Рейтинг@Mail.ru
Для частных лиц: Интернет-банк
Выберите ваш город:
Москва
Справочная служба банка ВТБ
8 (800) 200-77-99
Бесплатный звонок по России
8 (495) 739-77-99

Андрей Киселев: «Золотая середина. Новый курс ВТБ»

 
12.10.2010

 
Положительные тенденции 2010 года дают основания рассчитывать на рост российской экономики в дальнейшем. За развитием предприятий крупного бизнеса предполагается оживление производственной активности предприятий среднего клиентского сегмента, именно поэтому в новой стратегии ВТБ серьезный акцент сделан на работе с предприятиями среднего бизнеса. Об основных направлениях реализации стратегических планов Банка в этом клиентском сегменте рассказал старший вице – президент ВТБ Андрей Киселев. 

К категории предприятий среднего бизнеса ВТБ относит компании с выручкой от 90 млн до 3 млрд руб. в год. При этом спектр интересных банку отраслей максимально широк: пищевая промышленность, сельское хозяйство, машиностроение, металлопереработка, деревообработка – всего около 28 секторов экономики. Таким образом, по самым скромным подсчетам, к категории «среднего бизнеса ВТБ» в России можно отнести более 60 000–70 000 предприятий. ВТБ предполагает, что рост кредитного портфеля в данном клиентском сегменте в регионах РФ составит 7–10%. К концу 2010 года ВТБ планирует дальнейший рост объемов привлеченных средств средних клиентов на 25%, и по итогам года их объем должен превысить 180 млрд руб. В перспективе, через три-четыре года, сегмент средних компаний должен занимать в бизнесе банка порядка 20–30%. Сейчас этот показатель по региональной сети колеблется в пределах 10–12%.

– Андрей Владиславович, как вы оцениваете потенциал предприятий среднего бизнеса?

Это мобильные, эффективные компании, которые работают практически во всех отраслях национального хозяйства, – промышленные предприятия, сервисные компании, обслуживающие, перерабатывающие производства и многие другие. На предприятия среднего бизнеса приходится около 2,5 трлн руб. кредитного портфеля российских банков и 1,5 трлн руб. депозитного. Кроме того, этот сегмент в значительной степени диверсифицирован по регионам России, и для многих не очень крупных городов средние предприятия являются серьезными игроками, обеспечивающими как занятость населения, так и доходную базу местных бюджетов. В рамках здоровой экономики средний бизнес – это эффективный и быстрорастущий сектор. До кризиса он демонстрировал темпы роста на 30–40% в год, в настоящее время эти показатели не столь оптимистичны. Вместе с тем мы ожидаем, что в 2010 году ВВП вырастет на 4–5%, и это, безусловно, приведет к повышению коммерческой активности предприятий среднего бизнеса. На наш взгляд, предприятия среднего сегмента – это большой потенциал для развития бизнеса банка в работе с корпоративными клиентами.

– Как российский средний бизнес пережил кризис?

В прошлом году темпы снижения выручки таких предприятий в разных отраслях, по нашим оценкам, составили 20–30%. У представителей среднего бизнеса снизился спрос на продукцию, увеличилась дебиторская задолженность, до 30–40% сократились обороты внешней торговли, снизилась активность кредитования со стороны банков. Кредитные организации повысили требования к финансово-хозяйственному состоянию потенциальных заемщиков и снизили стоимость залогового обеспечения, что привело к существенному росту ставок по кредитам. В ряде случаев они превысили 20% годовых. В итоге финан сирование средних предприятий ощутимо сократилось. Тем не менее во время кризиса четко обозначились жизнеспособные предприятия, бизнес в критической ситуации научился эффективнее управлять собственной ликвидностью и относиться к планам развития с повышенным вниманием.

– Насколько этот сегмент сейчас интересен российским банкам?

Сегодня отечественный средний бизнес находится в стадии стабилизации, и борьба банков за этот сегмент разворачивается с новой силой. На российском финансовом рынке сохраняется достаточно высокий уровень ликвидности, свободных денег много, и их нужно куда-то вкладывать. При этом платежеспособных клиентов, обладающих стабильным бизнесом, стало меньше. Кроме того, если на пике кризиса многие клиенты предпочитали обслуживаться исключительно в госбанках или банках с иностранным участием, то сейчас уже восстановилось доверие к региональным банкам и кредитным организациям среднего звена. Поэтому уровень конкуренции сейчас даже выше, чем два года назад. Сегодня качественный заемщик – ценный клиент для каждого банка, и практически все лидеры финан­сового рынка активизируют программы кредитования этого сегмента. Я полагаю, что его финансирование банками вырастет за 2010 год на 7–10%.

– Изменилась ли политика банка в отношении этого сегмента клиентов и каковы планы ВТБ по работе с клиентами среднего бизнеса в дальнейшем?

В период кризиса перед нами стояла задача максимальной поддержки жизнеспособных предприятий среднего бизнеса. Уже во второй половине 2009 года стало понятно, какие предприятия в существующих условиях оказались в состоянии обслуживать взятые на себя долговые обязательства, а какие перешли в категорию безнадежных должников. В отношениях с клиентами ВТБ стремился занимать максимально конструктивную позицию, хотя при этом были введены существенные ограничения по риск-профилю. Чтобы усилить контроль рисков, мы реорганизовали систему мониторинга качества заемщиков. При этом число клиентов среднего бизнеса в банке за 2009 год выросло до 30 000. По кредитованию среднего бизнеса мы планируем вернуться, как минимум, на докризисный уровень. Для этого мы существенно расширили полномочия филиалов. В частности, для клиентов с хорошим финансовым состоянием увеличили лимиты кредитования (в расчете на одного заемщика) в полтора-два раза – до 600 млн руб. Наряду с этим филиалы получили большую свободу по срокам кредитования. Например, под обеспечение залогом недвижимости филиалы сейчас могут предоставлять кредиты на срок до двух лет, в то время как в период кризиса – до одного года. Большинство филиалов могут также выдавать кредиты на финансирование капитальных затрат сроком до трех лет. Банк возвращается к технологии овердрафтного кредитования: мы восстановили в нашей продуктовой линейке этот продукт, который не предлагали в период кризиса. Наконец, мы пошли на существенное снижение ставок за пользование кредитными ресурсами. Сегодня для предприятий среднего бизнеса они колеблются в диапазоне 11–13%. В 2009 году мы активизировали развитие бизнеса со средним сегментом по другим направлениям: расчетно-кассовому обслуживанию, документарным операциям и привлечению временно свободных средств предприятий. В частности, мы сумели существенно нарастить портфель привлеченных средств от предприятий среднего бизнеса: за прошлый год он вырос до 145 млрд руб., увеличившись на 37%. При этом свыше половины ресурсного портфеля составляют остатки на текущих счетах, то есть клиенты относятся к ВТБ как к расчетному банку. Хочу отметить также, что 70% всех комиссионных доходов региональной сети банка приходится на долю клиентов МСБ.

– Какие программы и проекты реализует ВТБ для поддержки и развития среднего бизнеса?

Стратегическая цель ВТБ – стать основным расчетным банком для своих клиентов, поэтому мы уделяем большое внимание развитию расчетно-кассового обслуживания. Так, банк уже реализует программу привлечения на РКО целевых клиентов, например управляющих компаний сферы ЖКХ. Мы также внедрили услугу «Расчетный центр клиента». Она обеспечивает эффективное управление внутригрупповой ликвидностью, что необходимо холдингам, многофилиальным предприятиям, группам компаний. Для обеспечения дальнейшего роста привлеченных средств клиентов среднего бизнеса мы планируем в этом году расширить линейку депозитов с использованием электронных каналов связи. Уже дан старт нашему проекту развития бизнеса банка в регионах России. Он призван повысить активность продаж продуктов привлечения и комиссионных. В «пилоте» участвуют филиалы в Екатеринбурге, Казани, Самаре, Краснодаре, Перми, Нижнем Новгороде, Новосибирске. В рамках проекта мы рассмотрели предложения филиалов и на их основании дополнили продуктовый ряд, разработали и ввели в эксплуатацию новые комиссионные продукты и продукты привлечения, делегировали со ответствующие полномочия по всей региональной сети. По результатам реализации проекта в пилотных регионах мы ожидаем увеличения объема привлеченных средств более чем на 50%, а объема комиссионных доходов – минимум на 40%.

– Услуги каких «дочек» группы ВТБ наиболее интересны среднему региональному бизнесу?

В первую очередь мы взаимодействуем с такими компаниями, как «ВТБ Страхование», «ВТБ-Лизинг», «ВТБ Факторинг», ВТБ Пенсионный фонд и, конечно же, с нашим розничным банком, одним из крупнейших в России, – ВТБ24. Я полагаю, что предприятиям среднего бизнеса интересны услуги всех перечисленных компаний. С ВТБ24 мы взаимодополняющие организации. На их базе мы можем обеспечить корпоративным клиентам комплексное предложение, которое включает в себя и обслуживание сотрудников предприятий. У нас выстроена четкая система взаимодействия. Она работает уже два года и проработана методологически и организационно. Я оцениваю эту систему как эффективную: люди отлично понимают друг друга и находятся в постоянном контакте. Одним из перспективных направлений для группы ВТБ является инвестиционный бизнес, который сегодня активно развивается. Сейчас по данному направлению предложения банка для регионов ограничены: инвестбанковские продукты отличаются повышенной сложностью и далеко не всегда понятны компаниям сегмента среднего бизнеса. Кроме того, их цена не может быть низкой. В то же время для предприятий среднего бизнеса можно выделить определенный «продуктовый минимум» из того широкого ассортимента, которым располагает ВТБ Капитал. Его можно активно предлагать клиентам, в том числе региональным. Сейчас с коллегами из ВТБ Капитал мы обсуждаем, как реализовать этот подход на практике начиная уже со второго полугодия 2010 года.

– Не так давно была принята новая стратегия ВТБ. Какие в ней заложены подходы к работе со средним бизнесом?

В рамках реализации данной стратегии мы планируем активизировать работу банка в сегменте среднего бизнеса и в нижнем сегменте крупного бизнеса, то есть в диапазоне от 3 млрд до 10–15 млрд руб. выручки в год. Мы планируем предоставить больше возможностей филиалам при работе с предприятиями данного сегмента – расширить их полномочия для оперативного принятия решений на местах, повысить уровень контроля рисков. Наша основная задача – комплексное сотрудничество с клиентами среднего бизнеса, которое предполагает трансформацию ВТБ из «банка уникальных сделок» в «основной расчетный банк для клиентов». В ближайшие три-четыре года это должно привести к удвоению позиций ВТБ в данном сегменте и вывести банк на 12–15% по занимаемой доле рынка. Ключ к успеху, на мой взгляд, лежит в сочетании высокого профессионального уровня и возможностей крупнейшего федерального банка страны с клиенто-ориентированностью и оперативностью, присущей банкам регионального уровня.

Беседу вел Максим Логвинов,
фото: Игорь Василевич,
«Энергия успеха», № 4 (28) 2010.


Все публикации раздела



Подписка на новости группы ВТБ
  • Почтовая рассылка
  • Лента RSS
    Подписаться
    Подписаться
Загрузка списка городов.....