Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 2 2006

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Дух Парижа
Французский дворец изящных искусств

В ЭТОМ ГОДУ ПАРИЖСКИЙ МУЗЕЙ D'ORSAY ОТМЕТИТ СВОЙ 20-Й ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. НЕСМОТРЯ НА ОТНОСИТЕЛЬНУЮ МОЛОДОСТЬ, D'ORSAY ПРИЗНАН ОДНИМ ИЗ САМЫХ ЗНАМЕНИТЫХ МУЗЕЕВ МИРА И НАСТОЯЩИМ СИМВОЛОМ ПАРИЖА И ФРАНЦИИ. «ЕСЛИ ВЫ, БУДУЧИ В ПАРИЖЕ, НЕ УСПЕЛИ ПРОГУЛЯТЬСЯ ПО ЛУВРУ - ЭТО ДОСАДНО. НО ЕСЛИ ВЫ НЕ ПОСЕТИЛИ МУЗЕЙ D'ORSAY - МОЖНО СЧИТАТЬ, ЧТО ДУХ ФРАНЦИИ В ЕГО НАИСОВЕРШЕННОЙ ПОЛНОТЕ ОСТАЛСЯ ВАМ НЕВЕДОМ» - ТАК ПИШУТ О МУЗЕЕ D'ORSAY В ПУТЕВОДИТЕЛЯХ ПО ПАРИЖУ.

На левом берегу Сены в Париже, на ру де Лилль, прямо напротив сада Тю-ильри и Лувра, возвышается над водной гладью величественное здание, известное всему миру как один из самых прекрасных музеев Европы - музей d'Orsay. У этого здания своя, типично парижская история.

 Когда-то здесь стоял дворец d'Orsay, названный так в честь парижского прево (должностное лицо во Франции эпохи Бурбонов) начала XVIII века Шарля Буше д'Орсэ. Позже в нем находились Счетная палата и Государственный совет Французской республики. События времен Парижской коммуны зажгли не только всю Францию, но и сам дворец, который сгорел дотла в 1871 году, освободив место под новое здание.

В 1898 году в охваченной промышленной революцией Франции правительство страны решило отдать землю на набережной d'Orsay Орлеанской железнодорожной компании. Руководство последней поручило архитектору Виктору Лалу построить здесь монументальное здание вокзала.

Строительство продвигалось очень быстро, и менее чем через два года - в очередную годовщину взятия Бастилии 14 июля 1900 года - состоялось открытие нового вокзала, одновременно приуроченное к началу Всемирной выставки в Париже. Изначально проект Виктора Лалу вызвал много нареканий: выходящие на Сену металлические конструкции мало гармонировали с архитектурным ансамблем этой части Парижа, и особенно - с находящимся по соседству Лувром. Дабы вписать постройку в окружающую архитектурную среду, Лалу решил декорировать металлические каркасы каменными фасадами. Архитектор создал огромный центральный неф размером 135x40 м с семью ку- полами, покрыв его металлическую конструкцию материалами, имитирующими мрамор светлых тонов.

Кроме того, Виктор Лалу украсил фасад вокзала арками, колоннами, статуями, поместил на крыше пирамиды, колоколенки, декоративные коньки и орнаментальные щиты, за которыми скрылось многоуровневое индустриальное сооружение из стекла и металла с 16 платформами и множеством технических новинок. К зданию вокзала Лалу пристроил роскошный дворец с ресторанами и танцевальным залом в стиле рококо.

Здание вокзала d'Orsay, представшее взорам парижан на заре XX века, выглядело так, как будто оно изначально предназначалось для музея. Вот как писал о нем в 1900 году французский художник-баталист Эдуард Детейль: «Вокзал великолепен и выглядит как дворец изящных искусств». Его слова оказались пророческими: вокзал действительно станет храмом живописи спустя каких-то 80 лет, а полотна Детейля займут достойное место в собрании музея. Ну а в те дни эта фраза отражала символичный интерес тогдашних французских живописцев к железнодорожной тематике. Еще в 1877 году Эмиль Золя писал: «Наши художники должны искать поэзию на вокзалах, как их отцы находили ее в лесах и реках», а знаменитые живописцы Эдуард Мане и Клод Моне носили свои мольберты по железнодорожным путям, платформам, переходам. Позднее, когда создавался музей, в одном из его залов была даже собрана коллекция произведений художников-импрессионистов, писавших вокзалы.

