Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 5 2006

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Культура

Театральная мастерская
Открытия творческой фантазии

ТЕАТР "МАСТЕРСКАЯ П.Н. ФОМЕНКО" ВОЗНИК КАК АНСАМБЛЬ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ, ОБЪЕДИНЕННЫХ ГЛУБИННЫМ ВНУТРЕННИМ РОДСТВОМ. ЕГО ЛИДЕР - ЧЕЛОВЕК ВЫДАЮЩИХСЯ ТАЛАНТОВ, ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ И УЧИТЕЛЬ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. РЯДОМ С НИМ АРТИСТЫ МОЛОДОЙ ТРУППЫ СТАЛИ БЛЕСТЯЩИМИ ПРОФЕССИОНАЛАМИ, ВОЗНИКЛА НАСТОЯЩАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ СЕМЬЯ. НАВЕРНОЕ, ТАК ЖИЛИ БРОДЯЧИЕ КОМЕДИАНТЫ ИЛИ АКТЕРЫ ТРУППЫ МОЛЬЕРА. ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, ПОДОБНОГО ТЕАТРА В МОСКВЕ НЕТ.

Театр под руководством Петра Наумовича Фоменко носит строгое имя - "Мастерская П.Н. Фоменко". В нем слышится что-то из прошлого, из времен Ренессанса, когда художника постоянно окружали ученики, и это называлось просто и благородно: "Школа". Для Петра Фоменко, одного из лидеров отечественной режиссуры, такая позиция имеет принципиальный смысл. Театр Фоменко родился по велению души и воле судьбы - из актерского курса, набранного в ГИТИСе в 1988 году. В 1993-м вышел указ об образовании театра, что было воспринято всеми с большим энтузиазмом. Спектакли тех лет - "Волки и овцы", "Двенадцатая ночь", "Владимир III степени", "Приключение", поставленные Фоменко и его учениками - Сергеем Женовачем, Евгением Каменьковичем, Иваном Поповски, - вызывали в театральной среде неизменно восторженные отзывы. Молодые актеры на глазах становились звездами. Но, как это часто бывает, талантливый театр оказался бездомным, и вошедшие в репертуар дипломные спектакли стали играть на разных площадках Москвы. Лишь спустя шесть лет труппа обосновалась в перестроенном и тесноватом помещении бывшего кинотеатра "Киев", где особенности пространства, казалось бы, неприемлемые для сценических задач, породили великолепные открытия творческой фантазии. Богатство художественной выразительности возникло из невероятной бедности. Что лишний раз доказывает: главное в искусстве - воображение и талант.

ТЕКСТ ОКСАНА ЧЕРКАССКАЯ

Андрей Воробьев,
директор театра "Мастерская П.Н. Фоменко"

"Не всякому режиссеру удается создать свой театр"

"Театр "Мастерская П.Н. Фоменко" создавался группой единомышленников вопреки всем правилам и традициям. Он не похож на другие театральные коллективы и сделан "под себя". Не всякому режиссеру удается создать свой театр. Личная и педагогическая деятельность Петра Наумовича Фоменко носит учительский смысл в старом значении этого слова. Он больше учит жизни, чем профессии. То есть делится главным, что знает о ней сам. Первостепенно для него создание семьи, в которой все чувствуют и понимают друг друга. В театре собралось уже три поколения "фоменок", воспитывается четвертое.

Наш театр никогда не ставил перед собой задачи добиться успеха. Это приходит в процессе работы. Мы уверены, что хороший спектакль - лучший пиар для театрального коллектива. Репутация зарабатывается годами. Подчас устоять бывает нелегко - не покуситься на деньги, не потерять честь. Наша позиция такова: если меценат хочет оказать нам финансовую поддержку, мы примем ее с достоинством.

Театральным коллективам нередко приходится искать спонсоров. Наши меценаты нашли нас сами. Так, в свое время Внешторгбанк сделал нам предложение о сотрудничестве, которое со временем переросло в настоящую дружбу. Финансовая и моральная помощь банка не похожа на взаимоотношения мецената и художественного организма. Это особый стиль отношений, редкий в наше время.

Петр Фоменко и сам иногда выступает в роли мецената собственного театра. Все свои премии, в том числе "Триумф", он отдает на развитие коллектива. Главное в его жизни - работа. По экономической и организационной деятельности мы, наверное, самый "непрофессиональный" театр. В творческой сфере у нас тоже все иначе. На процесс создания спектаклей влияют не объективные, а совсем иные факторы - человеческие отношения, спонтанность, умение импровизировать. Стратегические задачи нашего коллектива - не заработать много денег, а создать хорошие спектакли, дать людям из самых разных социальных сфер возможность увидеть и оценить их.

В нашем театре не принято афишировать звания и награды. Мало кому известно, что у нас работают семь заслуженных артистов России, восемь лауреатов Госпремии, мы обладатели Премии Москвы, награждены многочисленными "Золотыми масками". Одну из "Масок" мы подарили Андрею Костину, чтобы она напоминала ему о наших дружеских отношениях. Совершив этот поступок, мы не расстались с наградой, поскольку сотрудничаем с нашим меценатом неразрывно.

Театр, бывший когда-то "беспризорником", преуспел в преодолении трудностей и в "школе выживания". До сих пор его условия существования таковы, что репетиции проходят в самых неожиданных местах - в фойе, на кухне, в коридоре, во время гастролей. Но мы рассчитываем, что вскоре войдем в новое здание на Набережной Шевченко. Архитектор Сергей Гнедовский, автор проекта, решает труднейшую задачу. Он строит театр под уже существующий самобытный коллектив со сложным и разнообразным репертуаром. За этот проект - лучший в Москве - в прошлом году он был удостоен премии "Золотое сечение". Мы мечтаем о классическом итальянском зале на 450 зрительских мест с высокотехнологично оснащенной сценой, где удалось бы сохранить атмосферу тонкого психологического театра. Также нам видится экспериментальная площадка-трансформер, без сцены в традиционном понимании, на 150 - 200 мест. А у наших актеров наконец появятся гримерки, у администрации - кабинеты, складские помещения для декораций и мастерских. То есть условия для жизни и творчества. Искренне надеемся, что уже будущей весной мы пригласим наших зрителей и меценатов в новый театр, где покажем новые премьеры, которые уже готовятся к этому торжественному событию".


Ксения Кутепова,
ведущая актриса театра "Мастерская П.Н. Фоменко", заслуженная артистка России

- Театр "Мастерская П.Н. Фоменко" очень своеобразный и самобытный, он живет по собственным творческим законам, отличным от законов других театров. Как человек, стоящий у истоков театра, расскажите, в чем его уникальность?
- Уникальна в первую очередь фигура Петра Наумовича Фоменко. Он - определяющее звено театра. Начиная с 1988 года, когда я и многие актеры театра поступили на первый курс актерско-режиссерского факультета в ГИТИС, а потом решили остаться в театре в Мастерской Фоменко, и до сих пор на протяжении многих лет нас объединяет интерес друг к другу.

- В спектакле "Война и мир. Начало романа" вы играете сразу три роли: Лизу Болконскую, Соню и Жюли Карагину. Расскажите, почему так получилось?
- Сыграть эти роли мне было несложно: еще будучи студентами, мы ставили спектакли, в которых каждый из нас играл сразу по несколько ролей. Например, в пьесе режиссера Сергея Женовача "Владимир III степени" по драматическим отрывкам Николая Гоголя и в постановке режиссера Евгения Каменьковича "Двенадцатая ночь" по мотивам одноименной комедии Уильяма Шекспира мы репетировали все роли. Поэтому такая работа нам очень знакома и интересна. Вот, например, сейчас мы готовим спектакль по роману Михаила Шишкина "Венерин волос", где восемь актеров играют какое-то невероятное количество ролей, я даже не берусь их подсчитать. Мы - как пластилин. И я себя чувствую в этом уютно и комфортно, как, наверное, и все актеры нашей мастерской.

- Есть ли в театре особые традиции?
- У нас много традиций. Есть определенные даты, когда мы собираемся вместе. Например, на первомайские праздники мы уезжаем за город на пикник. На Старый Новый год, 13 января, также собираемся всем коллективом. Еще один очень хороший обычай - 31 декабря актеры театра устраивают детский праздник с театральным представлением. Все мы соблюдаем эти традиции.

Беседовала Марина Хлебус


Кирилл Пирогов,
актер театра "Мастерская П.Н. Фоменко"

- Вы - первый артист театра, вошедший в его труппу "со стороны", не учившийся на курсе Петра Фоменко в ГИТИСе. Расскажите, как вы попали в эту театральную труппу, как начиналась ваша работа?
- В 1992 году я учился в Щукинском театральном училище на курсе Владимира Иванова. В это время курс Петра Фоменко в ГИТИСе готовился к выпуску. Тогда же режиссер Сергей Женовач работал над спектаклем "Шум и ярость" по мотивам романа Уильяма Фолкнера, и шесть артистов с моего курса были заняты в этой постановке. Я тоже попал в эту работу. Потом меня позвали в следующий спектакль: режиссер Иван Поповски пригласил участвовать в постановке "Балаганчик" по мотивам одноименной пьесы Александра Блока. Так я и остался в театре.

- Расскажите, как складывались ваши отношения с Петром Наумовичем Фоменко и театральным коллективом мастерской.
- С Петром Наумовичем отношения складывались "издалека". Несколько лет мы не работали вместе, поэтому была огромная дистанция. Когда мы в 1996 году готовили спектакль "Таня-Таня", Петр Наумович пришел нам помогать. Это была первая встреча буквально в работе. Потом мы ставили спектакль по мотивам произведения Николая Гоголя "Мертвые души", второй том. Это была длительная работа - репетировали больше года. И только после этого спектакля у меня возникло ощущение, что это мой театр, что я работаю здесь. То есть переходный период в четыре-пять лет, как у всех артистов, которые приходят в театр - приживаются или нет, - у меня тоже был.

- В театре идет спектакль "Война и мир. Начало романа" по мотивам романа-эпопеи Льва Толстого "Война и мир". Расскажите об этой постановке.
- Спектакль называется "Этюды на пути к роману". Это действительно этюды, наброски, фантазии на тему. То есть художественной достоверности в костюмах и декорациях в постановке нет, а есть эскиз. Сценические декорации, которые видит зритель, это кусок балюстрады. Детали костюмов актеров - например, воротники-стойки - соответствуют эпохе, описанной в романе, но надеты на обычные водолазки. Сапоги тоже отвечают моде начала XIX века, но при этом в них заправлены современные брюки. Это фантазии. На самом деле суть произведения от этого становится "чище". Восстановить исторические подробности очень трудно. Особенно с учетом того, что это 1812 год, в романе описываются нравы петербургской и московской аристократии, военные действия и многое другое. Только с помощью театральных средств, образов условно можно передать то, что тогда происходило. Спектакль в этом смысле очень хороший пример того, как из прозы Петр Наумович делает театральный материал. Потому что литература и театр - совершенно разные вещи, а Петр Наумович удивительно умеет выстраивать это.

- То есть вы хотите сказать, что это не инсценировка романа Льва Толстого?
- Инсценировка, но не иллюстрация к роману. Это все что угодно, кроме иллюстрации. Суть - только отношения между людьми, отношение ко времени, к своей стране, к тому, что происходило в мире, к войне, на которую ушли все молодые люди. Это интереснее, чем документальная детализация.

- Вы снимались в нескольких кинокартинах: в фильме Георгия Данелия "Орел и решка", у режиссера Алексея Балабанова в картинах "Брат-2" и "Жмурки", в фильме Сергея Бодрова-младшего "Сестры" и в других. Для вас работа в театре и кино - принципиально разная?
- Природа персонажей в кино и в театре почти неразличима. Я не считаю, что это противоречащие друг другу работы. У актеров по сути они похожи. А вот средства и инструменты выражения очень разные. И это надо учитывать, когда работаешь в кино или в театре. Разная специфика передачи сюжета, разная форма. Хотя в нашем театре мы играем в двух метрах от зрителя, это очень похоже на съемки кинокартин, потому что в кино камера стоит прямо около тебя. А вот то, о чем играют актеры - это другое. Можно снять кино по мотивам пьесы Антона Павловича Чехова, а можно поставить спектакль, разница будет в средствах выражения. Но у артистов все-таки это будет одна игровая природа.

Беседовала Марина Хлебус


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП