Рейтинг@Mail.ru
Для частных лиц: Интернет-банк
Выберите ваш город:
Москва
Справочная служба банка ВТБ
8 (800) 200-77-99
Бесплатный звонок по России
8 (495) 739-77-99

Дисконт к цене на техасскую нефть – ближайшая и долгосрочная перспектива

 
07.07.2011

Специфика динамики цены на нефть WTI по сравнению с ценой на другие сорта является ключевой особенностью нефтяного рынка в 2011 г. Дисконт к цене WTI относительно Brent начал формироваться в конце 2010 г., а в начале 2011 г. достиг беспрецедентного уровня.

Причина такого положения дел заключается в увеличении поставок нефти на терминал в Кушинге, где сосредоточена нефть, торгуемая в рамках контрактов Нью-Йоркской товарной биржи, при отсутствии соответствующего роста загрузки НПЗ на Среднем Западе США (PADD 2) или трубопроводов, поставляющих нефть в район Мексиканского залива.

В результате в Кушинге формируется избыточный запас нефти, что толкает цену WTI вниз к уровням, на которых в условиях ограниченных логистических мощностей возникает потребность в поиске альтернативных решений для экспорта.

Основными причинами роста предложения являются увеличение экспорта нефти, добываемой на нефтяных песках Канады, но прежде всего – резкий рост добычи из пластов месторождения Баккен, расположенного преимущественно на территории штата Северная Дакота.

Главный маршрут поставок этих дополнительных объемов нефти пролегает по трубопроводу Keystone, который соединяет нефтяной терминал Хардисти в канадской провинции Альберта с Кушингом (жирная голубая линия на рисунке ниже). Первая очередь нефтепровода Keystone была велена в эксплуатацию в июне 2010 г., а ответвление до Кушинга заработало в феврале 2011 г. На сегодняшний день пропускная способность Keystone составляет 591 тыс. бар./сутки, но есть план ее увеличения до 1.1 млн бар./сутки за счет строительства ветки протяженностью 480 км от Кушинга до побережья Мексиканского залива и отрезка протяженностью 1 900 км от Хардисти до г. Стил Сити в штате Небраска, который являлся конечным пунктом первой очереди трубопровода (пунктирные голубые линии на том же рисунке).

Завершение строительства дополнительной ветки трубопровода до побережья Мексиканского залива должно ослабить давление на цену WTI. Между тем этот проект является предметом споров с экологами, которые выступают против увеличения импорта "грязной" нефти с канадских нефтяных песков (на этом фоне завершение строительства ожидается не раньше 2013 г.). Помимо данного нефтепровода есть и другие трубопроводные и железнодорожные проекты, направленные на увеличение экспортных мощностей Кушинга, но их ввод в эксплуатацию произойдет не раньше конца 2012 г.

В итоге из-за проблем с логистикой можно ожидать сохранения значительного дисконта WTI относительно других сортов нефти, не соответствующего ни исторической динамике цены, ни качеству самой WTI.

Между тем с 23 июня, когда Международное энергетическое агентство объявило о продаже 60 млн бар. нефти из стратегического запаса, упомянутый дисконт существенно сократился. Из этого объема 30 млн бар. составит нефть из США (светлая сладкая), которая будет отправлена в район Мексиканского залива. В результате понизится стоимость других сортов нефти, поставляемых в тот же регион (таких как LLS и Mars).

На разницу с ценой сорта Urals происходящие события практически не повлияли, что отражает сужение спрэда между ценой сладкой и кислой нефти (Brent подешевела относительно Urals) в результате роста предложения сладкой нефти в бассейне Атлантического океана. Аналогичная ситуация наблюдается в Дубаи, где спрэд цены WTI также практически не изменился, поскольку рынки, с которых нефть поставляется в Дубаи, расположены слишком далеко, чтобы ощутить влияние продажи нефти из стратегического запаса.

Мы по-прежнему считаем, что решение МЭА о продаже части стратегического запаса повышает риск снижения цены на нефть, в том числе риск того, что цена Brent упадет до USD100/бар. или ниже, несмотря на краткосрочный повышательный тренд, наметившийся в последнее время. Заметим, что основная часть нефти из резерва МЭА, как нам представляется, пока вряд ли достигла рынка. На наш взгляд, если в результате снижение цены окажется менее значительным, чем предполагалось, МЭА продолжит продажу нефти из стратегического запаса, несмотря на вероятные трения с ОПЕК и утверждение самого МЭА о том, что продажа являлась промежуточной мерой, призванной восполнить дефицит предложения, пока ОПЕК не увеличить свою добычу. Выпуск на рынок дополнительных объемов нефти окажет аналогичное влияние на спрэд относительно цены WTI, хотя сама

цена при этом может не измениться. 

Колин Смит
<p>Аналитик ВТБ Капитал</p>

Все публикации раздела



Подписка на новости группы ВТБ
  • Почтовая рассылка
  • Лента RSS
    Подписаться
    Подписаться
Загрузка списка городов.....