Рейтинг@Mail.ru
Для частных лиц: Интернет-банк
Выберите ваш город:
Москва
Справочная служба банка ВТБ
8 (800) 200-77-99
Бесплатный звонок по России
8 (495) 739-77-99

Андрей Костин: «За счет Азиатско-Тихоокеанского региона сохранится мировой экономический рост, и мы избежим второй волны кризиса»

 
10.09.2012

Пленарное заседание лидеров стран АТЭС @ РИА Новости, Михаил Климентьев

— Что сегодня главное в российской повестке в отношениях с Азией: вопросы транспорта, энергетики или, может быть, привлечение инвестиций?

— Вопросы, на которых Россия сегодня сконцентрировалась, — это транспортная логистика, продовольственная безопасность, инновационные технологии. Ну, и финансовую стабильность мы не могли обойти. Это вопрос, который традиционно обсуждался в рамках АТЭС, может быть, не очень активно, но сегодня он вышел на повестку дня. Есть необходимость заняться им более плотно, чем раньше.

— В последнюю неделю все обсуждали китайскую статистику, велись разговоры о жесткой посадке… Ваш взгляд на эту тему? Каково положение в китайской экономике, и каково влияние китайского фактора для нас?

—  Аналитики нашего банка пока не прогнозируют жесткую посадку китайской экономики. Темпы роста экономики Китая в этом году будут не ниже, я бы сказал, 8%, а в следующем году, может быть, 7,2%. Это позволяет нам говорить о достаточно приемлемом уровне экономического роста Кидая. Здесь я беседовал с представителями Индонезии, которые перехватывают у нас эстафетную палочку по председательству в АТЭС. Экономика Индонезии развивается быстро и успешно в последнее время. Мне кажется, что, невзирая на кризис, отрицательный экономический рост в Европе, в этом году за счет Азиатско-Тихоокеанского региона нам удастся наблюдать в мировой экономике приличный экономический рост, и мы все-таки не получим вторую волну кризиса и столь жесткую посадку, как это было в 2007–2008 годах.

— Вы упомянули Индонезию — она, как мне кажется, для России все-таки не столько потребитель товаров, сколько конкурент. Там начинают разрабатывать уголь для китайского рынка, а мы никак не можем достроить БАМ и довезти до Китая уголь. Актуальна ли эта тема для саммита? Нет ли впечатления, что нам предстоит бороться за китайский энергетический рынок, может быть, даже с той же Индонезией, Австралией?

— Надо это всегда иметь в виду, надо бороться за энергетические рынки.

— И сырьевой.

— И сырьевой, это одна сторона медали. Другая-то, что высокие цены на энергоносители заставляют крупнейших потребителей, прежде всего, Соединенные Штаты, искать альтернативу. Поэтому нам крайне необходимо вести перестройку экономики. У нас не так много времени для того, чтобы получить сбалансированную экономику и не только продавать нефть, но и, к примеру, игрушки, как Китай. Это более устойчивая товарная группа, игрушки будут потреблять всегда, а нефть — неизвестно, сколько и когда.

— До Азиатского региона мы не все пока можем довезти. Построили трубу нефтяную, планируем газопроводы, но не можем до сих пор до Китая довезти уголь и металл. Почему этот вопрос, на ваш взгляд, до сих пор в России не решен, и есть ли какие-то идеи, как это можно решить? Именно транспортная оторванность в какой-то степени делает российские сырьевые товары менее конкурентоспособными.

— Транспортная инфраструктура требует больших инвестиций. Нужны большие деньги, для того чтобы строить современные железные дороги, которые будут четко работать и доставлять груз вовремя. Нужны продуманные таможенные процедуры, которые позволят снять административные препятствия для движения грузов. И нужна четкая диспетчерская система для того чтобы, эти грузы нигде не задерживались. А это все требует и денег, и организационной работы. Российский коридор имеет огромный потенциал, но Россия в большей степени всегда ориентировалась на Европу как на крупнейшего торгового партнера. Это относилось и к энергоносителям, и к другим видам ресурсов, и промышленно-товарной группе. Поэтому инфраструктура, конечно, там развита лучше, да и плечо там короче.

Совершенно согласен с тем, что акватория Тихого океана объединяет государства. Я довольно много времени провел в последнее время на острове Русский, во Владивостоке, и в один из дней знакомые знакомых бизнесменов пригласили на рыбалку. У них небольшие моторные катера, но где они их покупают? В Австралии. Здесь для них Австралия ближе, чем для нас Финляндия или Германия. Есть единая акватория, по которой из Австралии доставляют груз в Китай, а из Китая или Японии гонят эти катера сюда. Все-таки общность и близость за счет морской транспортной артерии существует, и, конечно, надо это использовать. И это самый дешевый и эффективный транспорт на сегодня. Возьмите, к примеру, Сингапур: он стал ведущей экономикой мира, в общем то, сначала на одном — он был портом, который обслуживал мировые товарные потоки. Только потом там оживился и финансовый центр, и все остальное. Это, конечно, хороший пример для России. Мы можем и Северным морским путем перебрасывать, и по «железке» в Европу — это десятки миллиардов долларов, которые Россия может заработать, с одной стороны, как транзитное государство, с другой стороны …

— Использовать для поставки собственных грузов и сделать их более конкурентоспособными. Раз вы провели много времени здесь, скажите, на ваш взгляд, те деньги, которые вложены в мост, в дорогу, в остров Русский, сыграют роль в развитии Владивостока как инфраструктурного центра или нет?

— Конечно, сыграют. И инфраструктура, и аэропорт, который построили чуть раньше, и транспортные магистрали — безусловно, очень важны, но этого недостаточно. Это толчок, я в этом абсолютно уверен. Я сам с подозрением отношусь к такого рода разовым инвестициям, но мне кажется, что в данном случае это абсолютно оправданные инвестиции.

— Чего не хватает Владивостоку? Что нужно развивать в первую очередь?

— Надо развивать и порт, и целый ряд отраслей. Я бы сказал, что нужно строить предприятия по обработке того сырья, которое сюда может быть транспортировано, в том числе по нефтепроводу, или газового сырья, которое здесь будет добываться. Нужно строить промышленность на базе этого сырья, надо поднимать энергетику, надо развивать мощную логистическую инфраструктуру, которая позволила бы обслуживать не только этот регион, но и те товарные потоки, которые бы проходили транзитом через порты всего нашего тихоокеанского побережья. И нужны люди, конечно, квалифицированные кадры, необходимо заниматься их подготовкой. Это могут быть и люди, живущие здесь, и дополнительные кадры, привлеченные специальными программами. Нужно поднимать Дальний Восток и Восточную Сибирь.

— Начиная с весны наблюдается очень высокий рост депозитных ставок. Впервые за два десятилетия депозитные ставки крупнейших банков, а не только маленьких, держатся выше инфляции. Долго ли это продлится и о чем это говорит?

— Какой-то тенденции для снижения ставок, будь то кредитные или депозитные, мы не наблюдаем. Более того, сейчас, когда темпы инфляции могут казаться выше, чем прогнозируемые раньше, заговорили о том, что политика Центрального банка по снижению ставок закончилась. И, скорее, можно ждать повышения учетной ставки, чем наоборот. Это одна причина, почему банки сегодня пытаются как-то заручиться поддержкой держателей депозитов. С другой стороны, хотя сегодня мы не испытываем кризиса ликвидности, но на рынке наблюдается определенная стесненная ситуация с ликвидностью. Банки довольно много заимствуют денег у Центрального банка, по операциям РЕПО и т. д. Это тоже говорит о том, что банки стараются сохранить или упрочить свою депозитную базу привлечения средств.

— Спрос на кредиты есть — если привлекаются депозиты по высокой ставке.

— Спрос на  кредиты есть, особенно быстро растет сектор кредитов населению — ипотечные, потребительские. Мы даже сегодня говорим о потребительском буме. В промышленности он несколько ниже, и я думаю, тут можно быть поаккуратнее. Ситуация не способствует быстрому экономическому росту, поэтому надо правильно оценивать риски.

«В перегреве экономики всегда есть опасность. Вопрос только, где разница между динамичным ростом и перегревом. Я пока не вижу признаков перегрева в российской экономике.»
Андрей Костин,
президент-председатель правления ВТБ

— Нет ли опасности в этом потребительском буме?

— В перегреве экономики всегда есть опасность. Вопрос только, где разница между динамичным ростом и перегревом. Я пока не вижу признаков перегрева в российской экономике — это, во-первых. Во-вторых, в принципе, усиление депозитной базы российских банков — это неплохо. Мы сегодня мало зависим от внешнего заимствования, что хорошо на случай, если в Европе ситуация примет катастрофический сценарий. Поэтому, мне кажется, сегодня российский банковский сектор достаточно устойчив. Может быть, постепенно будет усиливаться проблема с капиталом, потому что рынок капитала сегодня действительно закрыт. Вы видите, и «Сбербанк» сегодня не может разместиться, и привлечение сегодня капитала на внешних рынках затруднено, но ситуация с ликвидностью абсолютно приемлемая, и ситуация с рисками тоже приемлемая. Поэтому я считаю, что на ближайшие время — до конца этого года и начала следующего года — у нас не должно быть большой озабоченности по банковскому сектору.

— И последнее. Греф сделал заявление, что, возможно, эта осень как раз предоставит окно для возможной продажи семипроцентного пакета акций «Сбербанка». Что касается пакета акций ВТБ, который тоже по плану должен быть приватизирован, — Вы не ищете пока такое окно?

— Я такого плана, честно говоря, не видел, я в правительстве тоже беседую на эту тему. ВТБ четко в установленные сроки правительством, даже раньше, в феврале 2011-го года, провел продажу государственного пакета. Не наша вина в том, что мы сегодня стоим в очереди. Мы в хвосте очереди, и поэтому вопросы о приватизации банка ВТБ не ко мне сегодня.

Илья Копелевич , Business FM

Все публикации раздела



Подписка на новости группы ВТБ
  • Почтовая рассылка
  • Лента RSS
    Подписаться
    Подписаться
Загрузка списка городов.....