Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 4 2006

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Культура

Возрождение легендарного музея
«Открытие Галереи – это восстановление справедливости»

 В АВГУСТЕ НЫНЕШНЕГО ГОДА В МОСКВЕ СВОИ ДВЕРИ ОТКРЫЛА ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВА СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ XIX - XX ВЕКОВ - ПРЕЕМНИЦА НЕКОГДА ЛЕГЕНДАРНОГО, ПЕРВОГО В МИРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ НОВОГО ЗАПАДНОГО ИСКУССТВА, СОЗДАННОГО В СТОЛИЦЕ В 1920-Е ГОДЫ И ВПОСЛЕДСТВИИ ЗАКРЫТОГО ПО ИДЕОЛОГИЧЕСКИМ СООБРАЖЕНИЯМ ИОСИФОМ СТАЛИНЫМ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА, ПРИ СОДЕЙСТВИИ ВНЕШТОРГБАНКА. О ТОМ, КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЛАНИРУЕТСЯ ПРЕДСТАВИТЬ В НОВОМ МУЗЕЕ И КАК БУДЕТ ОРГАНИЗОВАНА ЕГО ЭКСПОЗИЦИЯ, РАССКАЗАЛ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ГАЛЕРЕИ АЛЕКСЕЙ ПЕТУХОВ.

Алексей Валерьевич, что представляет собой новая галерея и где она разместилась?
Новая галерея - это еще одно подразделение ГМИИ имени Пушкина, в состав которого уже входят несколько структур. Среди них - Музей личных коллекций, Детский центр творчества, а теперь появился и новый отдел под названием Галерея искусства стран Европы и Америки XIX - XX веков. Сокращенно - Галерея. Она разместилась в здании на Волхонке, дом 14 - в большом левом флигеле усадьбы Голицыных, где до прошлого года находился Музей личных коллекций.

Как возникла идея создания такого музея?
В начале XX столетия Москва славилась своими собраниями современного искусства - знаменитыми частными галереями московских меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Эти коллекции были доступны всем любителям изобразительного искусства. Например, Щукинская галерея функционировала как полноценный музей. Морозовская была более закрытой, став доступной публике лишь после революции 1917 года. В 1920-е годы эти два собрания объединили, на их основе создав Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ). Тогда это было первое крупнейшее и самое качественное в мире собрание произведений современного искусства. За коллекцией очень быстро закрепилось название "новое искусство". Правда, к сожалению, уже в 1948 году музей закрыли, а картины перевезли в главное здание ГМИИ имени Пушкина. Однако эти работы не вошли в основную экспозицию, а хранились в запасниках. Часть коллекции была передана в Эрмитаж.
Только в 1956 году на выставке французского искусства впервые были представлены немногие тщательно отобранные, "невинные" произведения - без формалистских и модернистских изысков. И лишь в 1974 году в результате долгой борьбы и острых дискуссий постепенно начали выставляться некоторые работы современной живописи.
В полном объеме коллекцию удалось представить на рубеже 1990-х годов, тогда же музей показал картины Марка Шагала, абстрактные произведения и многое другое. Поэтому открытие Галереи - это восстановление справедливости по отношению к московским собирателям произведений живописи, попытка воссоздать легендарный Музей нового западного искусства, а также желание восполнить отсутствие в столице такого важного компонента культурной жизни, как музей современного искусства.

Каким образом формировалась коллекция Галереи, были ли поступления из собраний других музеев?
Весь выставочный материал новой Галереи является собранием Пушкинского музея. О специальной временной выставке речи не идет. Напротив, мы представляем новую концепцию презентации коллекции, а само собрание от этого не изменилось. Сейчас известны случаи разделения многих коллекций монументальных музеев на "старую" часть и современную - например, Лувр и Музей d'Orsay в Париже, галереи Тейт и Тейт Модерн в Лондоне. Пожалуй, уже можно сказать, что это мировой тренд, и без музея современного искусства в европейской столице жить не модно. Мы не стали исключением.

С какого периода вы начнете отсчет современного искусства в экспозиции нового музея?
По этому поводу было немало дискуссий. Наверное, более привычно начинать отсчет с переломной эпохи импрессионистов, но следует отметить, что переворот в искусстве начался гораздо раньше - на рубеже XVIII - XIX веков. Этот период был отмечен противостоянием художников официальному искусству и получил название "эпохи романтизма".
Тогда от искусства старых мастеров и традиций живописи в рамках устоявшихся норм романтики перешли к поиску различных революционных решений: это и вторжение эмоций в область искусства, и стремление к более яркому цвету, и выход художников на природу. Мы решили быть более точными и начать экспозицию с эпохи романтизма. Конечно, по прошествии более ста лет трудно понять, чем поражала импрессионистов, к примеру, глубоко эмоциональная живопись Эжена Делакруа со свойственным ей исключительным динамизмом. Но тогда, в 1860-е годы, потемневшие позже картины сверкали цветом, какого не было в полотнах академических мастеров.

