Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 1 2006

| Корпоративные СМИ ВТБ


Национальный масштаб

Бизнес на высоте
ВТБ становится крупнейшим инвестором российских авиакомпаний

ВНЕШТОРГБАНК СТАНОВИТСЯ ОДНИМ ИЗ КРУПНЕЙШИХ ИГРОКОВ В АВИАКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ. В БЛИЖАЙШИЙ ГОД ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВТБ ЭТОГО СЕКТОРА УВЕЛИЧИТСЯ В ЧЕТЫРЕ РАЗА.

Внешторгбанк вышел на новый, более высокий уровень сотрудничества с авиакосмическими предприятиями», - утверждает куратор этого направления,и.о. начальника управления ВТБ Олег Демидов. Не случайно в 2005 году банк стал стратегическим партнером Международного авиационно-космического салона (МАКС) в Жуковском. Высокий статус сотрудничества обусловлен масштабным подходом ВТБ к решению вопросов развития российского авиапрома: Салон уже давно стал признанной отечественными и иностранными специалистами площадкой для заключения взаимовыгодных контрактов. По словам Олега Демидова, выставка дала банку более полное представление о распределении сил между ведущими игроками рынка, а также о новинках авиастроения. Стало окончательно ясно, что Салон уже не ограничивается российскими рамками, постепенно превращаясь в широкомасштабное событие международного уровня - в его работе принимало участие около 650 компаний из 40 стран.

Полетные планы

Российская авиакосмическая отрасль является одной из самых инвестиционноемких.

Рост пассажирского потока, наблюдавшийся в течение последних пяти лет в секторе перевозок, свидетельствуето неплохих перспективах этого рынка. Однако ресурсы авиатранспортного парка (а большинство перевозчиков эксплуатируют еще советскую технику) заканчиваются, компаниям необходимы новые лайнеры.

В свою очередь, промышленным предприятиям в последние 15 лет так и не удалось поставить на поток производство новых моделей самолетов. А брать в лизинг и тем более покупать новые модели западных лайнеров перевозчикам не позволяют высокие пошлины на ввоз зарубежной техники. В результате некоторые авиакомпании пополняли свой парк подержанными иномарками, используя преимущественно лизинговые схемы.

Такой подход становится все более популярным. Дело в том, что советские лайнеры потребляют больше топлива, чем аналогичные типы западных самолетов. Учитывая непрерывный рост цен на горючее (в последние два года авиакеросин подорожал более чем в два раза), перевозчики могут покрыть расходы по лизинговым платежам за счет сумм, сэкономленных на топливе. Например, глава Utair Андрей Мартиросов говорит, что в настоящее время его компания может заменить парк, не понеся дополнительных расходов: за эксплуатацию существующих судов не нужно платить, но у них низкая топливная эффективность, а у иномарок - наоборот.

 

Трудности перевозки

Учитывая недостаток средств в авиационной промышленности, инвестиции Внешторгбанка пришлись как нельзя более кстати. Управляющий директор ВТБ Вячеслав Шеянов, выступая на форуме «Крылья России», рассказал, что в 2005 году авиаперевозчикам предоставлено кредитов на сумму около $400 млн (всего же общий объем кредитного портфеля банка равен $11 млрд). Но уже в 2006 году, по его словам, на развитие этого сектора будет потрачено до $1,5 млрд.

НЕ СЛУЧАЙНО ВТБ СТАЛ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПАРТНЕРОМ МАКС-2005. ВЫСОКИЙ СТАТУС СОТРУДНИЧЕСТВА ОБУСЛОВЛЕН МАСШТАБНЫМ ПОДХОДОМ БАНКА К РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО АВИАПРОМА

Вячеслав Шеянов констатирует, что пока «авиакомпании тратят предоставленные деньги на обеспечение своей финансовой деятельности и развитие парка». Но, несмотря на это, сотрудничество с участниками сектора будет развиваться. «Перевозчики, как мы думаем, начнут консолидироваться, чтобы снижать издержки. Помимо этого авиакомпании должны искать различные пути обновления парка. Если клиент использует именно такой подход, ему легко с нами разговаривать относительно привлечения кредитов. При выдаче кредитов мы гарантируем знание отрасли, понимание ее проблем и четкие, достаточно стандартизированные требования к запросам наших партнеров», - объясняет Вячеслав Шеянов.

Высокая капиталоемкость отрасли заставляет Внешторгбанк совместно с участниками рынка искать пути финансирования покупки воздушных судов. «Срок кредитования по таким программам может составлять 12 - 15 лет, а банк не располагает соответствующими длинными пассивами. В данном случае мы предлагаем нашим клиентам несколько вариантов решения. Например, перевозчикам предлагаются контракты на меньшие сроки (8 - 10 лет), при этом Внешторгбанк и клиент, совместно моделируя будущие финансовые потоки заемщика, резервируют часть прибыли на погашение ссудной задолженности по вновь приобретенному воздушному судну», - рассказывает Олег Демидов.