Но прежде чем превратиться в музей, d'Orsay стал первой электрифицированной железнодорожной станцией во Франции и одним из самых современных подобных сооружений в мире. Помимо электрического освещения он был оснащен подъемниками, эскалаторами, мог обслуживать недавно появившиеся поезда на электрической тяге. Вот как отзывался об этом чуде архитектуры и техники один из пассажиров: «Все здесь приводится в движение силой электричества. Даже багаж переносится с этажа на этаж на подвижных роликах».

В течение почти 40 лет железнодорожная станция успешно обслуживала поезда юго-западного направления Франции, пока в 1939 году не стала вокзалом для пригородных поездов - ее короткие платформы больше не могли принимать новые длинные составы. Вскоре грянула Вторая мировая война, и вокзал был окончательно закрыт. Во время войны в оккупированном Париже зданию нашли новое применение - оно стало использоваться как пересыльный пункт для военнопленных.

На грани забвения

После войны парижские власти долгое время не могли решить, что делать с никому не нужным вокзалом. В итоге он был перестроен, и в нем открылся отель, который просуществовал до 1 января 1973 года. Режиссер Орсон Уэллс в 1963 году снимал в этом здании знаменитый фильм «Процесс» по роману Франца Кафки, а в 1973 году актер Жан-Луи Барро и его жена открыли в бывшем вокзале свой собственный театр, который, впрочем, продержался недолго. С 1974 года бывший вокзал на руде Лилль был местом проведения различных аукционов. Уже начиная с 1971 года на архитектурных советах в парижской мэрии то и дело звучали предложения о сносе огромного и полупустого здания, но тогдашний президент Франции Жорж Помпиду решил иначе - он объявил его национальным памятником и предложил открыть в нем музей, какого еще не было в Париже.

Решение об открытии в бывшем здании вокзала d'Orsay национального музея было принято 20 октября 1977 года, а сами работы по переоборудованию вокзала начались в 1978-м. Общая реконструкция здания была поручена группе ведущих французских архитекторов, а специально для внутренней отделки музея французские власти пригласили из Италии известного архитектора Гае Ауленти.

Перед архитекторами стояла задача восстановить большинство сооружений, созданных Виктором Лалу. Это представлялось вполне возможным, поскольку после окончания строительства вокзала в 1900 году фасад практически не перестраивался и большинство оригинальных идей Лалу сохранилось в первоначальном виде.

Архитекторы отреставрировали здание и разделили внутривокзальные помещения на залы. Имея в запасе огромное пространство монументального сооружения, они попытались создать для каждой экспозиции наиболее выгодное освещение и обрамление. Кроме того, им удалось максимально подчеркнуть объем центрального нефа здания. Также был открыт главный зал, и таким образом стали видны его стеклянные арки и неф. Вместе с тем архитекторы, работающие над проектом нового музея, создали ряд новых элементов - выставочные комнаты с плоскими потолками, которые были устроены вдоль обеих сторон центрального пролета и связаны вестибюлями на нескольких уровнях здания. Вестибюли расположилась вдоль фасада, выходящего на левый берег Сены. Наверху, под крышей бывшего вокзала, разместилось несколько больших галерей, которые освещаются естественным светом. Старые вокзальные конструкции удалось соединить с современными сооружениями. Работы по реконструкции велись 8 лет, и 1 декабря 1986 года президент Франции Франсуа Миттеран торжественно открыл здание нового музея d'Orsay.

Новое звено

Несмотря на свою молодость, d'Orsay является вторым по объему и значимости музеем Парижа - города, избалованного большим числом галерей. С самого начала он задумывался как музей, в котором будет представлено полвека французского искусства - начиная со времен Второй республики и кончая кубизмом, с 1848 по 1914 годы. D'Orsay стал, по сути, отсутствующим ранее звеном между главным музеем классического искусства - Лувром, и парижским центром современного искусства Жоржа Помпиду. Хотя d'Orsay известен прежде всего своим богатейшим собранием полотен импрессионистов, в нем есть также картины представителей других течений, творивших на рубеже XIX-XX веков.

Изначально коллекция только что открывшегося d'Orsay создавалась благодаря участию трех главных парижских музеев. Лувр передал сюда работы авторов, ро- дившихся после 1820 года или создававших свои полотна во времена Второй республики (1848-1852 годы), Национальный музей современного искусства поделился полотнами художников, родившихся до 1870 года, и работами авторов периода 1848-1914 годов, которые не были причислены ни к импрессионистам, ни к модернистам. Национальная галерея «Же-де-Пом» передала в d'Orsay крупнейшую коллекцию полотен французских импрессионистов. А работы таких мастеров постимпрессионизма, как Серюзье, Вюй-ар и Боннар, музею удалось собрать благодаря частным пожертвованиям и приобретениям за рубежом.