Как организована экспозиция в новом здании музея? Какое место в Галерее отводится произведениям столь популярных импрессионистов?
В новом здании экспозиция размещена в 26 залах, эти помещения вполне соответствуют нашей концепции организации выставки.
На первом этаже располагаются произведения начала XIX века. Здесь представлены работы мастеров, еще не вполне освободившихся от канонов академического искусства. Прежде всего это полотна французов-новаторов - Эжена Делакруа, Гюстава Курбе, Камиля Коро и барбизонцев. Далее следуют работы салонных художников, творчество которых сейчас очень модно изучать. Также будут представлены офорты испанского художника Франсиско Гойи, англичан Джона Констебля и Томаса Лоуренса.
 Второй этаж нового музея отдан импрессионистам, постимпрессионистам и художникам начала ХХ века. Произведения многих из представителей этих направлений, среди которых - Клод Моне, Поль Гоген, Поль Сезанн, Анри Матисс, - помещены в персональных залах. На третьем этаже разместились полотна Василия Кандинского, Марка Шагала. В этой экспозиции нашлось место и представителям других европейских и американских школ.
Ранее в здании ГМИИ им. Пушкина современному искусству отводилось всего пять залов второго этажа. Других помещений просто не было. Мы с удовольствием это исправили. На мой взгляд, получилась очень удачная и гармоничная экспозиция.

Вы сказали, что в Галерее представлена новая концепция экспозиции. В чем именно заключается новаторство и своеобразие?
Экспозиция недавно открывшейся Галереи начинается с эпохи, предшествующей импрессионизму - как символу новизны, революции и переворота в искусстве. Также с точки зрения новаторства не менее значимыми являются работы француза Анри Матисса и испанского художника Пабло Пикассо. Раньше, в основном здании, полотна этих мастеров располагались в конце экспозиции, а теперь мы имеем возможность проследить их влияние и тенденции в произведениях художников следующих поколений.
 В Галерее представлено искусство 1920 - 1980-х годов. Здесь можно посмотреть работы запрещенного в советские годы русского авангардиста Марка Шагала, а также друзей Советского Союза Рокуэлла Кента и Ренато Гуттузо. Конечно, картин этих мастеров в нашем собрании гораздо меньше, но мы располагаем очень яркими и запоминающимися вещами. Их помнит публика старшего поколения по выставкам, гремевшим в Москве в 1950 - 1970-е годы, а для молодых людей они станут уникальным открытием.

Новая Галерея - это самостоятельный институт или зависимый от ГМИИ им. Пушкина?
Галерею можно сравнить с Музеем личных коллекций. Более того, в своей музейной политике она больше связана с основным "телом" ГМИИ им. Пушкина, чем частные коллекции. Следует отметить, что между нами устанавливается органическая связь: те работы, которые были в главном здании, переместились в Галерею. То есть наша экспозиция наследует собрание Пушкинского музея. Несмотря на новую концепцию, преемственность также очевидна. Мы не порываем связи с историей и не говорим о разделении. Новая Галерея - это еще одно подразделение музея в рамках общей структуры.

 С какими трудностями вам пришлось столкнуться в ходе организации нового музея?
Расширяясь, Музей им. Пушкина имеет возможность распоряжаться своей коллекцией в рамках норм, имеющихся инструкцией. Картины должны содержаться в помещении с определенным климатом, с высокой степенью защиты и охраны. Эти меры необходимо неукоснительно соблюдать. Что касается творческих замыслов, то на это мы имеем право. Трудности, с которыми мы столкнулись в ходе переезда, в основном были связаны с особенностями внутренних помещений нового здания - потолки низкие, залы небольшого размера по сравнению с залами Пушкинского музея. Тем не менее, оценив характер коллекции современного искусства применительно к новому зданию, мы поняли, что идея перемещения собрания в эти помещения очень перспективна.

Вы сказали, что залы нового музея небольшого размера. Но ведь художественная манера импрессионистов такова, что разглядывать картины нужно на расстоянии, иначе все "рассыплется" на беспорядочные мазки. У посетителей будет такая возможность?
Вы правы, но для того, чтобы смотреть на работы импрессионистов, зрителю не требуется 5 - 10 метров. Этот эффект настолько тонок, что оценить его можно как раз в помещениях небольшого размера.
Вообще произведения так называемого нового искусства писались не для величественных залов. Интерьеры, в которых изначально размещали свои работы импрессионисты, имели камерный, домашний характер. Нам, как наследникам традиций московского собирательства, показалось очень интересным провести линию наследования и преемственности со старыми московскими коллекциями. Думаю, что такой акцент напомнит о первоначальном бытие этих вещей.
Напомню, что первая выставка импрессионистов, состоявшаяся в 1874 году в Париже, проходила в ателье знаменитого фотографа и художника Надара, любезно предоставившего бунтарям свое помещение. И уже тогда небольшие залы вполне соответствовали камерному характеру работ. Я думаю, что залы новой Галереи настроят публику на более тонкое созерцание.

В новую Галерею перевезли шедевры импрессионистов, постимпрессионистов, мастеров других направлений, ради которых в Москву стоит приехать даже из Парижа или Нью-Йорка. Возможно, что Галерея станет более популярна, чем основное здание Музея им. Пушкина?
Если углубиться в историю, то помещения основного здания музея изначально предназначались для скульптуры, а размещение в них коллекции живописи было скорее вынужденной мерой. Тем ни менее картины находились там на протяжении нескольких десятков лет, поскольку у музея просто не было других помещений. В ближайшее время эти залы подвергнутся реконструкции, после чего в них разместится экспозиция искусства старых мастеров. У музея наконец появится возможность показать пока еще не знакомые зрителям картины, которые долгое время хранились в запасниках. Здесь также есть свои изюминки и открытия.
К тому же при реконструкции помещений планируется использовать дизайнерские приемы и решения, соразмерные пропорциям этих огромных величественных залов. Что тоже можно считать революционным событием в истории музея.

Каким вы себе представляете будущее новой Галереи? Планируете ли устраивать выставки или привозить шедевры мастеров современного искусства из других музеев?
 Пушкинский музей предоставил в распоряжение Галереи богатейшую коллекцию, поэтому в первую очередь наша работа сосредоточится вокруг нее. Основная задача - достойно представить это собрание. Экспозиция новой Галереи должна стать неким эталоном, точкой отсчета. В начале ХХ века публика приходила в галереи Щукина и Морозова, чтобы познакомиться с эталоном, посмотреть на ключевые произведения современного искусства. Сегодня такая задача стоит и перед нами. Здесь важно не слишком увлечься экспериментами и выдержать уровень, благодаря которому каждый сможет получить гармоничное представление о коллекции. Главное - не "перекричать" эти произведения и позволить им высказаться самим за себя.
Площадь помещений нового здания и укомплектованность его таковы, что выставки проводить в них невозможно. За каждым залом закреплено свое имя, номер и предназначение. Поэтому никаких радикальных переездов или переносов работ для того, чтобы разместить что-то неординарное и великое, привезенное из-за границы, мы не планируем. Это постоянная экспозиция, всегда доступная для посетителей. В любое время можно будет прийти и увидеть картины на своих местах.
Я уверен, что публика очень быстро привыкнет к новым залам и полюбит их, так как они выглядят и звучат очень гармонично. А для выставок у нас остается еще очень много площадок, в первую очередь - в основном здании, Музее личных коллекций и других.

ТЕКСТ МАРИНА ХЛЕБУС

Ирина Антонова,
директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:

"Мы открыли уникальную экспозицию"
"В нынешнем году мы открыли Галерею искусства стран Европы и Америки XIX - XX веков. Это наша попытка воссоздать легендарный Государственный музей нового западного искусства, разгромленный Сталиным. Уникальная экспозиция поможет посетителям познакомиться с этапами развития современного искусства. В Галерее будут представлены самые разные школы и направления живописи.
В восстановлении этого великого музея Европы, куда будут приезжать со всего света, принимал участие Внешторгбанк. С ним музей связывает многолетняя крепкая дружба. Когда наши доводы убедительны, ВТБ всегда готов прийти на помощь. От него мы получаем финансовую поддержку, благодаря которой можем закупить современное оборудование, реконструировать залы музея, организовывать дорогие экспозиции и многое другое.
В ближайшем будущем у нас пройдет выставка Модильяни, мы привезем экспозицию русского авангардиста Павла Филонова, которая сейчас выставляется в Русском музее. Надеемся, что Внешторгбанк примет участие и в этих проектах".


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП