Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 2 2006

| Корпоративные СМИ ВТБ


Хобби

Цвет всегда отвлекает
Черно-белое увлечение Ярослава Книгницкого

СРЕДИ МОСКОВСКИХ И КИЕВСКИХ ФОТОХУДОЖНИКОВ ГЛАВА УКРАИНСКОЙ «ДОЧКИ» ВТБ - ВНЕШТОРГБАНК (УКРАИНА) ЯРОСЛАВ КНИГНИЦКИЙ ИЗВЕСТЕН ПОД ИМЕНЕМ ЯРОСЛАВ РЫЖИЙ. МАЛО КТО ЗНАЕТ, ЧТО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСИСТ, УЖЕ ПОЧТИ ДЕСЯТЬ ЛЕТ РАБОТАЮЩИЙ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ, ТАКЖЕ - ТАЛАНТЛИВЫЙ ФОТОГРАФ, РЕГУЛЯРНО ОРГАНИЗУЮЩИЙ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ. ВПРОЧЕМ, КАК УТВЕРЖДАЕТ САМ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ ВТБ (УКРАИНА), ОДНОЙ ИЗ САМЫХ БОЛЬШИХ ПРОБЛЕМ ДЛЯ НЕГО ОСТАЕТСЯ УМЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧАТЬСЯ С РАБОЧЕГО РИТМА НА ТВОРЧЕСКИЙ ЛАД. ТЕКСТ ЮРИЙ ЛАЦИС, СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ «ЭНЕРГИИ УСПЕХА», КИЕВ.

Ярослав Михайлович, с чего началось ваше увлечение фотографией?
Все просто. В детстве отец подарил мне фотоаппарат. А в серьезное хобби новое увлечение переросло после того, как мне пришлось вместо отца, преподававшего в школе физику, проводить занятия в фотокружке. Кстати, среди моих воспитанников по этому кружку есть два профессиональных фотографа.

А какой фотоаппарат подарил отец?
«Любитель-2». Теперь он в моей коллекции.

Вы коллекционируете фотоаппараты?
Да, собираю старые образцы. Правда, вначале я собирал только те аппараты, которыми когда-либо снимал. Поэтому сейчас моя коллекция не слишком большая - около 60 экземпляров.

И что, все эти годы с камерой в руках?
Нет. Был перерыв примерно десять лет, когда я не брал фотоаппарат в руки. Дело в том, что я учился в Киевском инженерно-строительном институте (КИСИ), а по распределению попал в Ульяновскую область. Затем переехал в Москву. Возить за собой гору техники не хотелось. Так и получилось, что в 1989 - 1998 годы жил без фотоаппарата. Но в 1998-м вернулся в Киев. И этот город вернул меня к фотографии. Тогда я стал серьезнее заниматься фотосъемкой, даже окончил школу визуальных искусств, два мастер-класса - классической и современной фотографии.

С какими фотографиями вы работаете - с цветными или черно-белыми?
Исключительно с черно-белыми. Считаю, что цвет мешает восприятию содержания снимка. Поясню, почему. Если в фотографии есть какой-то замысел, то цвет всегда отвлекает на себя внимание насыщенностью и яркостью красок. Например, к снимкам, сделанным в путешествиях, я вообще не отношусь как к фотографиям. Это скорее красивые открытки, попытка запечатлеть действительность.

Вы тяготеете к классике?
Классическая фотография меня привлекает меньше всего - в ней уже и так много сделано. Существует огромное количество классиков, действительно выдающихся фотографов. Повторять их бессмысленно, обогнать в мастерстве невозможно, а хуже делать не хочется. Поэтому все фотографии, которые делаю я, - это некий эксперимент, попытка выразить свое отношение к данному виду творчества. Пример тому - мой проектс городами: Москва - Киев, Москва - Рим, Москва - Париж, Москва - Питер (выставки проходили в Москве и Киеве в 2003 году. - Прим. ред.).