Помимо прямого кредитования перевозчиков, при обновлении парка воздушных судов ВТБ также использует возможности дочерней компании «ВТБ-Лизинг». «Мы внимательно рассматриваем инициативы по приобретению иностранной авиатехники, выдвигаемые региональными перевозчиками. В ближайшее время в этом направлении будет настоящий прорыв. Внешторгбанк уже работает над двумя конкретными сделками и приступает к рассмотрению еще двух заявок на $20 млн», - заявил Шеянов на «Крыльях России».

Кроме средств на закупку новой техники, ВТБ предлагает предприятиям авиационной промышленности весь спектр собственных банковских продуктов: финансирование текущих и инвестиционных потребностей компаний, разработку валютно-финансовых условий сотрудничества с зарубежными партнерами, проведение экспертиз, хеджирование валютных и товарных рисков и т.д. «Например, у «Аэрофлота», располагающего самой широкой сетью зарубежных маршрутов, существует потребность в обслуживании его международной деятельности - осуществлении документарных операций, аккредитивов, гарантий. Мы оказываем для него эти услуги, используя сеть дочерних банков за рубежом. В частности, Donau Bank активно работаетс аккредитивами», - говорит Олег Демидов.

Одним из наиболее интересных игроков первой десятки российских авиакомпаний во Внешторгбанке называют красноярскую авиакомпанию KrasAir, которая совместно с несколькими региональными игроками - «Домодедовскими авиалиниями», «Омскавиа», «Самарой» и другими - создает альянс AirUnion. Для KrasAir банк установил лимит финансирования в размере нескольких десятков миллионов долларов США, для других участников альянса также определены лимиты кредитных рисков. Не исключено, что после объединения компаний банк будет рассматривать новую структуру как холдинг и пересмотритлимиты. По словам Олега Демидова, стать партнером Внешторгбанка могут не только крупные перевозчики - такие как KrasAir или «Сибирь», но и небольшие региональные авиакомпании. «Не забывайте, что во многих областях страны не может быть никакой другой транспортной связи, кроме авиасообщения, - говорит Олег Демидов. - К сожалению, этот бизнес часто неинтересен частным инвесторам, но он будет поддерживаться за счет местного бюджета. Внешторгбанк может обеспечить целевое использование выделенных под конкретную программу средств, выступая в роли финансового контролера, и финансировать эти проекты под бюджетные обязательства».

Авиационное производства

 В настоящее время одним из самых масштабных проектов в авиастроении является создание нового лайнера Russian Regional Jet (RRJ) - его реализует компания «Гражданские самолеты «Сухого» («дочка» АХК «Сухой»). Интерес к появлению этого самолета проявляют как российские перевозчики, так и зарубежные компании и инвесторы. Базовая стоимость одной машины RRJ, по оценке специалистов, составит порядка $25 млн (для сравнения, цена Ил-96 - около $50 млн). О намерениях приобрести 50 самолетов RRJ уже заявили авиакомпании «Сибирь» и Utair, а также ФГУП «Почта России».

Финансирование проекта по созданию RRJ осуществляется при поддержке ведущих отечественных банков. В том числе и Внешторгбанка: для создания RRJ установлен лимит кредитования почти в $200 млн. «Внешторгбанк уже давно работает с АХК «Сухой», мы обслуживаем большинство контрактов компании, - объясняет участие ВТБ в проекте Олег Демидов. -Правда, мы не планируем становиться одним из акционеров проекта: банк будет работать только в роли кредитующей организации».

Кроме холдинга «Сухой» Внешторгбанк работает с рядом других авиационных компаний, известных не только в стране, но и за рубежом. В их числе «Аэрофлот - Российские авиалинии», «Международный аэропорт Шереметьево», «НПК «Иркут», ФГУП «РСК «МиГ», «Улан-Удэнский авиационный завод», «Росвертол», ФГУП «ММПП «Салют», «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» и другие. «Я думаю, что в ближайшие годы объем заказов для предприятий авиастроения увеличится. Многие перевозчики проявляют интерес к технике, и нам нужно будет кредитовать предприятия, которые производят и двигатели, и приборы, и планеры», - отметил Олег Демидов.

Взлетно-посадочные инвестиции

В отличие от авиапромышленных предприятий, со многими из которых Внешторгбанк сотрудничает достаточно давно, работа с аэропортовым комплексом началась лишь несколько лет назад. При постоянном спаде объема перевозок в 1990-е годы (самые низкие показатели пришлись на 1999-й) частные инвесторы не проявляли большого интереса даже к крупным аэропортам.

Ситуация изменилась в начале 2000-х, когда начался рост пассажиропотока - аэропортам как в Москве, так и в крупных регионах, потребовалось расширение мощностей. В настоящее время российское правительство намерено создать около десяти хабов на территории страны. Предполагается, что эта сеть будет концентрировать пассажирские потоки из близлежащих регионов.

Однако для того, чтобы превратиться в хаб, аэропорту требуются серьезные инвестиции. «Необходимо вкладываться в развитие инфраструктуры, - считает Олег Демидов. - Банк может либо сам профинансировать данную программу, либо поспособствовать привлечению инвестиций - например, с помощью содействия в привлечении средств на российских и международных рынках капитала».

Одним из самых масштабных проектов Внешторгбанка в этой области является партнерство с международным аэропортом Шереметьево. В настоящее время ВТБ предоставляет ему различные финансовые услуги (осуществляет комплексное банковское обслуживание, проводит лизинговые операции), а в ближайшем будущем рассмотрит вопрос о финансировании реконструкции второго терминала и строительства третьего. Более того, банк намеревается выступить не только в качестве кредитора или финансового агента, но и как акционера аэропорта: доля ВТБ в уставном капитале компании «Терминал», которая будет строить аэропорт Шереметьево-3, составит около $32,5 млн из $130 млн. Общая стоимость строительного проекта оценивается в $430 млн.

Помимо Шереметьева ВТБ сотрудничает и с питерским Пулково. Установленный лимитна кредитование компании составляет $40 млн. Эти средства пойдут на обеспечение текущей деятельности Пулкова и реконструкцию аэровокзального комплекса «Пулково-2». В настоящее время ВТБ рассматривает и несколько региональных проектов. Так, уральский филиал банка анализирует деятельность екатеринбургского Кольцово, рассматривается вопрос о сотрудничестве с аэропортом Нижнего Новгорода, появились предложения о сотрудничестве с малыми аэропортами Сибири.

 

Космический масштаб

Олег Демидов
И.О. начальника управления ВТБ
«Внешторгбанк вышел на новый, более высокий уровень сотрудничества с авиа-космическими предприятиями»
Одним из самых перспективных секторов национальной экономики банки считают космическую отрасль. Модернизация и техническое перевооружение отечественной ракетно-космической промышленности (РКП) с целью удержания ведущих позиций на мировом рынке, безусловно, потребует крупных инвестиций. «Существует определенная специфика в работе с данным сектором - например, длительный цикл изготовления изделий, что требует привлечения длинных денег, повышенный режим секретности, - рассказывает Олег Демидов. - К тому же большинство предприятий космической отрасли имеют статус ФГУПов, что затрудняет или делает практически невозможным передачу в залог по кредиту основных фондов, зданий, сооружений и т.д. При этом основные фонды предприятий отрасли, как правило, задействованы под выполнение госзаказа (включая гособоронзаказ), что также не позволяет сформировать достаточное обеспечение кредитных рисков, поскольку такое имущество в залог не передается. В этом случае наиболее перспективной формой сотрудничества с отраслью представляется финансирование ее под госзаказ. Для Внешторгбанка эта тема является пока достаточно новой. Для того чтобы оценить реальные риски и разработать механизмы совместной работы, нам потребовался некоторый временной период».

Существенный импульс развитию деловых отношений с предприятиями РКП придало заключенное накануне МАКС-2005 соглашение о сотрудничестве между Внешторгбанком и Роскосмосом, подготовка которого велась сторонами более полугода. В результате только за октябрь-ноябрь 2005 года ВТБ установил лимиты для кредитования предприятий космической отрасли в объеме более 4 млрд руб. В соответствии с условиями соглашения ВТБ намерен участвовать в финансировании программ обновления и развития национальных орбитальных спутниковых группировок, строительства космических аппаратов и ракет-носителей, а также модернизации предприятий ракетно-космической промышленности и развитии наземной инфраструктуры российских космодромов. Сотрудничество с Внешторгбанком помогает Роскосмосу на равных конкурировать с ведущими зарубежными операторами на рынке коммерческих запусков. «Банкам особенно интересен именно этот сегмент рынка космических услуг, - говорит Олег Демидов. - Риски неплатежа со стороны заказчика в данном случае практически отсутствуют, российская космическая техника достаточно надежна, к тому же все запуски застрахованы».

Таким образом, несмотря на жесткую конкуренцию, сотрудничество ВТБ с крупнейшими операторами космической отрасли, авиапромышленностью и перевозчиками постоянно расширяется. В результате последовательных и целенаправленных действий Внешторгбанк становится одним из ключевых игроков авиакосмического рынка.

ТЕКСТ ДМИТРИЙ БОЧАРОВ


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП