Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 1 2006

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Культура

Подмостки Eе величества
Петербургская колыбель русской культуры

СЕГОДНЯ ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАРИИНСКИЙ ТЕАТР НАРЯДУ С МОСКОВСКИМ БОЛЬШИМ ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕНТРОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ И ПРИЗНАННЫМ СИМВОЛОМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВСЕМ МИРЕ. ЗА ДВА С ПОЛОВИНОЙ ВЕКА ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КЛАСС С 12 УЧЕНИКАМИ ПРЕВРАТИЛСЯ В КРУПНЕЙШУЮ ШКОЛУ БАЛЕТНОГО И ОПЕРНОГО ИСКУССТВА И ЗАВОЕВАЛ РЕПУТАЦИЮ САМОГО ПРОГРЕССИВНОГО РОССИЙСКОГО ТЕАТРА

История зарождения национальной оперы и русского балета уходит своими корнями в последние десятилетия XVIII века. Летоисчисление Мариинки ведется с 1783 года, когда императрица Екатерина II издала указ об учреждении Большого (Каменного) театра. Впрочем, первые кирпичики в фундамент будущего балетного Эрмитажа были заложены еще раньше - неукротимой энергией Петра Великого. Взрывная волна петровских реформ на века укоренила в патриархальной России моду на иностранцев. В 1734 году в Санкт-Петербург был приглашен французский балетмейстер Жан Батист Ланде, дабы стать «всеобщим учителем танцев и при дворе, и в городе».

Обучать молодых дворян разнообразным па ему показалось мало, и он предложил императрице Анне Иоанновне создать государственную танцевальную школу, в которой он стал бы воспитывать и преподавать искусство балета 12 мальчикам и девочкам «простого звания». Школа открылась в 1738 году, занятия проходили в Зимнем дворце на казенные деньги, и вскоре в Российской Империи появилась первая профессиональная балетная труппа, которая стала давать представления при дворе императрицы.

В середине XVIII века доморощенные питерские танцоры и итальянские оперные певцы выступали перед придворными в небольшом деревянном здании на площади Карусель (так в то время называли театрализованные конные представления) на берегу Крюкова канала. Вскоре императорскому балету и опере стало тесно в деревянной постройке. В 1783 году по приказу уже Екатерины II на ее месте по проекту придворного архитектора императрицы, ведущего архитектора Петербурга Антонио Ринальди, был возведен величественный Большой (Каменный) театр, сразу ставший в один ряд с лучшими театральными подмостками Европы.

К его открытию была приурочена постановка оперы Джованни Паизиелло «Мир луны», а площадь Карусель, на которой располагался театр, стала называться Театральной.

Рождение русской классики

Обретение театром своего дома привело к становлению оперной и балетной культуры в России. Вплоть до конца XVIII века в Петербурге главенствовали итальянские и французские хореографы - Франц Гильфердинг, Шарль Лепик, Гаспаро Анджолини, Джузеппе Канциани, но вскоре здесь стали зажигаться и российские звездочки. В Северной Пальмире начал работать первый русский хореограф Иван Вальберх, в своем творчестве отдававший предпочтение пантомиме и балетам-дивертисментам. А Адам Глушковский и Евгения Колосова стали первыми балетными знаменитостями со славянскими фамилиями.

Русская опера тоже стала постепенно теснить господствовавшую до этого времени итальянскую. На рубежеXVIII и XIX веков в театре были поставлены произведения отечественных композиторов, заложившие основы русского музыкально-драматического стиля - «Орфей» и «Ямщики на подставе» Евстигнея Фомина, «Мельник, колдун, обманщик и сват» Михаила Соколовского и «Несчастье от кареты» Василия Пашкевича.