Что больше влияло на результат, когда вы работали над проектом: ваше собственное настроение или настроение, которое передавал конкретный город?
Этот проект состоял из нескольких серий. Самое четкое понимание у меня было, когда я делал серию Москва - Киев. В этих городах я жил, я их понимал. Это мое настроение.
В Париже или Риме влияние на меня оказывал сам город. Там хотелось снять узнаваемые места.

Проект с городами выполнен в стиле наложения кадров. Передний план - один город, задний - другой. Это ваш доминирующий стиль?
В стиле мультиэкспозиции снята только данная серия. В этом был элемент игры вслепую. Ведь результат заранее не был известен - пленка снималась дважды. Первый раз - один город. Затем эта же пленка по второму кругу - второй город. В результате оставалось всего 3-4 кадра, с которыми хотелось работать дальше. Позже с товарищами творческой группы «Москва плюс-минус» мы делали похожий эксперимент с наложениями. Но уже вживую. Это когда в помещении проецировались различные слайды, а затем туда входили модели. Так как помещение не гладкий чистый экран, а ломаное пространство, то получался оригинальный результат. Этот проект у нас назывался «Запредельные ощущения», так как в процессе его создания постоянно возникало что-то неожиданное, что нас удивляло.

Некий сюрреализм на снимках?
 Да. А такие идеи возникали благодаря Галине Москалевой, одному из руководителей мастер-класса в школе визуальных искусств. Она всегда находится в состоянии поиска современной фотографии. И мы ставили различные эксперименты - как коллективно, так и индивидуально. Искали свой собственный стиль. Пытались найти что-то новое, а не повторять классиков. И дело здесь не в красоте фотографии, а в творческом замысле. Ведь красивую, идеальную картинку делает современная техника, а не фотограф.

Да, когда на тебя с обложки глянцевого журнала смотрит нереальное изображение какой-нибудь звезды, то понимаешь глубину фразы «победа фотошопа над здравым смыслом».
Совершенно верно. При таком подходе оказывается, что фотограф делает самую простую работу. До него работают визажисты, после - дизайнеры в фотошопе, а в результате появляется картинка, которой в реальности достичь невозможно. Такой путь профессионалу чести не делает.

ПРОЕКТ С ГОРОДАМИ СОСТОЯЛ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СЕРИЙ. САМОЕ ЧЕТКОЕ ПОНИМАНИЕ У МЕНЯ БЫЛО, КОГДА Я ДЕЛАЛ СЕРИЮ МОСКВА - КИЕВ. В ЭТИХ ГОРОДАХ Я ЖИЛ, Я ИХ ПОНИМАЛ. ЭТО МОЕ НАСТРОЕНИЕ. В ПАРИЖЕ ИЛИ РИМЕ ВЛИЯНИЕ НА МЕНЯ ОКАЗЫВАЛ САМ ГОРОД. ТАМ ХОТЕЛОСЬ СНЯТЬ УЗНАВАЕМЫЕ МЕСТА

К тому же я никогда не стремился стать профессиональным фотографом, хотелось самовыражаться. Поэтому и коммерческих задач я перед собой не ставил. Когда-то даже начинал рисовать, но не сложилось. Мне кажется, что в рисовании гораздо больше возможностей для самовыражения: в том, как Всевышний водит твоей рукой, есть некая тайна. Поэтому хочется и в фотографии иметь творческое начало, а не просто щелкать и получать картинку с отображением действительности.

Есть ли нечто, чего вы не снимаете?
Как ни странно, я не фотографирую людей. Хотя была одна попытка. Даже отснял достаточно кадров для целого проекта. Но оставил эту идею. Возникло ощущение, что люди в кадре мне мешают. Возможно, потому, что на основной работе в банке в течение дня бывает слишком много народу.

Репортажный стиль тоже не ваш?
Репортаж требует совсем другого поведения. Когда я беру в руки фотоаппарат, то хочу некоего уединения. А репортаж - это быстрая реакция, умение локтями растолкать окружающих в нужной ситуации. Он хорош для людей, которые зарабатывают этим деньги. Я могу восхищаться репортажными фотографиями, как и психологическими портретами классиков. Но это не мое.

А макросъемка?
Макросъемкой я занимаюсь. Но только не животных и насекомых. Меня привлекает фактура поверхности. Есть серия фотографий - «Быт уходящего века». В ней - предметы, которые за столетия не изменились. Ручной умывальник, ковшик, мыльница.

ВСЕ ФОТОГРАФИИ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮ Я, - ЭТО НЕКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, ПОПЫТКА ВЫРАЗИТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДАННОМУ ВИДУ ТВОРЧЕСТВА

Вы сами печатаете фотографии?
Обычно я присутствую и участвую в этом процессе. Когда делал последние работы, то попытался изготовить их, как обычно, на натуральной подложке - бумаге. Современные печатные машины вообще на нее не настроены, сейчас используются совершенно другие материалы. И ручная печать в Киеве - большая проблема. Бумагу привез из Москвы. Печатника нашел с трудом. Глянцевателя достали на Подоле. В общем - целая эпопея.

Почему именно ручная печать?
При ручной печати всегда есть возможность корректировать изображение на негативе маскированием. Особенно этот метод важен, когда работы сняты в режиме мультиэкспозиции. Ведь кадры были дважды экспонированы, поэтому для того, чтобы вытащить второй план, необходимо маскировать передний, учитывать контраст.

Неужели вы настолько не доверяете автоматике?
Не в этом дело. Самое важное - правильно проявить пленку. Я знаю буквально пару мест в Киеве, откуда мне ее не вернут синей или зеленой. При самой печати иногда бывает достаточно взглянуть на первые несколько снимков, а затем объяснить лаборанту, чего я хочу добиться.

Итак, только ручная работа?
Признаюсь, полгода назад купил цифровой фотоаппарат. Но исключительно для путешествий. Nikon D70S. У меня вообще вся линейка Nikon. Я доверяю автоматике в тех случаях, когда снимаю семейный отдых. Эти снимки будут храниться в альбомах или в виде файлов в компьютере. В путешествиях всегда возникает проблема, какие фотоаппараты и сколько взять. Возить за собой массу оборудования - уже не в удовольствие. Обычно беру широкоформатный Contax645 или механический Nikon FM3A.

Часто ли возникает дилемма: махнуть в выходные на рыбалку или слетать на фотосъемку?
Все очень просто. У меня один или два фотопроекта в год. Поэтому элемент спонтанности исключен. Как только идея проекта созрела в голове, можно планировать поездку и ехать снимать.

Вы возглавляете дочерний банк ВТБ - Внешторгбанк (Украина). Где вы находите свободное время на такие поездки?
Все в тех же 24 часах... (Смеется) ...А если серьезно, мне достаточно часто удается выкроить время для моего хобби. Самое сложное - переключиться с рабочего ритма на творческое настроение. К концу дня в воскресенье я чувствую, что уже мог бы взять фотоаппарат в руки. Но понимаю, что завтра на работу. Например, последний проект, календарь «Киевские дворы», я снял за две субботы - 13 фотографий с обложкой. Сама же идея сложилась в голове заранее. А съемка - это уже технический вопрос.

Проекты - проектами, а как проводите остальное свободное время?
Его практически нет. Как правило, свободными остаются воскресенья - мы любим семьей выезжать за город, в сосновые леса. Гулять с ребенком.

В театр или кино удается ходить? Совпадают ли ваши предпочтения со вкусами жены?
В театре бываем в основном в Москве. А к рекомендациям жены стараюсь прислушиваться: она любитель интеллектуального европейского кино, а не голливудской штамповки. Впрочем, мне, как и большинству мужчин, нравятся не только интеллектуальные фильмы, но и боевики. Из последних фильмов смотрел «9-ю роту», но его боевиком назвать нельзя. Недавно случайно попал на «Дневной дозор», правда, понял, что это не мое кино.

А в живописи разбираетесь?
Сказать, что разбираюсь, будет слишком смело. Из классики нравятся картины Ивана Шишкина. Вообще-то я поклонник импрессионизма, в частности французского. Но больше мне нравится фотоискусство.

Если не секрет, как оформлена ваша квартира? Есть ли в ней что-то художественное?
В московской квартире висят фотоработы моих однокурсников по школе визуальных искусств. И полочка с коллекцией фотоаппаратов. А в киевской - мои картины из серии городов.

Посещаете ли вы киевские тусовки единомышленников?
К сожалению, нет. Вот тут уже действительно нужно свободное время. Хотя заочно знаю многих киевских фотохудожников - также, как и они, выставлялся в Интернете. Есть несколько знакомых из Союза художников Украины, в котором я состою с 2003 года.

Планируете продолжать оставаться «изолированным»?
Желание общаться есть. Возможно, летом будет проще со временем. Ведь изолированность не помогает творчеству. Одних фотожурналов недостаточно, чтобы знать, что происходит в мире фотографии. К тому же современные фотожурналы, на мой взгляд, сильно накренились в техническую сторону, и творческого там осталось очень мало.

Скажите, ваше увлечение «заразно» для окружающих?
«Заразно», еще бы! В моем окружении уже все купили фотоаппараты. Кому-то я и сам подарил. Правда, «болезнь» у всех протекает по-разному. В большинстве случаев на первоначальном этапе знакомые делают успехи, но затем охладевают.

А в семье «зараженные» имеются?
У меня три дочери с разницей в десять лет. У старшей, Яны, Olympus С300, средняя - Дана - пользуется Nikon. Обе дочери учатся в Москве. А младшей, Маше, всего 1,5 годика, она живет с нами в Киеве, и у нее все еще впереди.

Вы часто видитесь со старшими дочерьми?
Они очень любят Киев. Все каникулы здесь проводят. Я и сам нередко бываю в командировках в Москве, иногда - каждые десять дней. Поэтому видимся мы часто. В мае прошлого года вместе летали в Париж. Летом они отдыхали в Крыму. Правда, так получилось, что все ездили туда по очереди. У каждого был свой график. Например, Дана жила в скаутовском лагере. Там сплошной экстрим, она жила в палатке. Развлечения самые разные - от дайвинга до горных походов.

А не появлялось ли в семье недовольства из-за того, что вы уделяете почти все свободное время хобби?
О недовольстве речи вообще не идет. Жена - мой идейный вдохновитель. Очень многие мои проекты в действительности создавались вместе. Жена принимала участие в рождении идеи. А я снимал.

На ваших снимках в основном неодушевленные предметы. Нет ли желания создать проект с чем-то живым?
Одна идея уже есть - в неком особом стиле сделать портреты друзей. Получится или нет - пока не знаю.

Возникали ли у вас любопытные ситуации, связанные с фотографией?
Да, однажды мне пришлось срочно придумывать причину, по которой я не мог продать свои работы. Один знакомый коллекционер, долго живший и работавший в Германии, привез на выставку моих работ («Быт уходящего века». - Прим. ред.) немцев. Они захотели прямо там купить целую серию из девяти фотографий. Я впервые столкнулся с такой ситуацией, потому что никогда не ставил перед собой коммерческих задач. Даже не пытался как-то оценить того, что делал. Поэтому не знал, как относиться к подобным предложениям. Однако когда нашелся покупатель, стало жалко отдавать мои фотоработы. Я тогда так ничего и не продал - под предлогом того, что в Киеве должна состояться еще одна выставка.

ТЕКСТ ЮРИЙ ЛАЦИС, СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ «ЭНЕРГИИ УСПЕХА», КИЕВ.

 


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП