Рейтинг@Mail.ru
Для частных лиц: Интернет-банк
Выберите ваш город:
Москва
Справочная служба банка ВТБ
8 (800) 200-77-99
Бесплатный звонок по России
8 (495) 739-77-99

Группа ВТБ объявляет результаты деятельности по МСФО за первый квартал 2015 года

 
19 Мая 2015

Банк ВТБ («ВТБ» или «Банк»), головная компания группы ВТБ («Группа»), сегодня публикует промежуточную сокращенную консолидированную финансовую отчетность за три месяца, закончившиеся 31 марта 2015 года, с заключением независимых аудиторов по результатам обзорной проверки данной отчетности.

Андрей Костин, президент – председатель правления банка ВТБ, заявил: «Результаты группы ВТБ за первый квартал являются отражением значительных вызовов, с которыми российская экономика столкнулась в конце прошлого и в начале текущего года. Резкий рост процентных ставок оказал существенное негативное влияние на нашу маржу, а замедление экономического роста вынудило нас продолжать формировать значительные резервы по кредитам.

В то же время экономика России продемонстрировала заметную устойчивость к ухудшению внешних условий, а группа ВТБ и ее клиенты смогли избежать пессимистичных сценариев развития событий. Важно, что в текущих условиях Группа сохраняет адекватное покрытие неработающих кредитов резервами, а также поддерживает достаточность капитала на удовлетворительном уровне. Кроме того, проводимое смягчение денежно-кредитной политики способствует восстановлению нашей маржи. Дальнейшее снижение процентных ставок будет оказывать положительное влияние на состояние российской экономики и результаты группы ВТБ.

Бизнес-модель Группы доказала свою устойчивость в самых непростых условиях, и мы сохраняем все возможности для того, чтобы продолжать обслуживание наших клиентов на высочайшем уровне. Нашими приоритетами также остаются дальнейшая оптимизация расходов и повышение эффективности бизнеса».

ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ И ОПЕРАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Отчет о финансовом положении

В млрд руб. 31 марта 2015 г. 31 декабря 2014 г. Изменение, в % или п.п.
Активы 12 438,3 12 190,8 2,0%
Денежные средства и краткосрочные активы 674,8 695,2 (2,9%)
Кредиты и авансы клиентам, включая заложенные по договорам «репо», до вычета резерва 8 898,5 9 150,4 (2,8%)
Кредиты юридическим лицам 6 997,3 7 205,3 (2,9%)
Кредиты физическим лицам 1 901,2 1 945,1 (2,3%)
Средства клиентов 6 450,5 5 669,4 13,8%
Средства юридических лиц 4 226,9 3 520,3 20,1%
Средства физических лиц 2 223,6 2 149,1 3,5%
Доля неработающих кредитов в кредитном портфеле 6,4% 5,8% 0,6 п.п.
Коэффициент достаточности капитала 1-го уровня 9,7% 9,8% (0,1 п.п.)
Коэффициент достаточности капитала 11,9% 12,0% (0,1 п.п.)

  • В условиях высоких процентных ставок и низкой экономической активности в 1 квартале 2015 года наблюдалось продолжение ослабления спроса на кредитные ресурсы. Эта тенденция в сочетании с фактором сезонности, а также ужесточением политики кредитования и требований к заемщикам способствовала сокращению кредитного портфеля Группы.
  • Показатели качества кредитного портфеля менялись в соответствии с тенденциями банковского сектора и макроэкономики. Доля неработающих кредитов (NPL) в совокупном кредитном портфеле Группы (включающем кредиты, заложенные по договорам «репо»), составляла 6,4% на 31 марта 2015 года по сравнению с 5,8% на 31 декабря 2014 года. Отношение резерва под обесценение к совокупному кредитному портфелю достигло 7,2% на 31 марта 2015 года, увеличившись с 6,7% на начало года. Покрытие неработающих кредитов резервами на 31 марта 2015 года оставалось на консервативном уровне 112,0% (114,8% на 31 декабря 2014 года).
  • Значительный прирост средств клиентов на 13,8% в 1 квартале 2015 года в основном объясняется притоком депозитов юридических лиц. В результате доля средств клиентов в совокупных обязательствах увеличилась до 57,0% на 31 марта 2015 года с 51,3% на начало года. В то время как рынки капитала оставались закрытыми для российских банков, Группа продолжала снижать свою зависимость от фондирования, привлекаемого на долговых рынках. Доля средств, привлеченных путем выпуска долговых ценных бумаг, в совокупных обязательствах снизилась до 7,0% на 31 марта 2015 года с 8,3% на 31 декабря 2014 года. В течение 1 квартала 2015 года ВТБ и его дочерние банки и компании погасили международные публичные долговые выпуски на общую сумму эквивалентную 2,0 млрд долларов США.  
  • По итогам первых трех месяцев года объем активов, взвешенных с учетом риска, существенно не изменился, составив 10 073,3 млрд рублей. В результате Группа сохранила адекватный уровень достаточности капитала. По состоянию на 31 марта 2015 года коэффициент достаточности капитала и коэффициент достаточности капитала первого уровня составили 11,9% и 9,7% соответственно по сравнению с 12,0% и 9,8% на 31 декабря 2014 года.

Отчет о прибылях и убытках

В млрд руб. 1 кв.
2015 г.
1 кв.
2014 г.
Изменение, в % или п.п.
Чистые процентные доходы 46,1 89,9 (48,7%)
Чистые комиссионные доходы 15,4 14,3 7,7%
Чистые операционные доходы до создания резерва 89,5 104,7 (14,5%)
Создание резерва* (48,9) (48,0) 1,9%
Расходы на содержание персонала и административные расходы (59,2) (52,8) 12,1%
Чистый (убыток) / прибыль (18,3) 0,4 -

*Включает расходы на создание резерва под обесценение долговых финансовых активов и создание резерва под обесценение прочих активов, обязательства кредитного характера и судебные иски.

  • Процентные доходы в 1 квартале 2015 года увеличились на 44,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 272,2 млрд рублей, что объясняется увеличением объема процентных активов Группы и более высоким уровнем ставок на российском рынке. В то же время, по мере того как обязательства Группы продолжали переоцениваться в связи с резким ростом ключевой ставки ЦБ РФ в декабре 2014 года, процентные расходы выросли на 130,0% по сравнению с 1 кварталом 2014 года, составив 226,1 млрд рублей. В результате по итогам 1 квартала 2015 года чистые процентные доходы снизились на 48,7% до 46,1 млрд рублей. Под влиянием тех же факторов чистая процентная маржа Группы упала до 1,7% в 1 квартале 2015 года по сравнению с 4,5% за аналогичный период прошлого года.   
  • Высокое качество и развитая система продаж комиссионных продуктов и сервисов Розничного бизнеса и Транзакционного банковского бизнеса (в рамках сегментов «Корпоративно-инвестиционный банковский бизнес» и «Средний корпоративный бизнес») позволили Группе продемонстрировать рост чистых комиссионных доходов на 7,7% по сравнению с 1 кварталом 2014 года, несмотря на более низкий уровень деловой активности в первом квартале текущего года.
  • Ужесточение политики в области кредитования и управления рисками позволило Группе продемонстрировать значительное снижение расходов на создание резервов (по сравнению с уровнем предыдущего квартала), несмотря на то, что сложные экономические условия продолжали оказывать негативное влияние на российские компании в 1 квартале 2015 года. Это привело к падению стоимости риска (отношение расходов на создание резервов под обесценение кредитов и авансов клиентам к среднему объему кредитов и авансов клиентам) в годовом выражении до 2,2% по итогам 1 квартала 2015 года по сравнению с 4,6% за 4 квартал 2014 года и 2,8% за 1 квартал 2014 года.
  • Расходы на персонал и административные расходы в 1 квартале 2015 года увеличились на 12,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что отражает возросшие объемы бизнеса Группы. В течение квартала Группа продолжала сокращать количество сотрудников и реализовывать другие инициативы, направленные на снижение издержек, во всех регионах своего присутствия. Отношение расходов к средним активам Группы в годовом выражении снизилось до 1,9% по итогам 1 квартала 2015 года с 2,3% в 1 квартале 2014 года. Несмотря на некоторое снижение валюты баланса, показатель объема активов на одного сотрудника продолжал расти, достигнув по состоянию на 31 марта 2015 года 125,3 млн рублей по сравнению с 120,6 млн рублей на 31 декабря 2014 года и 88,3 млн рублей на 31 марта 2014 года.   


КЛЮЧЕВЫЕ БИЗНЕСЫ ГРУППЫ ВТБ

Основные сегменты группы ВТБ в 1 квартале 2015 г.

В % от показателей Группы* КИБ СКБ Розничный бизнес
Активы 43,3% 6,9% 20,8%
Кредиты и авансы клиентам (за вычетом резерва) 61,6% 10,9% 23,6%
Средства клиентов 46,7% 8,7% 40,1%
Доходы от внешних клиентов 50,1% 9,9% 30,8%
Чистые процентные доходы 20,6% 19,6% 78,1%
Чистые комиссионные доходы 20,1% 21,4% 56,5%
Создание резерва** 11,9% 26,2% 59,9%
Чистые операционные доходы 79,2% 1,0% 57,4%
Расходы на содержание персонала и административные расходы 27,6% 12,1% 51,1%

*До исключения межсегментных операций

**Включает расходы на создание резерва под обесценение долговых финансовых активов и создание резерва под обесценение прочих активов, обязательства кредитного характера и судебные иски.

  • Возросшая стоимость фондирования и значительные расходы на создание резервов оказывали давление на финансовые результаты всех сегментов группы ВТБ. По итогам 1 квартала 2015 года Корпоративно-инвестиционный банковский бизнес (КИБ) получил чистую прибыль в размере 10,1 млрд рублей, несмотря на макроэкономические трудности. Чистый убыток Среднего корпоративного бизнеса (СКБ) и Розничного бизнеса составил 5,8 млрд рублей и 6,0 млрд рублей соответственно. 
  • В Розничном бизнесе объем ипотечного кредитного портфеля Группы существенно не изменился на фоне замедления роста спроса на данный вид кредитов в России. Сокращение реальных располагаемых доходов населения и потребительских расходов, а также снижение доли одобренных заявок на кредитование по наиболее рисковым кредитным продуктам способствовали снижению объема портфеля потребительских кредитов Группы. Данное снижение стало основным фактором сокращения совокупного портфеля кредитов физлицам в 1 квартале 2015 года.

Кредиты физическим лицам (группа ВТБ)

В млрд руб. 31 марта 2015 г. 31 декабря 2014 г. Изменение, в %
Кредиты физическим лицам (до вычета резерва) 1 901,2 1 945,1 (2,3%)
Ипотечные кредиты 799,2 795,3 0,5%
Потребительские кредиты 856,5 901,1 (4,9%)
Кредитные карты 118,9 113,8 4,5%
Кредиты на покупку автомобиля 119,4 129,7 (7,9%)
Договоры обратного «репо» и прочее 7,2 5,2 38,5%

  • Доля ипотечных кредитов в совокупном портфеле кредитов физлицам увеличилась до 42,0% на 31 марта 2015 года с 40,9% на 31 декабря 2014 года. Доли потребительских кредитов и кредитов по кредитным картам в портфеле составили 45,1% и 6,3% соответственно по сравнению с 46,3% и 5,9% на 31 декабря 2014 года. Доля кредитов на покупку автомобиля в портфеле снизилась до 6,3% на 31 марта 2015 года по сравнению с 6,7% на 31 декабря 2014 года.
  • Средства розничных клиентов Группы в 1 квартале 2015 года росли темпами, превышающими рыночные, благодаря сильным рыночным позициям Группы, привлекательности бренда ВТБ24 (основного розничного банка Группы) и private banking-направления данного банка.
  • По состоянию на 31 марта 2015 года совокупное число розничных офисов Группы в России (работают под брендами ВТБ24, Банка Москвы и Лето Банка) составило более 1 660, а сеть банкоматов российских банков Группы объединяла более 12 550 устройств.
  • В Корпоративно-инвестиционном банковском бизнесе наблюдалось ослабление спроса на кредитные ресурсы, обусловленное ростом процентных ставок и снижением уровня деловой активности. В этих условиях задачами КИБ была оптимизация принимаемых на себя рисков и сохранение качества кредитного портфеля. В 1 квартале 2015 года КИБ обеспечил значительный рост (на 20,1%) средств юридических лиц. Сильные финансовые результаты Транзакционного банковского бизнеса, а также восстановление рыночных цен на торгуемые активы содействовали росту квартальной чистой прибыли КИБ до 10,1 млрд рублей.
  • Инвестиционно-банковский бизнес Группы, ВТБ Капитал, сохранил позиции ведущего инвестиционного банка России, лидирующего как в сегменте торговых операций, так и в области организации сделок на рынках капитала, несмотря на сложную рыночную конъюнктуру и низкую активность российского рынка. Согласно данным Dealogic, по итогам 1 квартала 2015 года ВТБ Капитал занял 3-е место в рэнкинге организаторов внутренних долговых выпусков для российских эмитентов и 1-е место на рынках акционерного капитала в России и странах СНГ. В апреле 2015 года журнал Global Custodian назвал депозитарий банка ВТБ лучшим на российском рынке в 2014 году по итогам опроса клиентов.
  • Средний корпоративный бизнес продолжал придерживаться жестких стандартов выдачи кредитов и управления рисками. По итогам 1 квартала 2015 года СКБ заработал значительный комиссионный доход, а его доля в чистых комиссионных доходах Группы выросла до 21,4% благодаря увеличению проникновения транзакционного бизнеса ВТБ в средний клиентский сегмент в России в рамках реализации стратегии развития Группы.  

Контактная информация:

Управление по работе с инвесторами:

Телефон: +7 495 775 71 39

Электронная почта: investorrelations@vtb.ru

Все публикации раздела



Подписка на новости группы ВТБ
  • Почтовая рассылка
  • Лента RSS
    Подписаться
    Подписаться
Загрузка списка городов.....