Музей d'Orsay не является исключительно картинной галереей. В настоящее время в музее на площади более 45 000 кв. м выставлено более 4000 живописных работ, а также скульптуры, фотографии и другие произведения искусства, в том числе - мебель. В музее регулярно проводятся тематические выставки, концерты, демонстрируются фильмы.

Уровни искусства

 Экспозиции музея d'Orsay располагаются на трех уровнях здания в десятках самых разнообразных, полных различных архитектурных изысков залов, что позволяет избежать монотонности при созерцании экспонатов. Основная экспозиция занимает зал длиной 138, шириной 40 и высотой 32 м.

Экспозиции представлены в хронологическом порядке, посещение музея происходит по принципу «снизу вверх». Однако многие туристы, ограниченные во времени, сразу стремятся на верхний уровень, где представлены самые интересные экспонаты - полотна импрессионистов. Вообще, там, где это возможно, картины собраны по художественным направлениям. По общему мнению, d'Orsay - самый удобный музей мира. Просторные залы и хорошее освещение как нельзя лучше способствуют осмотру экспозиций. Многие туристы вполне демократично сидят на полу перед картинами и во весь голос обсуждают особенности того или иного художественного произведения.

На верхнем уровне музея, на месте бывшей вокзальной столовой, есть кафе. За ним находится смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на правый берег Сены, Лувр и садТюильри, а также великолепная панорама Парижа. На первом этаже представлена скульптура до 1870 года, живопись и декоративное искусство до 1880 года. Коллекция скульптуры d'Orsay не такая богатая, как в Лувре, но не менее интересна. Здесь можно увидеть работы знаменитого французского скульптора Жана Батиста Карпо, создавшего композицию «Танец», копия которой украшает фасад парижской Гранд-Опера, известные скульптуры-портреты депутатов французского парламента художника-карикатуриста Оноре Домье.

На первом этаже также представлены работы Эдуарда Мане - например, его знаменитая картина «Олимпия», которая в 1865 году вызвала шквал возмущения и брани среди ценителей искусства; парижские пейзажи Камилла Писсарро; картина Гюстава Моро «Орфей» - яркий пример французского символизма; работа Гюста-ва Курбе «Похороны в Орнане».

ПРЕЗИДЕНТ ФРАНЦИИ ЖОРЖ ПОМПИДУ ОБЪЯВИЛ БЫВШЕЕ ЗДАНИЕ ВОКЗАЛА D'ORSAY НАЦИОНАЛЬНЫМ ПАМЯТНИКОМ И ПРЕДЛОЖИЛ ОТКРЫТЬ В НЕМ МУЗЕЙ, КАКОГО ЕЩЕ НЕ БЫЛО В ПАРИЖЕ

Одна из знаковых особенностей d'Orsay состоит в том, что он стал первым музеем, который объединил не только новаторов, но и традиционалистов, художников как почитаемых, так и всеми забытых, чьи имена и работы ценились на парижских выставках прошлого гораздо выше, чем полотна импрессионистов. Одна из экспозиций первого уровня рассказывает о деятельности знаменитого французского архитектора Виолле-ле-Дюка. Здесь представлены документы, связанные со строительством парижской Оперы, макеты и чертежи проектов, в том числе не воплощенных в жизнь.

Средний уровень музея представлен произведениями искусства периода Третьей республики, с 1870 по 1914 годы, символизмом, академической живописью. Здесь можно увидеть знаменитую скульптуру Гюстава Родена «Бальзак» (эта статуя была заказана ходожнику в 1897 году обществом французских литераторов по рекомендации Эмиля Золя), скульптурную композицию «Зрелый возраст» Камиллы Клодель - ученицы Родена. В галерее на среднем уровне расположились работы натуралистов («Мечта» Эдуарда Детейля), символистов, живописные произведения представителей течения набидов. С ними успешно соседствует коллекция прикладного искусства арт нуво, представленного Эктором Гимаром - великим мастером стиля модерн, разработавшим знаменитый дизайн входов в парижское метро, и Эмилем Галле - основателем одного из самых известных во Франции направлений стиля модерн школы Нанси. Одна из галерей посвящена творчеству Анри деТу-луз-Лотрека, изобразившему в своих картинах мир парижского дна, другая -работам Гюстава Курбе.

