Рейтинг@Mail.ru
Выберите ваш город:
Москва
Справочная служба банка ВТБ
8 (800) 200-77-99
Бесплатный звонок по России
8 (495) 739-77-99

Юрий Пономарев: Государственный подход к государственным банкам

 
4 Июня 2002
 Недавние заявления ряда официальных лиц о возможном объединении Внешторгбанка и ВЭБ СССР вызвали неоднозначную реакцию в средствах массовой информации. Своим мнением по этому вопросу делится Президент-Председатель Правления Юрий Валентинович ПОНОМАРЕВ

- Юрий Валентинович, тема возможного слияния Внешторгбанка и Внешэкономбанка СССР привлекает к себе в последнее время все больше внимания. Как оцениваете Вы эти предложения с Вашей позиции председателя ВТБ?

- Собственником этих двух банков является государство, и оно вольно в принципе принимать любые решения. Обязанностью топ-менеджеров и государственных служащих, вовлеченных в подготовку проектов такого масштаба, является объективный анализ проблемы и подготовка рекомендаций по ее решению. Моя позиция не может отличаться от позиции собственника банков, поэтому о каком-то особом мнении говорить не следует.

- Но все-таки по предлагаемым решениям у Вас должно быть свое профессиональное мнение?

- Трудность состоит в том, что никто еще, насколько я знаю, толком не сформулировал проблему, но многие уже предлагают ее решения. Причем используемая аргументация тоже производит сильное впечатление.

- Например...

- Я могу повторить несколько общеизвестных истин. Слить две организации в юридическом смысле невозможно в связи с неопределенностью юридического статуса Внешэкономбанка СССР, однако тезис о слиянии как о возможном варианте действий продолжает использоваться. Действительно, есть общеизвестная проблема с юридическим статусом ВЭБ СССР, и тут решения этой проблемы достаточно очевидны. Привести операции ВЭБ СССР в соответствие с его статусом можно путем :перевода части клиентов и операций, не имеющих отношения к СССР, в Росэксимбанк, Российский банк развития или в тот же Внешторгбанк. Для ВТБ принять на обслуживание относительно небольшое количество "новых" клиентов, которые имеются у Внешэкономбанка СССР не стоило бы никаких финансовых затрат или особенных организационных усилий. Хотя такое решение проблемы Внешэкономбанка СССР не обязательно было бы оптимальным.

Другим примером является использование тезиса о том, что Внешторгбанк и Внешэкономбанк СССР якобы являются однопрофильными, и после слияния (смотри выше) на их базе надо делать государственный банк, специализирующийся на внешнеэкономических связях. Но ведь, во-первых, банки, специализирующиеся на обслуживании внешнеэкономических операций, были необходимы и полезны во времена существования монополии внешней торговли в странах Совета Экономической Взаимопомощи, включая СССР. В сегодняшней России такая формула нежизнеспособна. Во-вторых, говорить (и писать) о том, что многопрофильный, многофилиальный Внешторгбанк и, по сути, монокультурный Внешэкономбанк СССР являются похожими, может только тот, кто никогда не читал годовых отчетов и других материалов по этим банкам. Менее 20% кредитов, выданных Внешторгбанком, связаны с импортными либо экспортными операциями клиентов. В основном банк кредитует чисто внутренние программы развития реального сектора экономики России. Экономическая ценность Внешторгбанка для государства, да и доходы бюджета в случае его приватизации сильно уменьшились бы после сокращения поля деятельности банка до внешнеэкономической сферы.

- Какое решение было бы с Вашей точки зрения более целесообразным?

- Чтобы искать решение проблемы, надо сначала ее честно сформулировать. Если речь идет о необходимости приведения операций, проводимых Внешэкономбанком СССР в соответствие с его юридическим статусом, то мне нравится одно из ранее высказывавшихся предложений о рекапитализации Росэксимбанка РФ за счет ценных бумаг и других активов Внешэкономбанка СССР с переводом в этот банк операций, не относящихся к СССР. В этот же банк можно было бы перевести из Внешторгбанка ряд клиентов и операций, в частности, связанных с кредитованием военно-технического сотрудничества, наличие которых на балансе банка может затруднить работу по привлечению новых сторонних инвесторов. Кстати, в увеличении капитала Росэксимбанка могли бы принять участие и ФГУПы типа КНАПО, НПО "Энергия", "Салют", в случае необходимости - и Внешторгбанк. А затем желательно было бы приступить к выполнению плана действий в отношении Внешторгбанка, одобренного Президентом страны в феврале текущего года.