ИСТОРИЯ МАРИИНКИ - ЭТО ЛЕТОПИСЬ НЕ ТОЛЬКО БАЛЕТНОГО И ОПЕРНОГО ИСКУССТВА, НО ЕЩЕ И АРХИТЕКТУРЫ

Приход XIX века и начало либерального царствования Александра I Большой (Каменный) театр встретил в качестве главного храма русского театрального искусства. Вскоре оперная и балетная труппы преобразовались в самостоятельные коллективы. В 1803 году капельмейстером итальянской и русской оперной труппы стал известный итальянский композитор Катерино Кавос, а балетную - возглавил французский хореограф Шарль Дидло, задумавший сделать императорский балет лучшим в мире.

Изрядно обрусевшие Кавос и Дидло не ограничивались в своем репертуаре зарубежной классикой. На сцене театра были поставлены балеты «Ополчение, или Любовь к Отечеству» (посвящение войне 1812 года), «Иван Сусанин», ставший предтечей «Жизни за царя» Михаила Глинки, «Кавказский пленник, или Тень невесты» по мотивам произведения Александра Пушкина. Музыку к ним написал Катерино Кавос, а написанием либретто и постановкой занимались Шарль Дидло и Иван Вальберх.

Фамилия Кавос в XIX веке стала судьбоносной для театра. Ведь история Мариинки - это летопись не только балетного и оперного искусства, но еще и архитектуры. Возведенное по приказу императрицы Екатерины II здание в 1802 году было перестроено по проекту знаменитого французского зодчего Жана Тома де Томона. Позже, в 1836-м, театр полностью реконструировал архитектор Высочайшего двора Альберт Кавос, сын капельмейстера оперной труппы. В ноябре 1836 года театр открыл сезон в обновленном здании премьерой оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя».

Расцвет театрального бренда

Свое нынешнее имя и здание театр обрел в середине XIX века. В 1849 году по проекту все того же Альберта Кавоса на противоположной стороне Театральной площади был возведен деревянный Конный цирк, который был спроектирован так, чтобы мог использоваться и для театральных представлений. Но цирк просуществовал недолго - в 1859-м здесь произошел сильный пожар. Восстановленное Кавосом здание целиком перешло театру, который современники теперь называли не иначе как «современнейший в Европе». В октябре 1860 года состоялось его торжественное открытие, и вновь давали «Жизнь за царя». Тогда же театр получил название «Мариинский» в честь императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II. Сегодня это один из самых известных и узнаваемых культурных брендов в мире.

 В следующие десятилетия началась эпоха расцвета Мариинского театра, собравшего под своими сводами легендарных представителей русского и зарубежного оперного и балетного искусства. Новый оперный капельмейстер Эдуард Направник пришел в театр в 1863 году и не покидал его вплоть до 1916-го. За полвека работы он сумел воспитать блестящий коллектив, подняв его исполнительский уровень до небывалых высот.

Под руководством Направника были поставлены все оперы Петра Чайковского, большая часть опер Николая Римского-Корсакова, «Хованщина» и «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, «Князь Игорь» Александра Бородина, «Вражья сила» Александра Серова и многие другие. Сотрудничать с театром считали для себя честью ведущие композиторы мира: Чайковский дирижировал премьерой своей «Чародейки», а Джузеппе Верди специально по заказу театра написал оперу «Сила судьбы» и сам присутствовал на ее премьере. Постановка тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунгов» стала ярким событием европейского масштаба.

 Исполнители, выходившие на сцену театра, поражали зрителей своим мастерством. В опере блистали: известная русская певица Юлия Платонова, с деятельностью которой связан расцвет русской оперы; знаменитый тенор, выдающийся исполнитель ведущих партий многих оперных спектаклей, профессор Московской консерватории Федор Комиссаржевский; известный бас Федор Стравинский; одна из ярких представительниц русской вокальной школы, исполнительница партий сопрано Евгения Мравина и многие другие. Тогда же раскрылся и талант одного из величайших певцов XX века Федора Шаляпина.

В хореографическом искусстве в эти годы царил легендарный балетмейстер Мариус Петипа, ставший родоначальником школы русской хореографии. В период 1869 - 1903 годов он поставил на сцене Мариинского театра 60 спектаклей, сумел превратить искусство принимать балетные позы в искусство хореографического повествования. Свои лучшие спектакли Петипа создал на музыку Петра Чайковского и Александра Глазунова - «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», обогатив традиционный балетный жанр драматургией симфонического развития.

 Многие воспитанники школы Мариуса Петипа стали признанными символами русского балетного искусства. В их числе - прима российской школы классического танца Екатерина Вазем, балерина-легенда Анна Павлова, чье имя стало синонимом красоты и гармонии, а также называемый современниками «богом танца», «восьмым чудом света» и «царем воздуха» Вацлав Нижинский.

Академия искусства

Русские живописцы тоже внесли свою лепту в создание Мариинки. В 1914 году театральный художник, блистательный мастер станковой и театральной живописи Александр Головин представил эскизы, по которым был сшит известный ныне во всем мире занавес театра. А знаменитые русские художники Константин Коровин, Александр Бенуа и Валентин Серов создавали эскизы и декорации к представлениям. Изменилось и здание театра - к началу XX века была проведена реконструкция зрительного зала, а к главному фасаду, выходящему на площадь, пристроены новый корпус с вестибюлем, парадные лестницы и фойе. Мариинский театр сумел сохранить атмосферу спокойствия и тонкого артистизма в своих стенах и после прихода к власти большевиков. В 1918 году художественным руководителем театра стал Федор Шаляпин. Несмотря на то что по стране тогда шла гражданская война и повсюду царила разруха, великий певец сумел только за один сезон выступить сам почти в 80 спектаклях и поставить несколько русских и европейских классических опер.

Советские власти присвоили Мариинке статус академического театра. В 1922 году сюда пришел работать балетмейстер Федор Лопухов, смелый экспериментатор и блестящий знаток прошлого. Он восстановил классические балетные спектакли и начал экспериментировать с новыми постановками на музыку Эдварда Грига, Игоря Стравинского и Людвига ван Бетховена.

После убийства в 1934 году первого секретаря обкома Ленинграда (к тому времени город уже был переименован) Сергея Кирова Мариинский театр стал Театром оперы и балета имени С.М. Кирова. А в просторечии - «Кировским». Именно таким он получил известность на Западе и вместе с Большим театром стал олицетворением советской культуры за рубежом. Хотя ленинградцы продолжали называть его по старинке «Мариинским» или «Мариинкой» (историческое название было возвращено театру только в 1992 году).

Своей активной деятельности театр не прекратил даже во время Великой Отечественной войны, когда коллектив был эвакуирован в Пермь. Мало того, труппа даже сумела поставить несколько новых спектаклей, а часть артистов осталась в блокадном Ленинграде, где продолжала давать представления для выживавших ленинградцев в буквальном смысле под бомбами - в годы войны в здание театра попало несколько десятков снарядов, но уже к концу 1944-го оно было восстановлено.

После войны в театр пришло новое поколение хореографов, режиссеров, танцовщиков и певцов, сумевших поставить выдающиеся спектакли. Уже в 1946 году театральная общественность с восторгом встретила премьеру комической оперы Сергея Прокофьева «Дуэнья» («Обручение в монастыре»), а в 1960-м и «Семена Котко» в постановке Георгия Товстоногова.

ВПЛОТЬ ДО КОНЦА XVIII ВЕКА В ПЕТЕРБУРГЕ ГЛАВЕНСТВОВАЛИ ИТАЛЬЯНСКИЕ И ФРАНЦУЗСКИЕ ХОРЕОГРАФЫ, НО ВСКОРЕ ЗДЕСЬ СТАЛИ ЗАЖИГАТЬСЯ И РОССИЙСКИЕ ЗВЕЗДОЧКИ

Кроме того, публика смогла увидеть оперы современных зарубежных композиторов, таких как англичанина Бенджамина Бриттена и венгра Ференца Эркеля.

Мариинка открыла миру имена танцовщиков - Рудольфа Нуриева, посвятившего балетному искусству всю свою жизнь и ставшего одним из тех, кто добился, чтобы танцовщика считали не просто партнером балерины, но полноправным участником происходящего действия, способным создать самостоятельный сценический образ; Михаила Барышникова, одного из самых знаменитых представителей мужского танца XX века, виртуозная классическая техника и чистота стиля которого в искусстве сочетались с невероятной физической силой; Ирины Генслер, «королевы характерного танца», впоследствии более 30 лет блиставшей на сцене Мариинки и многих других.

 А в 1960-х годах была проведена очередная крупная реконструкция театра. По проекту архитектора Софьи Гельфер к нему пристроили новые корпуса со стороны канала - они предназначались для малой сцены и репетиционных залов. Последнее советское десятилетие в истории театра связано с именем его главного дирижера Юрия Темирканова, который не только дал сценическую жизнь «Войне и Миру» Прокофьева и «Мертвым душам» Щедрина - шедеврам советского оперного творчества, но и обогатил русское музыкально-драматическое искусство своими постановками «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы». С балетной труппой театра в эти годы работали яркие хореографы современности - французы Ролан Пети и Морис Бежар.

С 1988 года и по сей день Мариинку возглавляет выдающийся дирижер Валерий Гергиев, под руководством которого она вошла в XXI век в качестве одного из главных мировых театров оперы и балета.

В заслугу Гергиеву ставится не только то, что он проявил себя как талантливый дирижер. Он считается также блестящим театральным менеджером, обладающим стратегическим мышлением, сумевшим сделать жизнь Мариинки насыщенной и динамичной. Валерий Гергиев организовал и до сих пор руководит ежегодным международным фестивалем «Звезды белых ночей», наладил сотрудничество с такими знаменитыми оперными театрами мира, как лондонский Ковент Гарден, нью-йоркский Метрополитен Опера, французский Опера де Бастиль, итальянский Ла Скала и театр Ла Фениче. Он является автором и организатором нескольких «монографических» фестивалей, посвященных творчеству и юбилеям русских композиторов - Модеста Мусоргского, Сергея Прокофьева, Николая Римского-Корсакова. Под его руководством в 1989 году на сцене Мариинского театра были восстановлены балеты Мариуса Петипа, а также показаны спектакли выдающегося русско-американского балетмейстера Джорджа Баланчина, начинавшего свой путь в качестве танцовщика в Петербурге.

Валерий Гергиев привлек в театр немало талантливых певцов, художников и режиссеров. Среди них оказались даже те, кто не был связан с оперой и балетом. Так, кинорежиссер Андрон Михалков-Кончаловский участвовал в постановке оперы «Война и Мир» Сергея Прокофьева.

Под куполом театра

Архитектурная история Мариинки пишется и в наши дни. Старое здание на Театральной площади стало тесным для великого театра, поэтому была принята государственная программа реставрации, реконструкции и расширения Мариинки. Проект предусматривает также реставрацию исторического здания театра: фасадов и зрительного зала с улучшением его акустических характеристик, модернизацию инженерных систем и сценического оборудования.

В 2003 году был проведен международный конкурс на проект строительства второй сцены Мариинского театра. Его выиграл французский архитектор Доминик Перро, предложивший возвести над второй сценой золотой купол. По его замыслу, купол должен состоять из жестких треугольников, образуемых легкими металлоконструкциями. Заказчиком на строительство второй сцены Мариинского театра вместимостью 2000 зрителей (нынешнее здание вмещает 1625 зрителей) выступило Министерство культуры.

Нынешний 223-й сезон Мариинский театр открыл в сентябре оперой «Пиковая дама» Петра Чайковского в постановке известного актера и режиссера Александра Галибина, дирижировал Валерий Гергиев. Запланированы традиционные мероприятия - VI Международный фестиваль балета «Мариинский», XIV Международный фестиваль искусств «Звезды белых ночей», фестиваль «Масленица».

Впрочем, этот сезон станет последним перед закрытием театра на масштабную реконструкцию. В период 2006 - 2007 годов труппа будет выступать на нескольких других площадках Санкт-Петербурга, дожидаясь новоселья в грандиозной по архитектурному замыслу Мариинке-2.

ТЕКСТ АЛЕКСАНДР МЕДВЕДЕВ


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП