Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 4 2006

| Корпоративные СМИ ВТБ


Синергетика

Синергетика

Транспортная мотивация
Финансовые ресурсы транспортных компаний

"АРТЕРИИ И ВЕНЫ ЭКОНОМИКИ" - ТАКУЮ МЕТАФОРУ ПРИВОДЯТ ВО ВНЕШТОРГБАНКЕ, РАССУЖДАЯ О ЗНАЧИМОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЫ ДЛЯ РОССИИ. ДОБАВЛЯЯ, ВПРОЧЕМ, ЧТО БАНКОВСКИЕ РЕСУРСЫ МОЖНО СЧИТАТЬ "ВИТАМИНАМИ", СПОСОБСТВУЮЩИМИ НОРМАЛЬНОМУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ "КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ" СТРАНЫ.

Воздействие это двоякое. Первое - лечебное. Износ основных фондов всех видов транспорта достигает 60 - 70%, в нынешних условиях сокращения государственных инвестиций их обновление проводится в основном частными компаниями с использованием кредитов и лизинговых схем. Второе - стимулирующе-профилактическое. Обеспечивая предприятия сырьем и перемещая к местам потребления материальные ценности, созданные в процессе промышленного производства, различные виды транспорта взаимодополняют друг друга - и зачастую конкурируют между собой. Именно заемные финансовые средства являются тем ресурсом, который позволяет транспортным компаниям создавать новые конкурентные преимущества. А использование банковских услуг при организации новой транспортной инфраструктуры дает возможность предупредить появление "узких мест" в системе, таким образом помогая обеспечить бесперебойную работу всей отрасли.

ВТБ работает с более чем 200 стратегическими партнерами во всех транспортных сегментах. Каждый из этих клиентов имеет годовую выручку не менее $30 - 50 млн и является связующим звеном между как минимум несколькими крупными поставщиками и покупателями промышленной продукции. Получается, что, содействуя повышению конкурентоспособности и росту бизнеса транспортных компаний, Внешторгбанк способствует развитию их партнеров и в конечном итоге - всей экономики России. Мотивация для наращивания потенциала в транспортной сфере - для банка отменная.

Железное слово

После трубопроводного транспорта, который сам по себе настолько значим, что может стать темой для отдельного рассказа, главным перевозчиком грузов в России являются железные дороги. В первом квартале 2006 года, по данным Росстата, они обеспечили 40% общего грузооборота в стране (или 88% всех грузопотоков, которые пошли в обход трубопроводов). Также железнодорожники имеют стабильную, как минимум 40-процентную долю рынка пассажироперевозок. Более того, по данным президента РЖД Владимира Якунина, средний темп увеличения грузооборота железнодорожной монополии составляет 11%, пассажирооборота - 9%. Так что объяснимо, почему в транспортной сфере Внешторгбанк уделяет первоочередное внимание именно железнодорожным проектам.

 Естественно, банк весьма заинтересован в работе с компанией "Российские железные дороги", эксплуатирующей всю рельсовую инфраструктуру в стране. История сотрудничества ВТБ с железнодорожниками давняя. Задолго до появления ОАО "РЖД" банк предоставлял ряд услуг российскому суперведомству - Министерству путей сообщения, обслуживая его счета, проводя конверсионные операции, оказывая депозитарные услуги и предоставляя кредитные ресурсы подведомственным предприятиям министерства. А уже осенью 2003 года, сразу после создания правопреемника МПС, Внешторгбанк одним из первых предоставил РЖД значительный кредит ($100 млн) и к концу года установил на компанию лимит кредитования в объеме $350 млн в рублевом эквиваленте, который активно работал до настоящего времени. Впрочем, во взаимодействии двух гигантских организаций есть один нюанс. Обе они принадлежат одному собственнику (государству), но их взаимоотношения определяют рыночные факторы. В первую очередь то, что уникальные для России масштаб бизнеса "Российских железных дорог" (выручка в 2005 году - $26,3 млрд) и его стабильность (подтверждается рейтингами по шкалам Standard & Poor's и Fitch на уровне суверенного, то есть наивысшего из возможных для российских компаний) позволяют компании иметь практически неограниченный доступ к дешевым ресурсам мирового финансового рынка. Так что вопрос, где взять деньги для решения своей основной проблемы - обновления парка подвижного состава, для РЖД несложный. На сегодняшний день монополия имеет возможность привлечения недорогих средств за счет синдицированных займов за рубежом и рублевых облигационных займов.

И все же взаимодействие с ВТБ в сфере кредитования не прерывается - в начале июня руководство "Российских железных дорог" объявило одним из победителей тендера на поставку в лизинг подвижного состава дочернюю компанию Внешторгбанка - ОАО "ВТБ-Лизинг". Сумма сделки составит 10,1 млрд руб. сроком на 6,5 лет - финансировать ее будет, естественно, ВТБ.

Кроме того, ОАО "РЖД" пользуется услугами депозитария банка, а ряд филиалов компании выплачивает заработную плату работникам с использованием пластиковых карт ВТБ.

Напротив, для частных компаний-экспедиторов задача привлечения финансовых ресурсов далеко не так проста. Удобные решения им предлагает Внешторгбанк. Вице-президент - начальник первого управления ВТБ по работе с крупными клиентами Олег Демидов рассказывает, что первыми подобными клиентами банка были нефтяники, постепенно к ним присоединились металлурги, угольщики и другие сырьевые компании. Среди начальных проектов с транспортными структурами банкир вспоминает работу с "ЛУКОЙЛ-Трансом" - в середине 1990-х ВТБ выдал этой компании кредит на $10 млн сроком до трех лет, которого хватило на покупку нескольких сотен железнодорожных цистерн. Кроме того, банк оказал содействие в преодолении формальных препятствий для сделки: десять лет назад оформить согласие железнодорожников на передачу вагонов в залог было гораздо сложнее, чем сейчас.

Впоследствии подобными услугами ВТБ воспользовался целый ряд компаний, формировавших свой парк подвижного состава - в частности, СУЭК, "Трансгарант", "Центросоль". Значительная часть этих сделок была осуществлена с применением лизинговых схем через "ВТБ-Лизинг", входящую в группу Внешторгбанка. Сейчас лизинговый портфель компании составляет около $400 млн, а в ее собственности находится более 1500 вагонов, которые эксплуатируют различные транспортные операторы.

Банкиры-вагоновожатые

Обычно максимальную эффективность имеет лишь замкнутая цепочка. В данном случае схема работы с железнодорожниками и грузоотправителями замкнулась установлением тесных контактов Внешторгбанка с производителями подвижного состава. По оценкам специалистов ВТБ, он является крупнейшим кредитором российского транспортного машиностроения, занимая не менее пятой части внутреннего рынка. Сумма принятых рисков на предприятия транспортного машиностроения уже сегодня превышает $600 млн, а за 2006 год ее планируется еще более увеличить.

В СФЕРЕ АВТОТРАНСПОРТА СПЕЦИАЛИСТЫ ВТБ СЧИТАЮТ ПЕРСПЕКТИВНЫМ ФИНАНСИРОВАНИЕ КОНТРАКТОВ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ НА ПОКУПКУ ИМПОРТНОЙ АВТОТЕХНИКИ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ КРЕДИТНЫХ РЕСУРСОВ ЗАРУБЕЖНЫХ БАНКОВ

Весной 2005 года Внешторгбанк подписал соглашение о сотрудничестве с крупнейшим отечественным производителем локомотивов и вагонов - "Трансмашхолдингом" (объединяет 17 профильных компаний). На различные предприятия ТМХ в банке открыты лимиты общей суммой 15 млрд руб. В основном эти деньги расходуются на обновление производственных фондов заводов. Кроме того, в рамках кредитно-документарного лимита, утвержденного на предприятия "Трансмашхолдинга", банк планирует через лизинговые схемы профинансировать в 2006 - 2007 годах сделки на сумму более 4 млрд руб. Совсем недавно ВТБ и дочерняя лизинговая компания "Трансмашхолдинга" - "Трансхолдлизинг" - подписали кредитное соглашение на 290 млн руб. сроком на 7 лет для реализации нового проекта по перевозке пассажиров между Москвой и Санкт-Петербургом. Два подвижных состава будут иметь 10 мягких и купейных вагонов плюс вагон-ресторан, все они уже изготовлены (на Тверском вагоностроительном заводе) и начнут курсировать по маршруту в течение двух месяцев. Оператором проекта является структура "Трансмашхолдинга" - компания "Тверской экспресс".

Подобные конструктивные отношения Внешторгбанк имеет и с другими производителями подвижного состава: "Алтайвагоном", "Муромтепловозом", а также с ремонтными организациями. По оценкам экспертов банка, рынок железнодорожного машиностроения России и стран СНГ к 2010 году увеличится почти в два раза и составит около 15% мирового рынка. "Сегодня объем рисков, принятых банком по предприятиям железнодорожного транспорта, превышает $800 млн, а в течение 2006 - 2008 годов можно ожидать роста этой суммы, ориентировочно в 1,5 раза", - комментирует Олег Демидов.

Нужды авиаторов

Железные дороги не единственная транспортная сфера, в которой активен Внешторгбанк. Кредитно-финансовая организация финансирует подведомственные компании Федерального агентства воздушного транспорта, которые покупают навигационное оборудование, а также предоставляет денежные ресурсы для многих авиакомпаний, модернизирующих парк воздушных судов. Олег Демидов поясняет: "Наиболее активно занимается обновлением парка самолетов "Аэрофлот", однако этот авиаперевозчик покупает в основном зарубежные машины, которые поставляются в пакете с финансовыми услугами. Поэтому ВТБ в первую очередь удовлетворяет текущие потребности авиакомпании в документарных операциях". Кроме того, по словам банкира, сейчас создается проект интернет-авиакасс: через процессинговый центр ВТБ-24 клиент банка может заказать и оплатить нужные ему билеты. "Аэрофлот" же строит третий терминал в московском аэропорту Шереметьево. По оценке Олега Демидова, перспективные потребности компании в денежных ресурсах в рамках этого проекта оцениваются в несколько сотен миллионов долларов. На депозитах ВТБ также размещены средства, необходимые для реконструкции первого и второго терминалов Шереметьева. Среди других клиентов с достаточно крупными лимитами Олег Демидов называет авиакомпании "Сибирь", "Полет", UTair. По его словам, сейчас ведутся переговоры об установлении овердрафта для объединения авиакомпаний AiRUnion ("Домодедовские авиалинии", "КрасЭйр", "Омскавиа", "Самара", "Сибавиатранс"). Авиаторы считают этот инструмент удобным при закупке топлива и запчастей. Всего же текущая ссудная задолженность российских авиаторов перед ВТБ составляет около 3 млрд руб. (приблизительная оценка емкости рынка - 30 млрд руб.).

По воде почти как посуху

В сфере автомобильного транспорта специалисты ВТБ считают перспективным финансирование контрактов российских компаний на покупку импортной автотехники с привлечением кредитных ресурсов зарубежных банков. В том числе - под гарантию экспортных страховых агентств (ЭСА) Германии, Италии, Франции, Японии и других стран. При использовании покрытия ЭСА денежные ресурсы могут быть предоставлены на срок до 12 лет, а банк может профинансировать до 85%, а иногда и до 95% стоимости коммерческих контрактов.

 Олег Демидов называет еще одно емкое направление - предоставление денег в долг дорожно-строительным предприятиям и организациям. Например, два года назад ВТБ установил лимит в размере 1 млрд руб. на компанию "Дальспецстрой", у которой одной из основных специализаций является строительство, ремонт и реконструкция автодорог. В декабре 2005-го этот лимит был обновлен. На еще одну дальневосточную компанию - "Бамтоннельстрой" - сейчас открыт лимит на 1,6 млрд руб. Олег Демидов признает, что пока доля банка в этом рыночном сегменте невелика (2 - 4%), но считает перспективы данного направления огромными.

ВТБ интересны и водные пути. Одним из крупнейших завершенных проектов банка в сфере водного транспорта стало содействие "Лукойл-Арктик-Танкеру" в строительстве морских танкеров ледового класса (таких машин в России до тех пор не было). Сделка была разбита на два этапа. В 1998 году банк выделил своему клиенту $11,5 млн на 1 год - первые пять танкеров были построены в Германии, и кредитные ресурсы потребовались на финансирование оплаты таможенных и налоговых отчислений (они составляют до 30% от стоимости судна). В следующем году "Лукойл-Арктик-Танкер" получил $80 млн на три года. Эти деньги пошли на оплату еще пяти танкеров, которые были построены в Петербурге на Адмиралтейских верфях. Сейчас эти суда работают на трассах Северного морского пути, обслуживая месторождения компании в Тимано-Печоре.

По словам Олега Демидова, большую программу по модернизации и расширению флота имеет Дальневосточное морское пароходство. Сейчас этот третий по величине морской перевозчик России пользуется поддержкой ВТБ на $24 млн по контрактам строительства контейнеровозов и на $37 млн - при покупке железнодорожных платформ. Оперирующие большими финансовыми потоками судовладельцы также размещают временно свободные средства на депозитах ВТБ. Например, у Новороссийского морского пароходства ("Новошип") среднегодовой остаток по депозитам в конце 2005 года составил около $46 млн.

По словам Олега Демидова, большую программу по модернизации и расширению флота имеет Дальневосточное морское пароходство. Сейчас этот третий по величине морской перевозчик России пользуется поддержкой ВТБ на $24 млн по контрактам строительства контейнеровозов и на $37 млн - при покупке железнодорожных платформ. Оперирующие большими финансовыми потоками судовладельцы также размещают временно свободные средства на депозитах ВТБ. Например, у Новороссийского морского пароходства ("Новошип") среднегодовой остаток по депозитам в конце 2005 года составил около $46 млн.

Олег Демидов называет единственную сложность в работе с водниками: "Норма прибыли в этом бизнесе стабильна, но невелика, а новые суда дорогие, и их постройку финансируют крупнейшие мировые банки, так что ставки кредитов приближаются к LIBOR. У Внешторгбанка в этом смысле ресурсы более скромные, поэтому в данной сфере чрезмерную активность мы не развиваем". Так или иначе, на предприятия водного транспорта банком открыты лимиты на 6 млрд руб., из которых более 2 млрд руб. уже задействовано.

Во Внешторгбанке недавно была разработана "Программа развития клиентского бизнеса в транспортной отрасли до 2008 года". Олег Демидов по понятным причинам не раскрывает основные целевые показатели этого документа до момента его утверждения клиентским комитетом банка. Однако заявил, что обозначенные в программе приоритеты и возможности банка покажут, что ВТБ обоснованно позиционируется как одно из ключевых кредитно-финансовых учреждений по обслуживанию предприятий транспорта.

ТЕКСТ АРКАДИЙ БУДОВНИКОВ

Руслан Карманный,
начальник казначейства СУЭК

"СУЭК является крупнейшим грузоотправителем и занимает второе место по оплате услуг РЖД. В целях обеспечения перевозок на основных направлениях и снижения потребности в подвижном составе в пиковые периоды, СУЭК сформировал свой вагонный парк. Для приобретения вагонов был привлечен Внешторгбанк, который является нашим надежным партнером по финансированию обширной инвестиционной программы. Из широкого спектра продуктов банка в данном случае была выбрана лизинговая схема, позволившая компании оперативно снять острую проблему нехватки вагонов".



Олег Домский,
заместитель генерального директора по финансам "Трансмашхолдинга"

"Между "Трансмашхолдингом" и Внешторгбанком в 2005 году подписано соглашение о сотрудничестве. Этот документ определяет широкий спектр финансовых услуг, включая комплексное банковское обслуживание, проведение лизинговых операций и финансирование программ развития, в том числе по проектам модернизации и технического переоснащения предприятий, входящих в состав "Трансмашхолдинга". Кроме того, в рамках соглашения "Трансмашхолдинг" получил возможность привлекать ВТБ для проведения экспертизы и организации финансирования инвестиционных проектов. Соглашение также предусматривает экспортное и предэкспортное финансирование деятельности холдинга и многое другое. Совместная работа "Трансмашхолдинга" и Внешторгбанка - это эффективное сотрудничество партнеров, которое динамично развивается".



Александр Мишарин,
заместитель министра транспорта России:

"Для реализации крупных проектов потребуется участие национального банка"
"Для обеспечения высоких темпов экономического роста в России необходимо реализовать системообразующие проекты, многие из которых сконцентрированы в сфере транспорта. Особенно перспективным представляется создание объектов транспортной инфраструктуры.
Традиционные формы государственной поддержки не позволяют получить максимальный эффект от вложения средств. Система бюджетного инвестирования не позволяет обеспечить гибкий график использования средств в течение года, накапливать не использованные в течение года средства, не дает перспектив стабильного многолетнего финансирования проектов и использования сразу нескольких инструментов государственной поддержки.
Поэтому для реализации крупных проектов с участием частного инвестора потребуется участие активного национального банка. Для определения кредитной организации по конкретному проекту будет проводиться конкурс между банками. Помимо объемов активов и рейтинга банка, критерием станет опыт реализации проектов на транспорте и в смежных отраслях."


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП