Рейтинг@Mail.ru
Для частных лиц: Интернет-банк
Выберите ваш город:
Москва
Справочная служба банка ВТБ
8 (800) 200-77-99
Бесплатный звонок по России
8 (495) 739-77-99

Михаил Кузовлев: «Количество финансовых услуг ВТБ будет максимальным»

 
14.10.2010

...
Первый заместитель президента – председателя правления ВТБ Михаил Кузовлев поделился своими мыслями о развитии корпоративно-инвестиционного блока.


– ВТБ утвердил новую стратегию развития до 2013 года. Согласно этому документу, группа переходит от агрессивного наращивания объемов бизнеса и доли рынка к стратегии эффективного роста. Расскажите почему.

– Банк всегда развивался в первую очередь за счет крупной клиентуры, это характерно для всех государственных банков. Когда в 2002 году Андрей Костин пришел в ВТБ, это был банк с активами около 5 млрд долл., из которых 1 млрд с небольшим приходился только на одно предприятие. ВТБ начал расти не эволюционно, а путем наращивания сети, за счет банков, принадлежавших ранее ЦБ, покупки банков в странах СНГ и приобретения финансовых компаний. И сегодня мы пришли к тому, что представлены в различных видах финансового бизнеса. Но нас сейчас не устраивает доход на капитал. В первом полугодии этого года доход на капитал был около 9%, а мы по стратегии должны иметь 15% по стандартным видам бизнеса и не менее 30% – по высокомаржинальным. Чтобы этого достичь, нужно понимать, где ВТБ будет зарабатывать. Сейчас мы в основном зарабатываем на крупных клиентах, а за ними стоит очередь из российских и западных банков. Если раньше конкурентная сфера банковского рынка в основном состояла из ВТБ, Сбербанка, Газпромбанка и ВЭБа, то теперь свои позиции укрепили многие зарубежные игроки: ЮниКредит Банк, Райффайзенбанк, Барклайс-Банк, Ситибанк, Нордеа и многие другие. Мы осознаем, что эта сфера будет меняться и дальше. Только теперь все пойдут уже в регионы, будут покупать какие-то средние и малые банки.

– Именно поэтому и было решено усовершенствовать корпоративный блок, преобразовав его в инвестиционно-корпоративный?

– Крупные клиенты исторически являются активными потребителями инвестиционно-банковских услуг. Мы можем говорить о любой крупной компании: Газпроме, Росатоме, РЖД. По возможностям привлекать денежные ресурсы – они от банка мало чем отличаются. Они выходят на финансовые рынки и занимают дешевле, чем мы. Поэтому особой потребности в банковских кредитах они не испытывают. Зато им можно предоставить другие услуги, например, помочь правильно и еще дешевле привлечь средства на рынке, реструктуризировать непрофильные активы. Это работа высокопрофессиональных специалистов инвестиционного банка. Но на рынке этих услуг есть много конкурентов с многолетней историей, таких как Merrill Lynch или JP Morgan. Что же сделать, чтобы крупный клиент, потребитель инвестиционных услуг, был к тебе лоялен? Надо предоставить ему услуги коммерческого банка, обеспечить своевременное и хорошее качество расчетов, удовлетворить его потребности в финансировании, например, в финансировании внешней торговли.

– Практически вы выстроили Банк, который может предоставлять клиентам полный набор финансовых продуктов и услуг?

– Пока не полностью. Но мы хотим, чтобы количество этих услуг было максимальным. Когда-то ВТБ по одной и той же технологии кредитовал и Газпром, и ООО «Три тополя» где-нибудь в Харькове. То, что мы сейчас делаем, – «расшиваем» наши бизнес-процессы. Делая это, мы преследуем цель разделения продуктов и услуг для разного вида клиентов. У нас была дилемма: либо инвестиционный банк как продуктовое подразделение будет иметь свои собственные отношения с клиентами, либо мы будем клиентам предлагать все из одной структуры – пакетом. Мы пошли по варианту пакета. В подчинении у Юрия Соловьева инвестиционное направление, у Владимира Татарчука – корпоративное.

– Какие задачи перед ними стоят?

– Потенциал развития и эффективности группы кроется именно в оптимизации показателей корпоративно-инвестиционного бизнеса. Юрий и Владимир являются соруководителями блока и курируют клиентов. Одновременно мы вырабатываем механизмы определения менеджеров, которые наиболее эффективно смогут обслужить того или иного конкретного клиента. Основные задачи соруководителей – это переход от банковского холдинга к модели глобального банка, усиление синергии продуктовых и клиентских подразделений, предложение максимального спектра продуктов для клиентов корпоративного блока (кросс-продажи инвестиционно-банковских продуктов). Банковская работа интересна, но рутинна по своей сути. Сейчас мы должны перейти от массированного роста к очень кропотливой работе с карандашом, мы должны брать любую нашу копеечку и понимать, правильно ли мы ее потратили или неправильно, разбираться, почему этот клиент ушел от нас, а другой пришел в ВТБ.

– Почему было решено пригласить в Банк Владимира Татарчука?

– Прежде всего потому, что он в банковском бизнесе знает все от и до. Владимир достаточно много лет проработал в Альфа – банке - для меня это важно. Я сам бывший дилер, я всегда считал, что человек должен сначала поработать в бэк-офисе, потом в дилинге, потом переходить уже на какие-то административные должности. В нашей профессии очень важно глубинное понимание всех процессов.

Полностью интервью с Михаилом Кузовлевым читайте в РБК daily

Наталья Старостина,
РБК dailу,
 14.10.2010.
...

Все публикации раздела



Подписка на новости группы ВТБ
  • Почтовая рассылка
  • Лента RSS
    Подписаться
    Подписаться
Загрузка списка городов.....