стоимостных условиях в сравнении с прямым кредитованием - речь идет, например, об аккредитивах с рассрочкой платежа.

"За последнее время банком приняты кредитные риски по целому ряду компаний, включая зарубежные", - отмечает Михаил Федоренко. Всего на 1 января 2006 года, по данным консолидированной отчетности группы Внешторгбанка по МСФО, объем принятых рисков для предприятий судостроения и водного транспорта превышал $500 млн (из общего клиентского кредитного портфеля в $20 млрд).

ТЕКСТ АРКАДИЙ БУДОВНИКОВ

Вера Белорукова,
начальник финансово-бюджетного управления "Судостроительный завод "Северная верфь"

"Завод ценит понимание Внешторгбанком специфики судостроительного бизнеса

"Являясь для России не только необходимостью, но и дорогим удовольствием, судостроение всегда было уделом не только тяжелой промышленности, но и серьезных банковских структур. В этом смысле Внешторгбанк - один из стратегических партнеров петербургских корабелов.

В феврале 2005 года началось активное сотрудничество ВТБ с "Северной верфью". На сегодняшний день банк является крупнейшим кредитором, обеспечивающим финансирование строительства эсминцев проекта 956 для инозаказчика, а также гособоронзаказа (в интересах Военно-морского флота РФ верфь осуществляет строительство боевых кораблей нового поколения сразу нескольких классов).

Исходя из того, что военно-морская техника всегда имеет длительные циклы постройки, понятны трудности, связанные с бесперебойным финансированием заказов. Завод очень ценит ту оперативность и понимание специфики судостроительного бизнеса, которые демонстрируют представители ВТБ при рассмотрении наших кредитных заявок. Действующие обязательства связывают нас с банком до 2008 года. Но, естественно, мы надеемся и на дальнейшее сохранение партнерских отношений".

СПРАВКА:

Основная номенклатура продукции СЗ "Северная верфь" включает боевые корабли и коммерческие суда различного назначения. Завод обладает большим опытом строительства крейсеров, эскадренных миноносцев, тральщиков, противолодочных и сторожевых кораблей. Со стапелей завода сошли научно-исследовательские и пассажирские суда, лесовозы, траулеры, контейнеровозы и суда типа РО-РО.

Заказчиками продукции предприятия являются Министерство обороны РФ и военно-морские силы зарубежных государств, отечественные и иностранные организации, специализирующиеся на осуществлении морских грузоперевозок, добыче морепродуктов.


Виктор Христенко,
министр промышленности и энергетики России

"Абсолютно логичной видится ставка на развитие внутреннего рынка гражданского судостроения, где в ближайшие десять лет будет повышаться спрос на суда и технические плавсредства для освоения уникальных месторождений нефти и газа на континентальном шельфе. Именно в сегменте флота, обеспечивающего запросы ТЭК, Россия всегда имела серьезные позиции. Освоение Арктики потребует создания широкой гаммы транспортных, обслуживающих и технических судов и плавсооружений, приспособленных для работы в тяжелых климатических условиях. Здесь главная задача - обеспечить размещение основного объема работ по созданию этой техники на отечественных предприятиях".


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП