Рейтинг@Mail.ru
Для частных лиц: Интернет-банк
Выберите ваш город:
Москва
Справочная служба банка ВТБ
8 (800) 200-77-99
Бесплатный звонок по России
8 (495) 739-77-99

Валерий Лукьяненко: «Наша поддержка МАКСа оказывает позитивное влияние на бизнес ВТБ»

 
27.08.2013

© Пресс-служба ОАО «Авиасалон»

— Расскажите, пожалуйста, почему ВТБ поддерживает МАКС — казалось бы, совершенно «небанковское» мероприятие?

— ВТБ впервые стал генеральным спонсором Авиасалона в 2003 году, и с тех пор регулярно оказывает ему спонсорскую помощь. Буквально на наших глазах МАКС превратился в один из самых авторитетных мировых авиафорумов. Сегодня формат авиасалона позволяет не только продемонстрировать достижения отечественных высоких технологий, но и убедить зарубежных партнеров в открытости российского рынка для совместных проектов.

Эти задачи перекликаются с политикой банка ВТБ, которая предполагает содействие мероприятиям мирового уровня.

Накопленный за десятилетие опыт убедительно свидетельствует: поддержка МАКСа оказывает позитивное влияние также и на бизнес банка. Благодаря участию в салоне мы расширяем сотрудничество с существующими клиентами и заключаем новые сделки. Нам есть, что им предложить: все больше предприятий гражданского и военного авиастроения пользуются продуктами и услугами банка. Мы стремимся задействовать всю продуктовую линейку группы. Наибольшим спросом пользуются документарные и конверсионные операции, факторинг и лизинг, инвестбанковские услуги. Словом, вложенные в спонсорскую поддержку средства окупаются с лихвой.

— Как у ВТБ организована работа с клиентами на авиасалоне?

— МАКС для команды нашего Департамента по работе с клиентами государственного и оборонного секторов — самая «горячая пора». Обстановка грандиозного авиационного праздника помогает в неформальной обстановке продемонстрировать преимущества продуктов и услуг группы. Именно здесь, обсуждая фигуры высшего пилотажа с будущим партнером, за какие-то полчаса удается согласовать вопросы, которые в офисах решаются долгие месяцы. На МАКСе-2013 Банк подпишет ряд cоглашений с такими знаковыми клиентами, как Концерн ПВО «Алмаз-Антей», НПО «Сатурн», ЦСКБ «Прогресс» и др.

— ВТБ — один из лидеров по кредитованию оборонной и авиакосмической промышленности. Как выстроен бизнес банка в этой отрасли, в чем специфика финансовых услуг для оборонных предприятий?

— Главная особенность работы с таким клиентом — необходимость выполнения предприятием госзаказа. В связи со стратегическим значением задачи финансирование таких компаний четко прописаны в Программе кредитования под государственные гарантии РФ организаций оборонно-промышленного комплекса. И ВТБ — в числе наиболее активных ее участников. Сегодня доля нашего банка на рынке кредитования «оборонки» и космонавтики составляет более 30%.

В 2013 году мы планируем удвоить объем кредитования оборонного заказа, если ГОЗ покажет сопоставимый рост. Для сравнения, в начале текущего года Президент — Председатель правления ВТБ Андрей Костин на встрече с президентом Владимиром Путиным отметил, что по итогам 2012 года было выдано кредитов на сумму 75 млрд. рублей.

Наши планы амбициозны, но они будут реализованы, ведь бизнес-структура группы ВТБ уникальна: она включает разветвленную сеть дочерних банков с офисами по всему миру. Другое наше значимое преимущество — мощный инвестиционный бизнес, реализуемый силами компании ВТБ Капитал. Его возможности также активно используют клиенты группы из ОПК.

 
 
 
 
«В связи со стратегическим значением задачи финансирование оборонных предприятий четко прописаны в Программе кредитования под государственные гарантии РФ организаций оборонно-промышленного комплекса. И ВТБ — в числе наиболее активных ее участников. Сегодня доля нашего банка на рынке кредитования «оборонки» и космонавтики составляет более 30%».
Валерий Лукьяненко,
член правления банка ВТБ

— Экономическая ситуация в оборонной и авиакосмической промышленности России остается непростой, в том числе, из-за влияния мирового кризиса. Как ВТБ участвует в финансовом оздоровлении предприятий?

— О поддержке оборонной отрасли в условиях ухудшения макроэкономической ситуации ВТБ заговорил одним из первых. Еще в ноябре 2008 года, когда глобальный кризис только набирал обороты, банк инициировал совещание по выработке конкретных мер господдержки промышленности, в котором приняли участие стратегические предприятия ОПК, Минобороны и Минпромторга России. Во многом на основе наших рекомендаций руководство страны разработало и начало использовать государственные гарантии в качестве одной из эффективных антикризисных мер. Впоследствии ВТБ активно участвовал в совершенствовании этого механизма. Уже в начале 2009 года ВТБ первым в России предоставил предприятиям «оборонки» кредиты под госгарантии. Их общий объем в 2009–2010 годы составил 69 млрд. руб.

— Приведите примеры, когда поддержка ВТБ помогла преодолеть кризисную ситуацию на предприятиях?

— Их немало. Так, в 2008 — 2009 годах банк предоставил три кредита на общую сумму 14,3 млрд. руб. ОАО «НПО «Сатурн» — одному из ведущих российских предприятий по разработке и производству авиационных газотурбинных двигателей военного и гражданского назначения. Тогда груз проблем казался руководству компании просто неподъемным: ряд цехов нуждался в модернизации, рабочие требовали выплаты задержанной зарплаты. Кредитная поддержка ВТБ помогла не только решить целый ряд финансовых вопросов, но и переоснастить предприятие.

Другой пример — ОАО «ММП им. В. В. Чернышева». Банк предоставил ему кредиты на общую сумму 9,5 млрд. руб. под гарантии Правительства РФ. Наше финансирование помогло сохранить уникальное предприятие, выпускающее двигатели для самолетов МиГ.

В настоящее время банк участвует в рефинансировании кредитной задолженности двигателестроительного предприятия ОАО «Пермский моторостроительный завод». Она осуществляется за счет нашего кредита. Должен признать, решиться на такое было непросто: завод сегодня не в лучшем состоянии. Но наши эксперты совместно с новым руководством компании выработали финансовую модель, которая в обозримом будущем позволит вывести предприятие на положительный финансовый результат.

Возможности группы ВТБ не ограничиваются кредитованием. Так, Банк ВТБ и ВТБ Капитал приняли участие в реструктуризации кредитной задолженности ОАО «ОПК «Оборонпром» и ОАО «ОАК» путем выкупа банком облигационных займов. Объемы выкупа составили 19 и 7 млрд. рублей соответственно. Реструктуризация позволила снизить долговую нагрузку на предприятия холдингов, улучшила их финансовое положение и дала возможность возобновить производство.
Хотелось бы подчеркнуть, что при принятии решения мы оцениваем не только способность подразделений ВТБ поддержать компанию и не допустить ее банкротство, но и экономическую выгоду проекта для нашего банка. Ведь хотя доля в капитале ВТБ принадлежит государству, мы все же являемся коммерческим банком и потому заточены на получение прибыли.

— Финансовая ситуация в гражданском самолетостроении России непростая. Как думаете, скоро ли ему удастся стать прибыльным? Помогут ли этому проекты «Сухой Суперджет 100» и МС-21?

— ВТБ с 2005 года оказывает кредитно-финансовую поддержку проекту «Сухой Суперджет 100». Он уникален по целому ряду параметров. Так, впервые за всю постсоветскую историю России лидирующую роль в реализации столь масштабного проекта в области гражданского авиастроения взяла на себя отечественная компания. Другая немаловажная деталь: на сегодняшний день только SSJ-100 обладает настолько высокой степенью международной производственной интеграции. В числе участников проекта несколько мировых лидеров в области авиастроения.

— Как ВТБ участвует в поддержке перспективных технологий и модернизации производств в авиации и космонавтике?

— НИОКР и модернизация производства — два ключевых фактора успеха в области ОПК и космонавтики. Поэтому ВТБ активно участвует в финансовой поддержке научно-технологического перевооружения «оборонки». Наш банк, в частности, предоставляет гарантии и заемные средства на осуществление опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ в рамках госконтрактов с Министерством обороны РФ, Минпромторгом РФ и Роскосмосом.

ВТБ сотрудничает и с отдельными предприятиями, например, финансирует инвестиционный проект ОАО «Роствертол» по модернизации и освоению серийного производства транспортного вертолета Ми-26Т2. Эта уникальная винтокрылая машина — самая большая в мире по грузоподъемности. Стоимость проекта — 2,5 млрд. руб.

ВТБ предоставляет также долгосрочные кредиты на приобретение оборудования для модернизации производства. Такие кредиты уже используют крупнейшие двигателестроительные предприятия — ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют», ОАО «НПО «Сатурн», ОАО «Омское моторостроительное конструкторское бюро».

Есть в нашем портфеле и более масштабные проекты. С 2009 года ведущий российский производитель вооружения ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» работает над производственно-технологическим кластером для выпуска продукции военного, двойного и гражданского назначения в Санкт-Петербурге. В проекте участвуют пять дочерних предприятий концерна, которые объединены в Северо-Западный региональный центр. Именно там будет вестись разработка и модернизация новейших систем ПВО.

Банк с самого начала принимает активное участие в реализации этого проекта. Общий объем кредитования концерна — 20 млрд. руб. Первая очередь завода, построенная в том числе на средства банка, уже функционирует и производит новейшие виды техники.

— Программа ГЛОНАСС, одна из важнейших в отечественной космической отрасли, тоже получает поддержку ВТБ?

— ВТБ сотрудничает с основными исполнителями федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» — с предприятиями ОАО «Информационные спутниковые системы им. акад. М. Ф. Решетнева» и ОАО «Российские космические системы». В рамках госконтракта на выполнение опытно-конструкторских работ по развитию космического комплекса системы ГЛОНАСС банк выдал ИСС им. Решетнева гарантии надлежащего исполнения контракта в пользу Роскосмоса на сумму 8 млрд. руб.

— Насколько экономически выгодно для ВТБ кредитование предприятий оборонной и авиакосмической отрасли? Ведь их деятельность не предполагает получение скорой прибыли?

— Привлекательность кредитования ОПК связана, прежде всего, с низкими рисками, т. к. значительная часть кредитов осуществляется под гарантию РФ и экспортные контракты. Это компенсирует традиционно невысокую по сравнению с рыночными отраслями доходность. У предприятий «оборонки» проблемная и просроченная задолженность практически отсутствуют. С учетом RAROC (показатель возврата на капитал с учетом риска — прим. ред.), которому в нынешней экономической ситуации банки уделяют все больше внимания, кредитование ОПК экономически оправданно.

Кредитный портфель ВТБ по клиентам оборонной и космической промышленности за 2012 год вырос на 41%. А если оценивать ретроспективу последних 5 лет, портфель увеличился в 10 раз. При этом мы ориентируемся не только на текущую прибыль, но и развитие долгосрочных и комплексных отношений с клиентами. Это помогает обеспечивать группе стабильные финансовые потоки. Так что в целом, принимаемые нами риски соответствуют корпоративным стандартам группы ВТБ.

— Какими критериями руководствуется ВТБ, принимая решение кредитовать предприятие оборонной или авиакосмической отрасли?

— Не устану повторять: банк — это, прежде всего, коммерческое предприятие. Его главная задача — обеспечить приемлемые для акционеров финансовые показатели. Имею в виду и прибыль, и возврат на капитал. Этого принципа мы придерживаемся при работе с клиентами любой отрасли.

— Какие социальные инициативы реализует ВТБ совместно с предприятиями ОПК и авиакосмической отраслью?

— С 2010 года банк выступает генеральным спонсором молодежных слетов, проводимых нашим давним клиентом «НПО «Сатурн». Это традиционное спортивное мероприятие, в котором принимает участие более 2 тыс. молодых специалистов ведущих компаний российского авиапрома. Этим летом состоялся уже XXVI слет, который показал, что интерес к мероприятию со стороны участников огромен, а сам слет повышает мотивацию нового поколения сотрудников отрасли к спортивным и производственным свершениям.

Департамент по работе с клиентами государственного и оборонного секторов инициировал через ВТБ24 программу для молодых специалистов НПО «Сатурн» по льготной ипотеке, что в значительной мере способствует закреплению кадров ОПК.

— Участвует ли ВТБ в популяризации российской авиации и космонавтики? Какие программы просветительской направленности можете назвать?

— За примерами далеко ходить не нужно. МАКС, о котором мы говорили вначале, это грандиозная выставка. Она, вне всяких сомнений, способствует популяризации достижений нашей страны в области авиации и космоса. Авиасалон широко освещают СМИ, его посещают десятки тысяч зрителей, в том числе молодежь. Большинство гостей покидает салон с чувством гордости за российскую авиакосмическую отрасль. Разумеется, мы считаем крайне важным поддерживать такое мероприятия.

Наш банк традиционно принимает участие и является спонсором нескольких крупных международных выставок вооружения и военной техники. В их числе Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге, Международная выставка вооружения и военной техники «Russian Expo Arms» в Нижнем Тагиле, Форум «Технологии в машиностроении» в Жуковском и многие другие.

Леонид Ситник , vtbrussia.ru

Все публикации раздела



Материалы по теме

Подписка на новости группы ВТБ
  • Почтовая рассылка
  • Лента RSS
    Подписаться
    Подписаться
Загрузка списка городов.....