Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 5 2006

| Корпоративные СМИ ВТБ


Инструменты

Инструменты

Центральная услуга
Технология оперативного управления

В ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ РОССИЙСКИЕ БАНКИ ВСЕ ЧАЩЕ ИСПОЛЬЗУЮТ В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОВЕЙШИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ - И ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ КЛИЕНТОВ. ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАПРОСОВ КРУПНОМАСШТАБНЫХ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ ВНЕШТОРГБАНК ОРГАНИЗОВАЛ "РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР КЛИЕНТА", КОТОРЫЙ ПОЗВОЛЯЕТ КОМПАНИЯМ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ.

Возможность моментально реагировать на изменение финансовых потоков, управлять ими в режиме on-line имеет большое значение для любого крупного предприятия с разветвленной сетью филиалов, дочерних структур и подразделений. В современном бизнесе, где счет давно уже идет не на часы, а на минуты и секунды, отсутствие оперативного управления финансами предприятия может привести к упущенным сделкам или к существенным потерям в прибыли. К тому же компании, используя новейшие способы дистанционного контроля, могут существенно сэкономить на издержках, возникающих при традиционном способе управления и обслуживания. Проанализировав ключевые потребности банковских корпоративных клиентов, корпоративный блок Внешторгбанка разработал услугу "Расчетный центр клиента" (РЦК). С его помощью головные офисы компаний-клиентов имеют возможность получать онлайновую информацию по движению средств по счетам своих структурных подразделений, открытых в филиалах и дополнительных офисах банка, реализовать on-line технологию централизованного бюджетного планирования и контроля, а также осуществлять оперативное управление счетами своих территориально удаленных структурных подразделений.

Комплексный центр

В той или иной мере подобные высокотехнологичные услуги предоставляют многие банки, но ВТБ вправе особо позиционировать себя: немногие банки могут предоставить клиентам и широкое региональное присутствие, и хорошую техническую базу, и большой опыт в работе с крупными клиентами. Эксперты пока затрудняются оценить доли каждого банка на рынке расчетных центров для корпораций. Неким критерием успеха внедрения подобной услуги можно считать количество крупных многофилиальных клиентов банка. И Внешторгбанк имеет вполне представительный круг компаний, пользующихся РЦК. К "Расчетному центру клиентов" ВТБ на данный момент проявили интерес "Транснефтепродукт", "Росспиртпром", "Евразия", "Росэнергоатом", "Почта России", "Росморпорт", "Аптека 36,6".

Изначально внедрение РЦК осуществлялось для существующих клиентов. Но полный комплект услуг, широкое региональное покрытие банка, функциональность позволили заинтересовать и потенциально новых клиентов. По словам начальника отдела развития и сопровождения расчетного центра клиента Внешторгбанка Константина Левитина, новая услуга была введена в действие летом 2005 года, тогда же появились первые пользователи. Часть из них подключилась к РЦК, уже будучи клиентами Внешторгбанка. А представителей некоторых многофилиальных корпораций привлекли именно дополнительные возможности, предоставляемые расчетным центром. На данный момент РЦК используют четыре головные организации ("Транснефтепродукт", "Росспиртпром", "Евразия" и Самарский УФПС "Почты России"). Ряд клиентов заключили договоры с банком и находятся в режиме подключения (ФГУП "Росморпорт", ФГУП "Росэнергоатом", ЗАО "Аптеки 36,6", ОМЗ, Белгородский и Ижевский УФПС "Почты России"). ВТБ ведет переговоры еще с несколькими десятками крупных корпораций.

Технологически РЦК базируется на программно-техническом комплексе, состоящем из серверов, обеспечивающих работу непосредственно РЦК, серверов Банк-клиента в филиалах банка, серверов-маршрутизаторов, защищенных каналов связи, криптографических средств, а также клиентских автоматизированных рабочих мест (АРМ) самого РЦК в головной организации клиента и АРМ Банк-клиент в структурных подразделениях клиента. Таким образом, основа программно-технического комплекса РЦК расположена в Москве, а необходимые технологические звенья - в филиалах ВТБ, где уже есть клиенты для РЦК. Константин Левитин отмечает, что технически банк оснащает филиалы по мере выхода его клиентов в конкретные регионы. К настоящему времени Внешторгбанк ведет отладку или уже запустил в работу программно-технический комплекс в девятнадцати регионах - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Пензе, Уфе, Брянске, Сочи, Воронеже, Костроме, Курске, Смоленске, Саратове, Ростове, Белгороде, Твери, Астрахани, Владивостоке и Ижевске. Ожидается, что в текущем году банк может подключить к системе РЦК еще 10 - 15 региональных филиалов. При этом предполагается, что модернизация непосредственно программного обеспечения, составляющего как сам РЦК, так и его технологические звенья в филиалах, будет производиться по мере развития новых функциональных возможностей центра на той же технической платформе.

 Клиентский срез

Анализ потребностей клиентов показал, что корпорациям, имеющим большое число филиалов и дочерних компаний, в первую очередь необходимы три основные функциональные возможности. Сюда входят - получение on-line информации по движению денежных средств по счетам своих подразделений, открытым в филиалах и дополнительных офисах банка, on-line технология централизованного бюджетного планирования и контроля, а также оперативное управление счетами своих территориально удаленных структурных подразделений.

Первое позволяет иметь информацию как для оперативного анализа и принятия управленческих решений, так и для последующего детального анализа операций по всем счетам всех подразделений. Второе дает возможность головной организации клиента самостоятельно вести в системе РЦК бюджеты своих структурных подразделений, а также настраивать методы контроля за их платежными документами. При этом, в зависимости от настроек, платежные документы могут контролироваться или не контролироваться на предмет превышения сумм лимитов по бюджетным строкам, а также исполняться автоматически, либо только при дополнительном (ручном) акцептовании платежного документа структурного подразделения со стороны головной организации. Таким образом, проверка на предмет превышения лимитов по статьям бюджета позволяет головным офисам клиента реализовать on-line технологию централизованного бюджетного планирования и контроля за своими структурными подразделениями. Возможность же ручного акцептования является формой прямого воздействия головной организации на проведение конкретных платежей своего структурного подразделения. Последнее интересно тем клиентам, которые нуждаются в более жестком, чем только по бюджетным лимитам, контроле за расходованием денежных средств своими подразделениями с собственных счетов и по собственным статьям бюджета. В рамках третьей функциональной возможности РЦК головная организация клиента может самостоятельно формировать платежные документы по счетам своих структурных подразделений и направлять в банк на исполнение. Данная возможность РЦК представляет повышенный интерес для тех клиентов, которые нуждаются в жестком и оперативном контроле над финансовыми потоками и состоянием счетов своих структурных подразделений. Необходимо отдельно подчеркнуть, что система РЦК позволяет комбинировать все вышеперечисленные функциональные возможности.

Используя систему РЦК, Внешторгбанк может создать, полностью автоматизировать и предоставить уникальные банковские услуги корпоративным клиентам, обслуживающимся в его филиальной сети. А это дополнительно укрепит взаимоотношения сторон.

Корпоративное хранилище

Фактически в системе РЦК ведется единая централизованная справочная и оперативная информация по всей корпорации в целом. Это касается и дополнительных аналитических справочников для управленческого учета - собственной организационно-финансовой структуры корпорации, контрагентов, смет доходов и расходов, справочников кодов операций в зависимости от источников поступления и направлений расходования средств, а также целей поступления и расходования средств, временных интервалов и др. Единое хранилище данных позволяет консолидировать финансовую информацию и получать отчеты по всей корпорации в целом и отдельным ее структурам в требуемых аналитических разрезах.

Все перечисленные функции РЦК являются основополагающими. Они могут быть предоставлены корпоративным клиентам в различных сочетаниях и комбинациях или комплексно, тем самым, позволяя банку дифференцировать предоставляемые услуги.

Новые перспективы

Уже в этом году Внешторгбанк расширит спектр предлагаемых услуг и предложит клиентам новые продукты в рамках РЦК. Так, в настоящее время разрабатывается продукт "непрерывный остаток". Как пояснил Константин Левитин, совокупный остаток всех средств на счетах клиента, его филиалов и дочерних компаний при пожелании клиента будет восприниматься как некий виртуальный остаток. Если в течение определенного периода времени он не будет опускаться ниже заранее заданного порогового значения, то клиент в этом случае сможет получать повышенную процентную ставку на остаток средств.

ИСПОЛЬЗУЯ СИСТЕМУ РЦК, ВНЕШТОРГБАНК МОЖЕТ СОЗДАТЬ, ПОЛНОСТЬЮ АВТОМАТИЗИРОВАТЬ И ПРЕДОСТАВИТЬ УНИКАЛЬНЫЕ БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ КОРПОРАТИВНЫМ КЛИЕНТАМ, ОБСЛУЖИВАЮЩИМСЯ В ЕГО ФИЛИАЛЬНОЙ СЕТИ

Внешторгбанк также рассматривает возможность внедрить дополнительную услугу по кредитованию в рамках РЦК. Предполагается, что если у клиента и его структурных подразделений несколько счетов, то он сможет списать общую сумму своих средств (которая "раскидана" по нескольким счетам) с любого из них, даже в случае недостатка средств непосредственно на этом счете. При этом система РЦК автоматически осуществит эту операцию таким образом, что у клиента не возникнет тех штрафных санкций или процентов по овердрафту, которые обычно клиент уплачивает банку в подобных ситуациях.

Обе эти дополнительные возможности не только позволят Внешторгбанку увеличить свою ресурсную базу, обороты по счетам и, как ожидается, продавать посредством РЦК смежные продукты, но и даст клиентам необходимый сервис, позволяющий соединить собственные финансовые решения с мощными техническими возможностями Внешторгбанка. По предварительным подсчетам, в текущем году от размещения предполагаемых остатков на расчетных счетах существующих клиентов, подключенных к РЦК, банк может получить прибыль порядка 60 млн руб., а с учетом потенциальных клиентов - около 140.

"Особенностью "Расчетного центра клиента" является его взаимосвязь с ключевыми продуктами Внешторгбанка. Оценив высокое качество обслуживания РКЦ, ключевые корпоративные клиенты банка, скорее всего, захотят воспользоваться и другими услугами", - резюмирует Константин Левитин.

ТЕКСТ ОЛЬГА ОРЛОВСКАЯ

Клиент:
"Транснефтепродукт"

Основными видами деятельности компании являются координация и управление транспортировкой нефтепродуктов. На рынке транспортировки светлых нефтепродуктов доля "Транснефтепродукта" (отношение приема нефтепродуктов в систему ТНП к производству) на сегодняшний день составляет 30,4% от всех нефтеперерабатывающих заводов, от подключенных к системе заводов - 46%.


Клиент:
ФГУП "Росспиртпром"

Включает в себя 120 юридических лиц, объединяющих около 200 спиртовых и ликероводочных заводов в различных регионах РФ. Компании, входящие во ФГУП, - это 60% производства спирта в стране и около 40% производства водки и ликероводочных изделий. Заводы и дочерние предприятия "Росспиртпрома" расположены в большинстве российских регионов.


Клиент:
ФГУП "Росморпорт"

"Росморпорт" входит в число крупнейших компаний России в сфере морского транспорта по объемам реализованных услуг и работ. Выполняет функции хозяйствующего субъекта по управлению федеральной собственностью в морских портах России, расположенных в Северном, Южном, Дальневосточном, Каспийском и Балтийском бассейнах. В общей сложности имеет 19 филиалов в регионах РФ.


Клиент:
ФГУП "Росэнергоатом"

"Росэнергоатом" осуществляет централизованное государственное управление всеми атомными станциями России. Компания является второй в стране по производству электроэнергии. Атомные станции расположены в 10 регионах РФ.


Клиент:
ФГУП "Почта России"

"Почта России" является российской федеральной почтовой сетью, которая предоставляет услуги почтовой связи на всей территории России, включая все города и сельские населенные пункты. Имеет 85 филиалов, 40 тыс. почтовых отделений.


Клиент:
ЗАО "Аптеки 36,6"

Аптечная сеть "36,6" является российским лидером в области розничной торговли товарами для красоты и здоровья. Компания имеет три завода по производству лекарственных препаратов. Под управлением компании находятся около 350 аптек в 18 регионах России.


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП