Рейтинг@Mail.ru
Для частных лиц: Интернет-банк
Выберите ваш город:
Москва
Справочная служба банка ВТБ
8 (800) 200-77-99
Бесплатный звонок по России
8 (495) 739-77-99

Высокое искусство

 
05.08.2013

Генеральный директор ОАО «Авиасалон» Александр Федорович Елизаров © Пресс-служба ВТБ

В 2013 году банк ВТБ выступает генеральным спонсором Международного авиационно-космического салона в г. Жуковском. МАКСу в этом году исполняется 20 лет. Воздушный праздник в российском небе неизменно пользуется огромной популярностью. Но чего стоит организовать небесное представление для сотен тысяч зрителей? Об этом нам рассказал генеральный директор ОАО «Авиасалон» Александр Федорович Елизаров.

— Приоткройте нам тайну, пожалуйста: как осуществляется финансирование МАКСа, какова спонсорская составляющая проекта?

— Проект коммерческий, бюджетного финансирования у нас нет. Есть лишь незначительная компенсация по топливу военно-воздушным силам — и все. Основные источники средств — сдача в аренду выставочных площадей, шале и офисов, билетная программа и взнос спонсоров. И хотя доля спонсоров в целом вряд ли превысит 5% от бюджета мероприятия, их вклад очень ценен. Мы благодарны банку ВТБ, который выступил генеральным спонсором МАКС-2013. Это большое подспорье.

— МАКС — прибыльное дело?

— Некоторые журналисты перемножают число посетителей на цену билетов, и у них складывается мнение, что салон приносит большой доход. При этом они совершенно забывают о гигантских расходах. Возьмем, к примеру, аэродром «Раменское»: денег на его содержание выделяют немного и поддерживать его в надлежащем состоянии невозможно. Для каждого МАКСа нам приходится заново ремонтировать взлетно-посадочную полосу, а ведь это уникальная — крупнейшая полоса в Европе: 5,4 км длиной! На нее можно посадить любой летательный аппарат, включая «Буран». Но со временем швы толстенных бетонных плит потихонечку расходятся. А для того, чтобы здесь взлетали пилотажные группы, необходима вся ширина полосы — 80 м. Поэтому возникает необходимость приводить в порядок полосу на всю ширину. Для полетов одиночных ЛА этого не нужно, а перед МАКС приходится этим заниматься. Кроме того, весь город Жуковский, дома и дороги, которые видят посетители салона, надо привести в достойное состояние. Чтобы не стыдно было перед гостями авиашоу. Отдельная статья расходов — страхование ответственности третьих лиц: всех пилотажных групп, летчиков, журналистов, территории. Все это тоже зачастую делается за счет ОАО «Авиасалон».

— Сколько человек занято в обслуживании МАКСа?

— Если посчитать, сколько людей мы нанимаем в дни проведения салона, не одна тысяча получится. Только из МВД 3500–3600 сотрудников, еще около полутысячи волонтеров, столько же ЧОПовцев. Прибавьте сюда людей, которые круглосуточно занимаются обеспечением питания, медицинским обслуживанием, уборкой и вывозом мусора. На МАКСе присутствуют сотрудники МЧС, ФСБ, даже войска. Наша первоочередная задача — посетители, конечно. Но тех, кто обслуживает мероприятие, тоже нельзя забывать — их необходимо накормить и напоить. И это опять же все за счет ОАО «Авиасалон», так как в бюджетах МВД и ФСБ эти расходы не предусмотрены. А ведь персоналу приходится работать в непростых условиях — целый день на жаре. Служебным собакам и лошадям плохо становилось, не то что людям, до обмороков доходит. В 5–6 утра мы уже на ногах, а заканчиваем только к полуночи. Часика 3–4 поспишь — и снова в поле. Но и чувство удовлетворения появляется: для людей делаем прекрасный праздник.

— МАКС, наверное, самое массовое мероприятие на территории России?

— Точнее, одно из самых массовых патриотических мероприятий. Когда летает настоящий ас Сергей Богдан на Т-50 — это надо видеть! Молодой красивый русский парень, скромный невероятно, но летает как бог. Заслуженные летчики, герои России, говорят, что в мире мало кто с ним может сравниться.

«Не стоит сравнивать МАКС и Ле-Бурже, хотя в 2011 году мы заключили опционов и договоров на 16 млрд. долларов. Но МАКС — это, в первую очередь, зрелищная программа, которой нет нигде. А вот бизнес-программа — это Ле-Бурже, Англия, Германия. Там другая структура мероприятий: огромные контракты при довольно средненькой летной программе».
Александр Елизаров,
генеральный директор ОАО «Авиасалон»

— На авиасалоне в Ле-Бурже в этом году были заключены контракты на 180 млрд. долларов. Сможет ли МАКС когда-нибудь приблизиться к этой цифре?

— Не стоит сравнивать МАКС и Ле-Бурже, хотя в 2011 году мы заключили опционов и договоров на 16 млрд. долларов. Но МАКС — это, в первую очередь, зрелищная программа, которой нет нигде. А вот бизнес-программа — это Ле-Бурже, Англия, Германия. Там другая структура мероприятий: огромные контракты при довольно средненькой летной программе. Когда наши летчики в этом году в Ле-Бурже показали Су-35 — все стоя аплодировали. А у нас такое мастерство демонстрируется все 6 дней!

— Расскажите о летной программе МАКС-2013?

— В этом году у нас выступят восемь пилотажных групп, четыре российские представляют военно-воздушные силы — «Русские витязи» и «Соколы России» на Су-27, «Стрижи» на МиГ-29 и «Беркуты» на Ми-28. ДОСААФовская пилотажная группа «Русь» летает на L-39, группа «Первый полет» — на Як-52. Прилетят «Балтийские пчелы» из Латвии. Впервые участвует и пилотажная группа ВВС Китая «1-е августа» на J-10. Французская группа Patrouille de France участвует в МАКСе каждый год. В демонстрационных полетах мы увидим французский Rafale, А-380, швейцарцы показали F/A-18, посетители МАКС увидят два Boeing — 787 и 747. Украшением программы станет, конечно, пилотаж Су-34 и Су-35, а ее «гвоздем» — Т-50. Вообще, традиционно летная программа очень насыщенная, этим и отличается МАКС. Наши пилотажные группы летают на тяжелых истребителях. Когда у нас проходит имитация ближнего боя — это вообще не для слабонервных. Просто уникальная программа! Она обуславливается еще и возможностями ЛИИ им. Громова. Все остальные салоны проходят, как правило, на гражданских аэродромах, где летные зоны ограничены. Поэтому такого пилотажа вы нигде больше не увидите.

— Как удалось привлечь на авиасалон китайцев?

— Это была их инициатива и их желание. Китайцы пошли по нашему пути: боевые самолеты в пилотажной группе. Только мы и они такое делаем. Конечно, им захотелось себя показать. Бондарев Виктор Николаевич, главком ВВС, был на авиасалоне в Китае и пригласил их для развития добрососедских отношений. По мнению наших летчиков, они летают хорошо, стройно, дисциплинированно, но по уровню исполнения к нам пока не могут приблизиться, так же, как и по техническим характеристикам самолета.

— Почему сроки проведения МАКСа в этом году сдвинули на конец августа?

— Это связано с периодами отпусков в России и в других странах. Так, к примеру, на Западе август — традиционное время отпусков. А поскольку мы стремимся развить деловую международную составляющую МАКСа, этот фактор важно учитывать. Что касается публики, то этот организационный момент вряд ли доставил кому-то неудобства. На МАКСе всегда аншлаг.

— В СМИ часто высказывают критические мнения по поводу уровня организации МАКС…

— С открытием салона нас традиционно начинают ругать, причем, в основном, свои, русские журналисты. Иностранцы же, которые бывали на авиационно-космических салонах в других странах, напротив отмечают, что уровень организации и проведения у МАКС значительно выше. Лично я бывал и на Олимпиадах, и на авиационно-космических салонах. И считаю, что в нашей стране внимание к организации массовых мероприятий уделяется намного больше, чем в любой другой. Территория у нас обустроена однозначно лучше.

— Но люди, бывает, жалуются на большие очереди в досмотровых зонах…

— Что значит «большая очередь»? Сколько времени уходит, чтобы попасть на стадион «Лужники» на футбол? Час-полтора на это может уйти. А у нас 120 тыс. надо привезти до обеда и 120 тыс. вывезти после него. Понятны масштабы операции? Досмотровые мероприятия — такие же, как везде. Полчаса в таких обстоятельствах совсем немного. Просто посетителям стоит это время иметь в виду. Да, бывали ситуации как в 2011 году: пошел сильнейший ливень в воскресенье. И, естественно, под дождем даже 10 минут — это много. Нам пришлось дополнительные столы для досмотра расставлять, людей с детьми пропускать без очереди.

— Жалуются и на дороговизну напитков и еды. Кто регулирует цены?

— Мы регулируем. В целом цены разумные, но привезти продукты в поле, торговать в поле — это существенные дополнительные затраты. Доставка, обустройство, дополнительная электроэнергия — причин удорожания много. Отвезти обратно, если что-то не продал, — тоже расходы. Конечно, люди страхуются, понимают: привезешь лишнего — пропадет. И все риски и накладные расходы закладывают в стоимость. Но мы стараемся улучшать условия для посетителей. В этом году убрали «Шанхай», как мы его называли, — шашлычные на земле. Из-за антисанитарии, прежде всего. Зато обустроенных точек питания и лотков, где можно мороженое купить, станет больше.

— Еще одна постоянная претензия — пробки на дорогах. Перед открытием МАКСа закончили строительство новой эстакады на въезде в Жуковский. Это облегчило ситуацию?

— Конечно, стало получше. Была всего одна дорога через город, теперь их несколько. Но тут надо понимать: в Москве и Московской области и без всяких мероприятий пробки огромные, по 4–5 часов люди стоят. В общем то, пробки одинаковые что в обычные выходные, что во время проведения МАКСа.

— РЖД делает специальное расписание электричек под МАКС?

— По нашей просьбе РЖД увеличивает количество электричек. Но сокращать временной интервал между поездами при доставке на МАКС смысла нет: люди не успеют выйти с платформы и сесть в автобус. Возможна давка. Представьте: прибывает 12 вагонов, в каждом — человек 300–400. В один автобус помещается максимум 150 человек. Вот и посчитайте, сколько надо автобусов одновременно отправить и сколько людей оперативно в них посадить. Это самый сложный элемент — доставка к месту проведения. На территории уже проще, люди расходятся — и все. Зато при выезде — да, имеет смысл увеличивать количество электричек. До часа-двух дня люди приезжают, а с трех начинается отток. Под эти пики, конечно, и подстраивается как железная дорога, так и автобусы. В этом году доставку удалось провести в штатном режиме, без особенных нареканий со стороны посетителей салона.

— Взлетная полоса расположена так, что наблюдать летную программу мешает солнце. Будут ли когда-нибудь трибуны установлены на другой стороне полосы?

— Об этом давно мечтают, причем и зрители, и мы, организаторы шоу. Но с той стороны нет, к сожалению, места, только узкая полоса земли и Москва-река. Мы смогли разместить там платформу для фото- и видеосъемок. Но чтобы туда добраться от выставочного комплекса, придется проехать пять километров. Кроме того, это закрытая для массового посещения территория, над которой самолеты делают виражи. Неслучайно всех, кого туда доставляют, мы страхуем. Билеты на платформу мы продаем не только для СМИ, но и для обычных посетителей. В этом году они стоят 11 тысяч рублей. Разумеется, количество билетов на медиаплатформу ограничено. Так что большинство зрителей смотрят и, видимо, дальше будут смотреть летную программу с привычного ракурса. К слову, так наблюдает авиашоу и Президент Российской Федерации Владимир Путин. Многим знакомо его фото в очках, где он глаза прикрывает ладонью. И ведь не жалуется…

Леонид Ситник , vtbrussia.ru

Все публикации раздела



Материалы по теме

Подписка на новости группы ВТБ
  • Почтовая рассылка
  • Лента RSS
    Подписаться
    Подписаться
Загрузка списка городов.....