- Вы имеете в виду приватизацию Внешторгбанка?

- Я имею в виду начало переговоров с ЕБРР об условиях его возможного вступления в акционеры Внешторгбанка, в случае успеха - привлечение от ЕБРР столь нужного для банковской системы России капитала путем продажи ему вновь выпускаемых акций. Затем - подготовка нескольких альтернативных сценариев поведения государства в отношении Внешторгбанка. Кстати, одним из сценариев может быть отказ от приватизации банка и сохранение его в собственности государства. Важно, чтобы решения базировались не на эмоциях, а на точном расчете. С моей точки зрения, оптимальным был бы тот сценарий, при котором бюджет страны получил бы максимально возможный доход, но контроль над банком сохранился бы у российских инвесторов. Надо говорить не о расходах бюджета в связи с проектом Внешторгбанка, а о доходах. Эти доходы надо планировать. Напоминаю, что собственные средства группы Внешторгбанка, рассчитанные по международным стандартам финансовой отчетности, с учетом прибыли текущего года составляют около 2 млрд долларов США, а общая сумма активов группы превышает 6 млрд долларов.

- Не опасаетесь ли Вы, что при проведении столь крупного проекта могут возникнуть подозрения в личной заинтересованности его участников, как это происходило в эпоху "диких" приватизации прошлого десятилетия?

- Лучшей гарантией корректности операции, отсутствия злоупотреблений при ее проведении и максимального соблюдения интересов государства, по моему мнению, явилось бы привлечение профессиональных консультантов, пользующихся безупречной репутацией. Это может быть и ЕБРР, подключение которого к проекту фактически блокируется уже больше года, и крупные западные банки и консультационные фирмы, и отобранные на конкурсной основе российские фирмы. Если после рассмотрения альтернативных проектов власти решат, что приватизация Внешторгбанка отвечает интересам государства, то ее можно было бы провести в соответствии с наилучшими стандартами, признанными в мире. Действительно, в сознании части западной, да и российской общественности существуют сомнения в способности нашего государства обеспечить защиту своих интересов в процессе приватизации госсобственности. Эти стереотипы необходимо разрушать делами, а не словами.

- А если власти решат, что приватизация нецелесообразна?

- Ничего страшного. В Германии около половины активов банковской системы принадлежат банкам, контролируемым государством. И государственные банки успешно конкурируют с частными. В этом случае большая ответственность ложится на представителей государства в Наблюдательном совете банка, так как именно они должны определять коммерческую стратегию, бюджет развития, производить кадровые назначения и решать другие ключевые вопросы работы банка. Включение 17 мая 2002 года по рекомендации нового руководства Банка России в состав Наблюдательного совета Внешторгбанка представителей Администрации Президента, аппарата Правительства, представителя Министерства финансов было правильным шагом, обеспечивающим лучшую связь банка не только с Банком России, но и с другими властными структурами. Менеджмент банка концентрирует свои усилия на подготовке банка к возрастающей конкуренции со стороны иностранных и ведущих российских банков, которая может усилиться в связи с подготовкой вступления страны в ВТО. Выдержать такую конкуренцию лучше всего смогут крупные диверсифицированные банки, и у Внешторгбанка есть сегодня все необходимые для этого предпосылки. В данном случае форма собственности решающего значения не имеет.

Справка:

ПОНОМАРЕВ Юрий Валентинович родился в 1946 году. Окончил Московский финансовый институт. С 1984 по. 1990 г. работал начальником Главного вапютно-экономического управления Госбанка СССР, с 1990 по 1998 г. - Зам. Председателя и Председателем Правления Евробанка в Париже, с 1998 по 1999 г. - Председателем Правления Московского на родного банка в Лондоне. С 1999 года является Президентом-Председателем Правления Внешторгбанка.


Все публикации раздела



Подписка на новости группы ВТБ
  • Почтовая рассылка
  • Лента RSS
    Подписаться
    Подписаться
Выберите город
Россия
Азербайджан
Беларусь
Украина
Армения
Казахстан
Грузия
Сербия
Ангола
Австрия
Индия
Китай
Франция
Германия
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
п
Б
Г
С
Х
Б
В
Г
К
М
Н
О
П
С
Б
В
Д
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
А
Б
В
Г
Д
Е
И
К
М
Н
Р
С
Т
Ц
Ч
Э
А
К
П
С
Т
У
Ш
Б
Г
К
М
О
П
Р
Т
Б
Л
В
Н
Ш
П
Ф