Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 1 2005

| Корпоративные СМИ ВТБ


Опыт

Персональный университет
Внешторгбанк создал собственное образовательное учреждение

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ ОТ ПЕРСОНАЛА. СПОСОБНОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ И СОТРУДНИКОВ УЧИТЬСЯ БЫСТРЕЕ СВОИХ КОНКУРЕНТОВ, ПОЗИТИВНО РЕАГИРОВАТЬ НА ПРОИСХОДЯЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ - ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. УЧИТЫВАЯ ЭТО, КРУПНЫЕ КОМПАНИИ ОРГАНИЗУЮТ СОБСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И СОЗДАЮТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. ТАК, В СЕНТЯБРЕ ОТКРЫЛСЯ КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВНЕШТОРГБАНКА, СЛУШАТЕЛЯМИ КОТОРОГО СТАЛИ 58 МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА И СОТРУДНИКОВ ВТБ.

Корпоративный университет отличается от остальных форм организации процесса обучения внутри компании прежде всего единой концепцией и методологией, - говорит старший вице-президент ВТБ, начальник управления персонала Марина Олешек. - Это эффективный инструмент стратегических изменений и развития корпоративной культуры». Как показывает мировой опыт, чаще всего обучение в собственных учебных учреждениях ведется по таким направлениям, как менеджмент, управление проектами, персоналом, финансы и бюджетирование. Не стал исключением и Внешторгбанк, в сентябре открывший свой Корпоративный университет.

Западные «пионеры»

Впервые идея создания корпоративного университета появилась в транснациональных компаниях в начале 1960-х годов. Пионером стала компания McDonald's, основавшая в 1961 году международный центр подготовки менеджеров Hamburger University. Основной формой обучения были тренинги, основанные на кейсах - разборах решения задач в конкретных практических ситуациях.

Подобные университеты получили широкое распространение в 1970 - 1990-е годы, когда в мировой экономике начали происходить динамичные преобразования. Глобализация привела к падению географических и отраслевых барьеров, что стало причиной роста конкуренции среди игроков рынка. Корпорации-гиганты, ранее выигрывавшие за счет своего масштаба, постепенно стали утрачивать преимущества перед небольшими компаниями, способными более оперативно и эффективно реагировать на нужды потребителей. Поданным компании Corporate University Xchange (CUX), специализирующейся на анализе данных в области корпоративного образования, число корпоративных университетов за последние десять лет увеличилось с 400 до 1600 (среди самых известных западных учреждений - University Motorola, Coca-Cola Learning Centre, Xerox Document University, DaimlerChrysler University, IBM Global Learning и др.). По прогнозам специалистов, если сложившаяся тенденция сохранится, то к 2010 году корпоративных университетов станет больше, чем обычных.

Новое русское образование

На российском рынке корпоративные университеты появились не так давно. Первые подобные учебные учреждения были созданы в конце 1980-х - начале 1990-х годов, когда на российский рынок начали выходить западные компании (такие, как Coca-Cola, McDonald's, Motorola и т.д.). Идея организации процесса обучения внутри корпорации стала элементом новой деловой культуры.

Отношение к обучению сотрудников в отечественных компаниях стало коренным образом меняться после кризиса 1998 года. Первый успешный опыт по созданию корпоративного университета состоялся в компании «Вымпелком», затем были созданы учебные учреждения и в других крупных компаниях («Северсталь», «Евросиб», «УралСиб», «Ростелеком» и др.). Каждый из этих проектов является уникальным в силу особенностей российского бизнеса, корпоративной культуры, ментальности и уровня развития персонала.

«У Корпоративного университета есть несколько основных преимуществ перед другими системами обучения, - рассказывает Марина Олешек. - Так, подобная форма позволяет обучать сотрудников из разных подразделений, регионов и банков внутри группы по стандартизированным программам. Содержание этих программ отвечает стратегическим задачам ВТБ и может подвергаться изменениям - например, в соответствии с пожеланиями слушателей». По словам Марины Олешек, такая форма организации процесса обучения внутри компании позволяет проводить эффективный конкурсный отбор сотрудников, стремящихся к карьере в банке и имеющих при этом позитивные рекомендации руководителей, помогает сформировать межфункциональную команду единомышленников, а также развивать и повышать результативность лидерских качеств менеджеров.

Особенности корпоративной учебы

Идея создания Корпоративного университета ВТБ принадлежит управлению персонала при непосредственной и активной поддержке президента - председателя правления ВТБ Андрея Костина. В марте 2005 года отделом обучения и развития банка во главе с Владимиром Кузнецовым была разработана концепция организации процесса обучения в ВТБ. Она включала в себя программу подготовки и развития внутреннего кадрового резерва Внешторгбанка.

Принципы, заложенные в основу Корпоративного университета ВТБ, просты. В первую очередь это непрерывность и командность модульной формы выездного обучения, оптимальное соотношение между академическими знаниями и практическими кейсами, работой с профессиональными преподавателями и топ-менеджерами банка, а также Круглыми столами, посвященными актуальным проблемам ВТБ, и обучением управлению повседневной операционной работой. Кроме того, как отмечает Марина Олешек, при создании университета учитывалась практическая ценность коллективного дипломного проекта для группы ВТБ. «Внутреннее обучение слушателей в университете - более эффективный и менее дорогостоящий инструмент, чем, например, программы в российских бизнес-школах», - считает Марина Олешек.

Елена Мерзлякова,
директор дополнительного офиса ВТБ, слушатель университета
«Важно понимать направление стратегического развития банка»

Как вам удается совмещать работу с учебой?
График занятий составлен очень удобно, учебные сессии проводятся с пятницы по воскресенье один раз в квартал. Поэтому отрываться от работы нет необходимости.

Каких навыков вам не хватает?
Я давно работаю в ВТБ и у меня два высших образования - экономическое и юридическое. Тем не менее я занимаюсь с большим интересом, получая практические навыки работы с клиентами, управления командой, овладеваю искусством прикладного менеджмента.

Что является для вас самым важным в программе университета?
Я вижу реальные шаги людей по достижению стратегических задач банка, понимаю краткосрочные и долгосрочные перспективы своего блока и команды, приобретаю недостающие мне знания для успешной карьеры в ВТБ. Образовательный курс рассчитан на руководителей среднего звена банка и должен способствовать лучшей управляемости подразделений, повышению клиентоориентированности, результативности. Эти знания помогают быстрее реагировать на изменение рынка и потребности клиента. Еще один немаловажный факт - возможность общения с коллегами, в том числе из филиалов, из «ВТБ-24». На занятиях мы можем делиться знаниями, обмениваться успешным опытом. Это способствует установлению эффективных внутренних коммуникаций.



Марина Олешек,
старший вице-президент ВТБ, начальник управления персонала
«Слушатели овладевают технологиями эффективного менеджмента»

Какова продолжительность обучения и как проводится аттестация?
Обучение длится девять сессий по два-три дня каждая. После защиты дипломных проектов слушатели получают корпоративный сертификат об окончании Корпоративного университета Внешторгбанка.

Каковы основные принципы организации учебного процесса?
Первая сессия, которая состоялась в сентябре 2005 года, началась заседанием Круглого стола по теме «Стратегические задачи российской экономики в XXI веке». С докладами выступили научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин, старшие вице-президенты ВТБ Юлия Чупина и Игорь Туруев и другие менеджеры банка. Потом в подмосковном пансионате для учащихся был проведен тренинг. Активная работа в команде, эмоциональные споры и анализ ошибок научили слушателей получать командный результат и нацелили их на дальнейшее обучение и результативную работу.
Вторая учебная сессия - «Менеджмент», проходившая в октябре 2005 года, началась с Круглого стола «Формирование и развитие передовых стандартов управления бизнесом». В выступлении профессора Высшей школы экономики декана Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ Сергея Филоновича были рассмотрены существующие модели управления в транснациональных и российских компаниях и возможности их применения. А слушатели Корпоративного университета Елена Колесник, Елена Мерзлякова и Константин Басманов обменялись с коллегами мнениями и видением перехода на матричную систему управления в рамках группы ВТБ и об эффективности применения новой модели управления бизнесом на примере корпоративного дополнительного офиса. После этого группы прошли тренинг по теме «Менеджмент». Обучение было построено на решении практических кейсов, развитии навыков лидерства, планирования, мотивации персонала, делегирования и контроля. В результате слушатели овладели технологиями эффективного менеджмента.

Как будет строиться дальнейшее обучение сотрудников?
Прежде всего, окончание учебной сессии не означает окончания работы над темой. Слушатели выполняют практические домашние задания, транслируют полученные знания, используют навыки, приобретенные на тренингах, в повседневной работе. Кроме того, на будущий год запланировано развивающее системное обучение нашего кадрового резерва. Мы планируем открытие новых проектов. Возможно, это будут программы обучения «Стандарты корпоративного менеджмента», «Школа клиентского менеджера», подготов- ка кадрового резерва с учетом интересов банков в рамках группы ВТБ и другие.



Константин Басманов,
управляющий директор ВТБ, слушатель университета
«Мне прежде всего интересен менеджмент»

Какие программы университета вам наиболее интересны?
Я для себя выбрал несколько дисциплин. Прежде всего, мне интересен менеджмент. Хотелось бы узнать больше о системе управления персоналом в банке - методах решения практических кейсов, о планировании и мотивации кадров. Кроме того, я выбрал программу, позволяющую получить дополнительные знания в сфере инвестиционно- банковского бизнеса. Это направление я рассматриваю в качестве перспективного варианта продолжения моей карьеры.

Каковы ваши впечатления от обучения?
Учиться нравится. Марине Олешек (руководителю проекта по созданию Корпоративного университета ВТБ. - Прим. ред.) удалось привлечь в качестве преподавателей интересных людей, грамотных управленцев и настоящих профессионалов.



ТЕКСТ МАРГАРИТА ВОРОНИНА




 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП