Рейтинг@Mail.ru
Для частных лиц: Интернет-банк
Выберите ваш город:
Москва
Справочная служба банка ВТБ
8 (800) 200-77-99
Бесплатный звонок по России
8 (495) 739-77-99

Интервью с Владимиром Потаповым, Генеральным директором ВТБ Капитал Управление инвестициями, агентству Эксперт РА

 
8 Апреля 2013
Ход пенсионной реформы может сократить развитие традиционного драйвера рынка доверительного управления – пенсионные накопления НПФ. При этом, по мнению «Эксперта РА», в ближайшее время среди управляющих будет наблюдаться рост конкуренции за право управления пенсионными накоплениями. Как Вы оцениваете потенциал этого сегмента на ближайшие годы? Как будет меняться структура игроков этого сегмента? Каким управляющим будет отдаваться приоритет?

В последнее время особенно четко прорисовывается тенденция к консолидации рынка пенсионных услуг в состав крупных финансовых групп. В каждой или почти каждой такой группе есть своя управляющая компания, а то и несколько. Этот процесс уменьшает количество потенциальных конкурентов, сохраняя конкуренцию между оставшимися игроками. Таким образом, в результате концентрации рынка, одни управляющие компании станут еще крупнее, другие исчезнут с рынка. Это естественный процесс.

Параллельно, мы наблюдаем процесс выстраивание четких технологических инвестиционных процессов в самих НПФ: в крупных фондах эти процессы уже налажены и там идет их шлифовка; средние фонды, по мере своего роста, начинают внедрять отдельные элементы таких процессов, мелкие фонды становятся объектами поглощений. Мы уверены, что в ближайшее время на рынке не останется ни одного фонда, лишенного понимания необходимости управления рисками, подразумевающего, в том числе, и диверсификацию рисков инвестирования по нескольким управляющим компаниям.

Крупные фонды постепенно увеличивают долю активов, которые передаются в управление за периметры своих финансовых групп. Фонды поменьше только начинают такую практику, отдавая «в рынок» незначительные доли активов для получения так называемого «бенчмарка» доходности в других управляющих компаниях, получения доступа к аналитическим исследованиям и возможности перенимать технологии, отдельные элементы бизнес-процессов и внедрения их в родственных управляющих компаниях.

Относительно потенциала этого сегмента – безусловно, темпы роста рынка должны замедлиться, т.к. со следующего года активы новых клиентов – застрахованных лиц будут расти медленнее (2% от дохода против текущих 6%). Хотя существенное влияние это изменение будет иметь на долгосрочные планы пенсионных фондов и управляющих компаний, которые придется существенно скорректировать. В связи с этим мы наблюдаем на рынке сделки покупки-продажи крупных фондов, к которым у прежних учредителей пропал стратегический интерес. Однако в ближайшие годы тройное сокращение отчислений может и не оказать сильного влияния на текущие темпы роста активов, т.к. во-первых, по текущим клиентам размер отчислений не уменьшается, а, во-вторых, по новым клиентам размер новых отчислений в отношении к уже накопленным средствам будет несущественным. Поэтому, катастрофы для индустрии в обозримом будущем я не ожидаю.

Касательно приоритетов в выборе управляющей компании, здесь все предельно ясно. Как сказано выше, «в рынок» будут отдавать активы фонды, руководство которых всерьез обеспокоено оптимизацией и повышением эффективности инвестиционных процессов. Соответственно, такие фонды будут искать крупные технически и технологически развитые управляющие компании, которые на протяжении ряда лет показывают стабильность хороших результатов управления.

В настоящее время часть управляющих на рынке предпочитает раскрывать объем активов под управлением без учета операций, которые приходятся на иностранные аффилированные компании. Какой объем активов, по Вашему мнению, под управлением российских УК находятся за рубежом и не учитываются в собираемой статистике? Есть ли зарубежный бизнес у Вашей УК? Если да, то какой бизнес оказался прибыльнее в 2012 году: российский или зарубежный?    

Для нас в рамках стратегии развития ВТБ Капитал очень важен международный бизнес. Мы будем выходить на рынок с продуктами, которые ориентированы на международных институциональных инвесторов и другие сегменты инвесторов, которые смотрят на развивающиеся рынки в целом и на Россию, в частности. Это family offices, эндаумент-фонды, крупные частные клиенты. У нас нет пока планов по выходу на розничный рынок на международном уровне, но исключать этого я бы не стал.

В 2012 году в рамках реализации международной стратегии мы запустили первые хедж-фонды, вышли на рынок с двумя международными венчурными фондами. Хедж-фонды позволяют нам предложить зарубежным инвесторам понятный для них инструмент для инвестирования в российские компании и компании, ориентированные на рынки стран СНГ. Структура венчурных фондов сформирована таким образом, что объединяет инвесторов, которым удобнее инвестировать в российский ЗПИФ, и инвесторов, которые привыкли иметь дело с международной венчурной индустрией.

Параллельно с этим, для российских клиентов ВТБ Капитал Управление инвестициями осенью 2012 года предложило новую стратегию для розничных инвесторов – открытый фонд акций «ВТБ — Фонд Глобальных дивидендов» — финансовый продукт, предусматривающий инвестирование в обыкновенные и привилегированные акции российских и иностранных компаний с капитализацией от 5 млрд. долларов, выплачивающих высокий и стабильный дивидендный доход, или имеющих потенциал для увеличения дивидендных выплат. Стратегия фонда предполагает инвестирование 30% портфеля в российские акции и 70% в акции иностранных эмитентов, что позволяет существенно снизить «страновой» риск инвестирования. Для крупных частных инвесторов мы разрабатываем структурированные продукты, представляющие гибкий способ инвестирования, предоставляющий инвестору возможность выбора из широкой линейки базовых активов и различных вариантов построения продукта, включая страновые предпочтения.

В 2012 году мы представили наш бизнес для международного сообщества как активного и амбициозного игрока на рынке управления активами, и это для нас стратегическое направление развития.

Наиболее развитой и эффективной системой продаж на рынке обладают банки. Невыразительные результаты продаж паев ПИФов через банки – следствие полной неготовности населения к такому инвестированию или следствие плохой работы УК с банками? Насколько перспективны сейчас комбинированные продукты, например, продажа паев ПИФов с открытием депозита? Каким образом управляющие могут заинтересовать банки в продвижении своих розничных продуктов?

За относительно короткую историю российского фондового рынка мы впервые наблюдаем тренд, когда на протяжении нескольких лет, после кризиса 2008, реальные ставки по депозитным «безрисковым» продуктам банков в реальном выражении превышают инфляцию.

Розничные клиенты, обладая правом выбора между двумя классами  консервативных активов, например:  депозиты и облигации,- руководствуются здоровой и прагматичной логикой риск/возврат; при условии сопоставимой доходности по данным классам активов, в случае депозитов,  инвестор  дополнительно получает по ним гарантию от АСВ  и отсутствие подоходного налога.

Соответственно для выравнивания системных дисбалансов необходимо принятия пакета мер по стимулированию привлекательности инструментов фондового рынка, а именно:  создание гарантийного фонда для проф. участников рынка ЦБ с целью защиты клиентов от дефолта с одновременным  принятием изменений в налоговый кодекс РФ с целью отмены подоходного налога по облигациям и долгосрочных инвесторов фондового рынка (по аналогии с депозитами).

Ожидаемое ослабление жесткой кредитно-денежной политики, в частности, последовательное снижение ставки рефинансирования ЦБ РФ с целью стимулирования роста экономики,  должно позитивно сказаться на размере риск-премий клиентов рынка акций и облигаций над депозитной доходностью - это в том числе может явиться эффективным катализатором для разворота интереса инвесторов к продуктам фондового рынка, и как результат активному притоку средств физических лиц  в инвестиционные фонды, в том числе через Банки-агенты.

Комплексный/комбинированный продукт является, по моему убеждению, «правильным» решением для  долгосрочного клиента, так как сочетает в себе  ряд неоспоримых преимуществ для  самих инвесторов, банков и управляющих компаний. Банкам это позволяет повысить лояльность клиентов за счет расширения продуктовой линейки, привлечь дополнительные средства клиента, предлагая ему инвестиционный продукт, а также лишний раз напомнить о себе используя еще один информационный повод.

Для управляющих компаний выгода сотрудничества с банком в плане комбинированных продуктов также достаточна очевидна. Во-первых, это снижение риска портфеля клиента за счет комбинации долей рисковой (акции)  и безрисковой (депозиты) частями комплексного продукта, повышение стабильности клиентской базы управляющей компании и улучшение удовлетворенности клиентов продуктом.

Со своей стороны, клиент получает возможность для диверсификации своих вложений, удобное и эффективное решение по  накоплению при условии регулярных дополнительных взносов в комплексный продукт, большую доходность по депозитной части и потенциальную возможность заработать на фондовом рынке.

По нашим оценкам, при правильной организации продаж комплексного продукта через банки-агенты и положительной конъюнктуре фондового рынка, продукт «ПИФ + депозит» может аккумулировать значительную (10-15%) долю новых пассивов, размещаемых  клиентами в банке.

При работе с управляющей компанией  банки могут быть заинтересованы в следующих сервисах и совместных мероприятиях:
  • Дистанционные каналы обслуживания клиентов c акцентом на вэб-сервисы
  • Обучение  партнеров продукту и продажам
  • Маркетинговое сопровождение
  • Мотивационные мероприятия для сотрудников продаж партнеров
  • Совместные программы лояльности (клиентские мероприятия) для клиентов банков.
По данным обзора рынка ДУ, проведенного «Экспертом РА», активы ЗПИФов составили на конец 2012 года 27% рынка (681,3 млрд рублей). Однако мы полагаем, что реальный объем этого сегмента еще больше, но из-за наличия ЗПИФов для квалинвесторов, оценить его точно не представляется возможным. Каков реальный объем этого сегмента, по Вашей оценке? Какие активы наполняют эти фонды?

Оценить реальный объем активов действительно очень трудно, т.к. раскрытие информации по фондам для квалифицированных инвесторов не предусмотрено законодательством. Можно отметить, что, во-первых, практически всегда собственники активов, упаковывая их в ЗПИФ, не хотят терять контроль за ними и тем самым создают фонды именно для квалифицированных инвесторов, и, во-вторых, ряд категорий фондов могут быть только для квалифицированных инвесторов в силу закона. Исходя из того, что количество таких фондов большое, можно сделать вывод, что реальный объем ЗПИФ на рынке больше указанного.

Среди самых популярных категорий фондов, создаваемых для квалифицированных инвесторов, можно выделить фонды недвижимости, прямых инвестиций, венчурные и хедж-фонды, в состав активов которых в зависимости от категории фонда может входить недвижимость и права на нее, акции и доли компаний как российских, так и иностранных.

Осенью 2012 года Минфин РФ повысил лимит на долю страховых резервов, которые можно передать под управление УК, с 20 до 50%. В настоящее время менее 10 УК имеют под управлением портфели страховых резервов, превышающие 1 млрд рублей. Каким образом нововведение Мифина повлияет на развитие рынка ДУ? Каков, по Вашей оценке, потенциальный объем сегмента резервов СК? Каким образом управляющим привлечь средства СК? Какие сложности Вы видите в развитии этого сегмента? Когда страховые активы станут ощутимой точкой роста рынка, сравнимой с пенсионным рынком или хотя бы рынком открытых фондов?  

В отличие от НПФ, у страховых компаний не обязательство, а право передавать страховые резервы в ДУ. Поэтому я не вижу сильной корреляции между перспективами развития рынка ДУ страховыми деньгами и изменениями нормативной базы. В большей степени на развитие этого рынка оказывает текущая ситуация на фондовом рынке, формирующая настроения страховых компаний в вопросах инвестирования.

Потенциальный объем рынка – половина страховых резервов, как это определено законом, т.е. около четверти триллиона рублей.

Страховые компании не обязаны передавать средства в доверительное управление, а могут размещать их самостоятельно в полном объеме, причем во все те же инструменты, что и через доверительное управление, в отличие, к примеру, от пенсионных резервов, которые могут размещаться и самостоятельно, но в перечень инструментов, значительно суженный по сравнению с перечнем, разрешенным для размещения через управляющие компании. Поэтому, на мой взгляд, страховые резервы такой же точкой роста, как и пенсионные накопления, пока не являются. В целом, мы смотрим на рынок страховых резервов положительно. Управляя страховыми резервами ведущих страховых компаний России, мы нарабатываем опыт эффективного управления и взаимодействия со страховыми компаниями. Этот опыт станет серьезным преимуществом в конкурентной борьбе, как только сегмент страховых резервов начнет бурный рост.

Все публикации раздела



Подписка на новости группы ВТБ
  • Почтовая рассылка
  • Лента RSS
    Подписаться
    Подписаться
Загрузка списка городов.....