Коллекция работ Тулуз-Лотрека в d'Orsay менее впечатляющая, нежели в музее художника во французском Ал ьби, где он родился. Однако здесь можно встретить прославленную картину мастера «За туалетом» (1896) и панно «Большеротой». На верхнем уровне располагается самая интересная экспозиция. Здесь собраны лучшие произведения импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров других направлений рубежа XIX-XX веков, благодаря которым d'Orsay привлекает к себе такое внимание. «Нигде в мире нет такого полного собрания импрессионистов, и нигде они не смотрятся так, как в Париже», - единодушны в своем мнении искусствоведы.

Это прежде всего полотна Клода Моне -самого последовательного из импрессионистов, разработавшего новую технику мазка («Руанский собор», «Парламент в Лондоне», «Белые кувшинки», «Маки», «Вокзал Сен-Лазар»); Камиля Писсарро («Красные крыши»); Огюста Ренуара -живописца, графика, скульптора, блестящего колориста («Качели», «Мулен-де-ла-Галетт», «Девушки за пианино»); произведения Альфреда Сислея - одного из мастеров импрессионизма, создавшего чарующие изображения природы («Мороз в Лувесьенне», «Наводнение в Лор-Марли»). С ними соседствуют холсты постимпрессионистов: Поля Сезанна («Игроки в карты», «Яблоко и апельсины») - по возрасту художник был сверстником импрессионистов, но его творчество представляет собой уже следующий яркий этап в живописи; Винсента Ван Гога - великого голландского живописца («Автопортрет», «Арлезианка», «Портрет доктора Гаше», «Церковь в Овере»); примкнувшего к символизму Поля Гогена («Прекрасная Анжела», «Таитянки», «Белая лошадь»).

 Залы импрессионизма и постимпрессионизма занимают верхнюю боковую галерею. Рядом с ними можно увидеть работы канадских и австралийских импрессионистов. Сюда же переехала коллекция Музея импрессионизма, которому стало слишком тесно в «Зале для игры в мяч» в садуТюильри, находящемуся прямо напротив d'Orsay на другом берегу Сены.

Период нового декоративного искусства 1890-1905 годов представлен в музее коллекцией деревянной мозаики Жака Мажореля, ваз Эмиля Галле, украшений Рене Лалика. Здесь также располагается выставка произведений британских ремесленников рубежа XIX-XX веков. Кроме того, декоративное искусство представлено в d'Orsay богатой коллекцией мебели, в том числе работами знаменитого американского архитектора XX века Франка Ллойда Райта, ларцами для драгоценностей из фарфора и бронзы.

 Особое место в музее d'Orsay отведено ранней истории кинематографа и фотографического искусства. Первые шаги фотографии отображены в работах такого фотографа, как Гаспар Феликс Турнашон, известного в истории искусств под псевдонимом Надар. Уникальную коллекцию составляет фотографическое повествование о художественной жизни Франции XIX века. Рядом с фотографиями можно увидеть экспозицию, посвященную зарождению кинематографа: первые афиши, которые висели на парижских улицах в конце XIX века.

Не оставлена в стороне в d'Orsay и музыка. В музее есть зал, где проводятся концерты из произведений европейских композиторов - Клода Дебюсси, Габриэля Форе, Роберта Шумана. Время от времени здесь звучит и русская музыка. В этом зале в 2000 году прошел «Русский сезон». В исполнении камерного оркестра «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета прозвучали произведения великих русских композиторов -Михаила Глинки, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Игоря Стравинского, Александра Скрябина.

Русский след

С 20 сентября по 8 января 2006 года в музее d'Orsay состоялась выставка русских художников второй половины XIX века. Посетители музея смогли открыть для себя полотна великих русских живописцев Ильи Репина («Не ждали»), Виктора Васнецова («Илья Царевич на сером волке», «Аленушка»), Кузьмы Петрова-Водкина («Купание красного коня»).

Начало XX века в русском искусстве было представлено деревянной скульптурой, работами Михаила Ларионова и Казимира Малевича. Экспозиция включала в себя 450 экспонатов: живопись, скульптуру, рисунки, фотографии и произведения прикладного искусства. Выставка русского искусства пользовалась огромным успехом среди парижан и гостей города. Примечательно, что среди постоянных экспонатов музея d'Orsay есть и картины русских художников - Валентина Серова, Николая Ге и Леонида Пастернака.

Музей d'Orsay входит в число лучших музеев мира именно благодаря богатству и разнообразию экспозиции. Музей на набережной Сены привлекает многочисленных посетителей и является обязательным пунктом большинства туристических программ. Но главная его особенность состоит в том, что в нем живет знаменитый дух Парижа рубежа XIX-XX веков, который нельзя познать, не посетив величественное здание d'Orsay.

ТЕКСТ АЛЕКСАНДР МЕДВЕДЕВ


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП