Для частных лиц: Интернет-банк
Выберите ваш город:
Москва
Справочная служба банка ВТБ
8 (800) 200-77-99
Бесплатный звонок по России
8 (495) 739-77-99

Группа консультирования по вопросам Гособоронзаказа:

Часто задаваемые вопросы

В разделе используются следующие сокращения:

ГОЗ — государственный оборонный заказ.

ГК — государственный контракт, т.е. контракт, заключаемый головным исполнителем с государственным заказчиком.

Закон 275-ФЗ — Федеральный Закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

ИГК — идентификатор государственного контракта.


№1 Открытие и закрытие отдельных счетов

Согласно п.10 ст.3 Закона 275-ФЗ отдельный счет открывается головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по ГОЗ в соответствии с условиями ГК, каждого контракта. Следовательно, под каждый контракт (договор), заключаемый в целях выполнения ГК в рамках ГОЗ, должен быть открыт только один отдельный счет. Открытие второго отдельного счета по тому же договору, включающему основные условия поставки, в том числе общую сумму, информацию об ИГК, противоречит положениям Закона 275-ФЗ.

Для исполнения одного ГК на практике заключается несколько контрактов головного исполнителя с исполнителями, затем каждым из исполнителей с другими исполнителями (поставщиками) и т.д. Отдельный счет открывается под каждый из контрактов. Например, если исполнитель 2-го уровня, имеющий один контракт с головным исполнителем, заключает 5 договоров с исполнителем (исполнителями) 3-го уровня, то исполнитель 2-го уровня открывает один отдельный счет, при этом списания с него возможны на 5 отдельных счетов, открытых исполнителем (исполнителями) 3-го уровня по каждому из 5-ти контрактов.

При этом возможны ситуации, когда, например, исполнители 2-го и 3-го уровня заключают между собой один контракт, поставка товаров по которому реализуется для 2-х и более ГК (каждый из которых имеет свой ИГК). В этом случае для выделения из общей суммы контракта части, реализуемой под конкретный ИГК, следует подписать дополнительные соглашения к контракту, в каждом из которых определить сумму поставки под конкретный ИГК, указав в них конкретный ИГК. В этом случае отдельный счет открывается под каждое дополнительное соглашение.

Положениями ст.8 Закона 275-ФЗ  предусмотрено, что головной исполнитель, исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) исполнителей, входящих в кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении, предусматривающего  в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета.

Следовательно,  все исполнители ГОЗ (независимо от уровня кооперации) обязаны для осуществления расчетов открывать отдельные счета в уполномоченном банке,  выбранном головным исполнителем. Исключение составляют случаи, предусмотренные п.2 ч.1 ст.8.3, разрешающие списание денежных средств с отдельного счета на иные банковские счета (без открытия получателем средств отдельного счета).

Вместе с тем, согласно пп. «з» п.2 ч.1 ст.8.3 Закона 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает возможность списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более 3-х млн рублей в месяц.

Таким образом, если сумма контракта  позволяет заказчику рассчитываться  с исполнителем за поставленные товары и услуги,  необходимые для выполнения ГОЗ в рамках установленного лимита 3 млн  рублей в месяц (с учетом иных совокупных списаний по этому же основанию в календарном месяце),  участники кооперации вправе применить вышеуказанную норму закона и осуществлять расчеты  с отдельного на иной банковский счет (без открытия исполнителем  отдельного счета).

Закрытие отдельных счетов согласно Закону 275-ФЗ  осуществляется  в следующем порядке:

1.       Государственный заказчик направляет в уполномоченный банк уведомление о полном исполнении ГК (п.17 ст.7 Закона 275-ФЗ).

2.        После поступления соответствующего уведомления от государственного  заказчика уполномоченный банк  информирует о его получении  головного исполнителя (п.9 части 2 ст.8.2 Закона 275-ФЗ).

3.        Головной исполнитель  предоставляет в уполномоченный банк заявление о закрытии  отдельного счета, открытого для осуществления расчетов  по такому ГК, и переводе средств на расчетный счет в данном уполномоченном банке/ином банке (п.21 части 1 ст.8  Закона 275-ФЗ).

4.       После закрытия отдельного счета головным исполнителем  уполномоченный банк  уведомляет всех участников  кооперации в рамках данного ИГК  о факте закрытия отдельного счета головным исполнителем и необходимости закрытия всех отдельных счетов, открытых  для исполнения соответствующего ГК (п.10 ч.2 ст.8.2 Закона 275-ФЗ).

5.        Исполнители после получения уведомления  от уполномоченного банка  представляют в Банк заявление о закрытии отдельного счета , открытого для осуществления расчетов  в рамках ИГК по  исполненному  ГК, и переводе средств на расчетный счет в данном уполномоченном банке/ином банке (п.18 ч.2 ст.8 Закона 275-ФЗ).

Таким образом, все отдельные счета  головного исполнителя, исполнителей подлежат закрытию после получения  уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении ГК, о чем Банк известит всех исполнителей.  Подписывать письма о завершении исполнения ГК уполномочен  Департамент финансового мониторинга ГОЗ Минобороны России.

№2 Режим использования отдельного счета

Положения Закона 275-ФЗ применяются с 1 сентября 2015г. в отношении ГК, государственным заказчиком по которым является Министерство обороны России, включая ГК, которые заключены до 1 сентября 2015 и расчеты по которым осуществляются Минобороны России после 1 сентября 2015.

Таким образом, положения Закона 275-ФЗ направлены в первую очередь на обеспечение контроля за целевым использованием бюджетных средств, предназначенных для исполнения ГК и поступающих от Министерства обороны на отдельные счета участников кооперации. Кооперация, с точки зрения Закона 275-ФЗ, — это все участники расчетов бюджетными средствами.

Таким образом, обязанность головного исполнителя, исполнителя по использованию в расчетах по ГОЗ только отдельных счетов в соответствии с пп. 7 п. 1, 2 ст. 8 Закона 275-ФЗ возникает в отношении денежных средств, поступающих от Минобороны России на отдельные счета головного исполнителя и переводимых в рамках кооперации на отдельные счета исполнителей более низкого уровня.

Обязанность переводить с расчетных счетов денежные средства (в том числе поступившие на расчетные счета в рамках расчетов по кооперации) на отдельные банковские счета при расчетах по ГОЗ не установлена.

Отдельным счетом в соответствии с п.10 ст.3 Закона 275-ФЗ является счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по ГОЗ в соответствии с условиями ГК, каждого контракта.

Расчеты по ГОЗ включают в себя любые расчеты по ГОЗ в рамках сопровождаемых сделок между государственными заказчиками, головными исполнителями, исполнителями с участием уполномоченных банков (п.9 ст. 3 Закона 275-ФЗ).

Под сопровождаемой сделкой подразумевается ГК и все контракты, заключенные в целях его исполнения между лицами, входящими в кооперацию (п.8 ст.3 Закона 275-ФЗ).

В соответствии с положениями п.11 ст.3 Закона 275-ФЗ уполномоченный банк осуществляет банковское сопровождение сопровождаемой сделки. В рамках банковского сопровождения проводится мониторинг расчетов, в т.ч. контроль распоряжений о переводе денежных средств, осуществляемых в целях исполнения сопровождаемой сделки с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке. Все мероприятия проводятся в порядке, установленном Законом 275-ФЗ, а также договором о банковском сопровождении, заключенным с головным исполнителем, исполнителем, входящими в кооперацию.

Положения п.2.1. и 2.2 Договора о банковском сопровождении, заключаемого уполномоченным банком с головным исполнителем, исполнителем, входящими в кооперацию, предполагают осуществление банковского сопровождения ГК, контракта в рамках ГОЗ и выполнения ГК , идентификатор которого указан Клиентом в Заявлении об открытии счета.

Таким образом, осуществление платежей на цели ГОЗ с одного отдельного счета на другой отдельный счет по разным ИГК противоречит положениям Закона 275-ФЗ.

Закон 275-ФЗ не содержит запрета на оплату с отдельного счета расходов, связанных с оплатой, в том числе оптовых партий сырья, материалов и покупных комплектующих изделий, так как в соответствии со ст.8.3 Закона 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств на любые поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), связанные с исполнением ГОЗ, при указании в распоряжении ИГК, реквизитов отдельного счета получателя, открытого для исполнения ГК с тем же ИГК, и представления в банк обосновывающих документов (п.2 ст.8.5 Закона 275-ФЗ).

Закон не содержит запрета на осуществление указанных операций с одного отдельного счета или нескольких отдельных счетов.

Обязанность для головного исполнителя, исполнителя вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в разрезе каждого ГК, контракта была предусмотрена Законом 275-ФЗ (ст. 8) до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом № 159-ФЗ. В связи с выходом № 159-ФЗ данная норма изменений не претерпела. Дополнительных требований по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в разрезе каждого ГК, контракта при осуществлении перечисления денежных средств с отдельного счета принятыми изменениями не предусмотрено.

Таким образом, Закон 275-ФЗ не регламентирует порядок распределения расходов между конкретными ГК, контрактами, выполняемыми предприятием при осуществлении расчетов с отдельного счета.

При этом следует отметить, что п.3 ст.8 Закона запрещает действие (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, в том числе направленное на использование полученных по ГК, контракту средств на цели, не связанные с исполнением ГОЗ.

В соответствии с пп. «б» п.2 ч.1 ст. 8.3 Закона 275-ФЗ разрешено списание денежных средств на иные банковские счета в целях оплаты расходов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Перечень таких товаров, работ, услуг, утверждается Правительством Российской Федерации.

Под товарами, работами, услугами, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию, следует понимать товары, работы, услуги, на которые распространяется тарифное регулирование, а именно:

  • природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ, сжиженный газ для бытовых нужд;
  • электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности);
  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
  • услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, оказываемые субъектами естественных монополий, включенными в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах;
  • транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы;
  • отдельные услуги почтовой и электрической связи;
  • водоснабжение и водоотведение;
  • утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов.

Пп.«б» п.2 ч.1 ст. 8.3 Закона 275-ФЗ распространяется только на товары, работы и услуги из приведенного выше перечня, по которым уполномоченным органом был утвержден соответствующий тариф.

При этом в распоряжении на оплату в графе «назначение платежа», по мнению Минобороны России, целесообразно указывать, что платеж осуществляется на основании тарифа, утвержденного соответствующим актом уполномоченного органа (с указанием реквизитов такого акта).

Подробно касательно представляемых документов см. вопрос 3.4.1.

В соответствии с пп. «в» п.2 ч.1 ст. 8.3 Закона 275-ФЗ исполнитель ГОЗ может перечислить на свой счет денежные средства в размере плановой (определенной условиями контракта) суммы прибыли после полного выполнения обязательств по своему контракту (вне зависимости от предмета контракта — поставка товара, выполнение работ, оказание услуг).

Следовательно, перевод денежных средств в счет перечисления прибыли с отдельного на иной банковский счет возможен при соблюдении следующих условий:

  • полное исполнение контракта и представление документов, позволяющих сделать вывод об исполнении контракта;
  • наличие согласованного между сторонами и зафиксированного размера прибыли в контракте, дополнительном соглашении к контракту, приложении к контракту либо в ином другом документе, который является неотъемлемой частью контракта;
  • представление в Банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг).

В случае, если списание денежных средств с отдельного счета в качестве перечисления прибыли, согласованной сторонами при заключении контракта и предусмотренной его условиями, после исполнения контракта осуществляется в размере, превышающем 20% от цены контракта, Банк вправе приостановить операцию в порядке, предусмотренном ст.8.6 Закона 275-ФЗ и в соответствии с Указанием Банка России от 15.07.2015 № 3729-У.

В конструкции контракта должны быть прописаны только абсолютные величины тех показателей, которые предусмотрены законом:

  • цена контракта, которая должна быть обязательно оцифрована и иметь конкретное значение;
  • размер прибыли   (в целом по контракту или по этапам) и сумма фактического задела, согласованные сторонами и зафиксированные в контракте, также   должны иметь четкую фиксированную величину, а не процентное соотношение или сумму, зависящую от каких-либо условий. 

До исполнения ГК с отдельного счета допускается перечисление головным исполнителем денежных средств при частичном исполнении им ГК, если результатом такого частичного исполнения является принятая государственным заказчиком продукция в размере, согласованном с государственным заказчиком и не превышающем размера прибыли, подлежащего применению в составе цены продукции или цены ГК (пп. «г» п.2 ч.1 ст. 8.3 Закона 275-ФЗ).

О согласованном размере прибыли, подлежащем перечислению головным исполнителем при частичном исполнении им ГК Государственный заказчик уведомляет уполномоченный банк в порядке, установленном государственным заказчиком.

Таким образом, перевод денежных средств с отдельного на иной банковский счет в качестве перечисления прибыли головного исполнителя при частичном выполнении им ГК возможен при соблюдении следующих условий:

  • представление документа, подтверждающего принятие государственным заказчиком продукции;
  • получение уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления о размере прибыли головного исполнителя, подлежащем перечислению.

Подробно касательно представляемых документов см. вопрос 3.5.1.

Головной исполнитель, исполнитель до заключения ГК, контракта может осуществлять за счет собственных средств опережающие закупки сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимых для выполнения ГОЗ.

На этапе контрактации в соответствии с п.3 ст.7.1 Закона 275-ФЗ головной исполнитель, исполнитель вправе по согласованию с государственным заказчиком (головным исполнителем, исполнителем) включать в ГК, контракт условие о возмещении (компенсации) понесенных за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование складского запаса, необходимого для выполнения ГОЗ, при условии подтверждения головным исполнителем, исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса.

Закон 275-ФЗ определяет различные условия для проведения операции по возмещению расходов:

  • для головных исполнителей — возможно проведение операции до исполнения государственного контракта;
  • для исполнителей, изготавливающих продукцию с длительным технологическим циклом производства, — возможно проведение операции до исполнения контракта;
  • для остальных исполнителей — проведение операции возможно только после исполнения контракта.

Компенсация понесенных за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для выполнения ГОЗ, в соответствии с пп.«е» , «е.1» и «е.2» п.2 ч.1 ст.8.3 Закона 275-ФЗ может быть осуществлена посредством перевода денежных средств с отдельного на иной счет организации только после выполнения следующих условий:

  • для головных исполнителей:
    • при представлении подтверждения обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса (т.е. отражение в условиях ГК суммы расходов, понесенных за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) на формирование складского запаса и подлежащих возмещению с отдельного счета);
    • при получении уполномоченным банком уведомления государственного заказчика о размере фактических расходов, понесенных головным исполнителем на формирование указанного запаса, в порядке, установленном государственным заказчиком.
  • для исполнителей, изготавливающих продукцию с длительным технологическим циклом производства:
    • при представлении подтверждения обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса (т.е. отражение в условиях контракта суммы расходов, понесенных за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) на формирование складского запаса и подлежащей возмещению с отдельного счета).
  • для остальных исполнителей при представлении в уполномоченный банк:
    • документов, позволяющих сделать вывод о полном выполнении обязательств по контракту;
    • акта приема-передачи товара (выполненных работ, оказанных услуг);
    • подтверждения обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса (т.е. отражение в условиях контракта суммы расходов, понесенных за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) на формирование складского запаса и подлежащей возмещению с отдельного счета).

При этом сумма перечислений с отдельного счета по данному основанию не должна превышать сумму расходов на формирование запасов, указанную в ГК, контракте.

Подтверждение обоснованности фактических расходов головным исполнителем, исполнителем возможно на этапе заключения ГК, контракта.

При отсутствии в уже заключенном контракте условия о возмещении (компенсации) расходов на формирование запаса, ранее понесенных за счет собственных средств, подтверждение обоснованности суммы таких затрат может быть зафиксировано в дополнительном соглашении к контракту, приложении к контракту либо путем обмена взаимными письмами при наличии в них ссылки на контракт и условия о том, что они являются неотъемлемой частью контракта.

В случае, если списание средств с отдельного счета исполнителя в счет возмещения (компенсации) после исполнения контракта понесенных за счет собственных средств исполнителя расходов осуществляется в рамках дополнительного соглашения к контракту (либо путем подписания других документов, являющихся неотъемлемой частью контракта), операция подлежит приостановлению в соответствии с Указанием Банка России от 15.07.2015 № 3729-У.

Подробно касательно представляемых документов см. вопрос 3.7.1

Статьей 8.4 Закона 275-ФЗ установлен запрет на приобретение иностранной валюты.

Вместе с тем,  Законом  275-ФЗ предусмотрена возможность  списания денежных средств с отдельного счета  в целях расчетов с иностранными исполнителями, участвующими в поставках продукции по ГОЗ и входящими в производственную кооперации по исполнению ГК, только при условии включения такого исполнителя в перечень иностранных исполнителей по каждой сопровождаемой сделке.

Указанный перечень составляется  головным исполнителем, согласуется и представляется государственным заказчиком  в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный счет головным исполнителем, в соответствии с порядком,  утвержденным приказом Министра обороны РФ от 31.08.2015 № 501.

Денежные средства, необходимые для расчета  с таким иностранным исполнителем, перечисляются с отдельного счета на иной банковский счет, указанный в контракте с иностранным исполнителем. Вопросы необходимости конвертации оговариваются Банком с клиентом в каждом конкретном случае.

При осуществлении расчетов с иностранными исполнителями до проведения платежа с отдельного счета необходимо  завершить процедуру валютного контроля.  По контрактам,  сумма которых превышает  эквивалент  50000.00  долларов  США, необходимо оформление паспорта сделки.

В случае, если списание денежных средств с отдельного счета исполнителя осуществляется на банковский счет иностранного исполнителя, участвующего в поставке продукции по ГОЗ и являющегося некоммерческой организацией или организацией, созданной иностранной структурой без образования юридического лица,  операция подлежит приостановлению в соответствии с Указанием Банка России от 15.07.2015 № 3729-У.

Подробно касательно представляемых документов  см. вопрос 3.8.1

Положения пп. «з» п.2 ч.1 ст.8.3 Закона 275-ФЗ не определяют перечень иных расходов.

Соответственно, к данным операциям могут быть отнесены все расходы, связанные с текущей деятельностью предприятия, которые прямо не указаны в числе разрешенных операций (ст.8.3, пп. «а»-«з»), перечне операций, представляющих исключение из запрещенных операций (ст. 8.4 п.2,3,9,10), и при этом не указаны в числе запрещенных операций (ст.8.4 Закона 275-ФЗ).

К иным расходам могут быть, например, отнесены:

  • арендные платежи;
  • лицензионные платежи;
  • оплата банковских комиссий;
  • оплата охранных услуг;
  • оплата ГСМ;
  • другие накладные расходы.

Подробно касательно представляемых документов см. вопрос 3.9.1.

В соответствии с п.15 ст. 8.4 Закона 275-ФЗ проведение операций по списанию денежных средств с отдельного счета головного исполнителя, исполнителя на иные банковские счета этого же головного исполнителя, исполнителя не допускается, за исключением разрешенных операций в установленных Законом 275-ФЗ случаях:

  • перечисления с отдельного счета головного исполнителя, исполнителя денежных средств на иной расчетный счет головного исполнителя, исполнителя в банк, в котором обслуживается зарплатный проект, при условии представления обосновывающих документов и одновременной уплаты обязательных налогов и взносов (п.3 ст.8.4 Закона 275-ФЗ).

Подробно касательно перечисления средств в оплату заработной платы см. вопрос 2.11.2

  • перечисления прибыли (пп. «в», «г» п.2 ч.1 ст. 8.3 Закона 275-ФЗ)

Подробно касательно перечисления средств в оплату прибыли см. вопросы 2.5.1 и 2.6.1

  • возмещения расходов, ранее понесенных за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) на формирование складского запаса, необходимого для выполнения ГОЗ (пп. «е», «е1», «е2» п.2 ч.1 ст. 8.3 Закона 275-ФЗ).

Подробно касательно перечисления средств в на возмещение расходов см. вопрос 2.7.1.

Согласно п.3 ст.8.4 Закона 275-ФЗ с отдельного счета разрешено списание денежных средств на оплату труда сотрудникам при условии одновременной уплаты соответствующих налогов и страховых взносов.

Закон 275-ФЗ не регулирует порядок начисления заработной платы и не содержит ограничений по выплате заработной платы сотрудникам предприятия и уплаты налогов с одного отдельного счета или нескольких отдельных счетов. В том числе с разных счетов в течение всего календарного срока исполнения ГОЗ (т.е. в одном месяце — с одного отдельного счета, в следующем — с другого).

При списании с отдельного счета денежных средств на выплату заработной платы необходимо учитывать то, что п.3 ст.8 Закона 275-ФЗ установлен запрет действий (бездействий) головного исполнителя, направленных на использование полученных по ГК, контракту средств на цели, не связанные с выполнением ГОЗ.

То есть должен соблюдаться критерий принадлежности платежа к исполнению ГОЗ (соблюдение соотношения объема (доли) выплат заработной платы по ГОЗ и по гражданской продукции).

Таким образом, перевод денежных средств на цели оплаты труда может осуществляться с любого из имеющихся отдельных счетов (в т.ч. общим платежом) с учетом сведений управленческого учета о соотношении продукции ГОЗ и гражданской продукции (доли заработной платы основных исполнителей, участвующих в выполнении ГОЗ и прочей продукции).

Также в соответствии с п.18 ч.1,2 ст.8 Закона 275-ФЗ головной исполнитель, исполнитель обязан вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по каждому ГК, контракту.

Подробно касательно подтверждающих документов в оплату заработной платы см. вопрос 3.10.1.

Перечисление денежных средств на иной банковский счет организации в банк, обслуживающий зарплатный проект, осуществляется при условии предоставления договора с кредитной организацией, подтверждающего целевой характер такого расчетного счета.

Вместе с договором по зарплатному проекту при переводе с отдельного счета денежных средств для зачисления заработной платы на карточные счета сотрудникам одновременно должны быть представлены:

  • распоряжение на общую сумму заработной платы, с обязательным указанием соответствующего этому счету ИГК в поле «код». При этом в поле «назначение платежа» указывается номер и дата расчетной ведомости или реквизиты реестра зачислений денежных средств на карточные счета (имя файла);
  • документы, являющиеся основаниями для составления распоряжения и подтверждающие начисление и выплату заработной платы сотрудникам (платежная (расчетная) ведомость либо реестр зачислений денежных средств на карточные счета);
  • распоряжения на уплату соответствующих налогов и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Подробно касательно подтверждающих документов в оплату заработной платы см. вопрос 3.10.1.

Порядок выплаты заработной платы сотрудникам, включая сумму аванса в счет заработной платы сотрудника, предприятие осуществляет в соответствии с принятой Учетной политикой предприятия, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным и трудовым договором (ст. 136 ТК РФ).

Действующее законодательство не содержит запрета на уплату НДФЛ и страховых взносов одновременно с перечислением авансов по заработной плате.         

При этом согласно п.3 ст.8.4  Закона 275-ФЗ с отдельного счета разрешено списание денежных средств на оплату труда сотрудникам при условии одновременной уплаты соответствующих налогов и страховых взносов.


Статьей 109 Семейного кодекса РФ на администрацию организации возложена обязанность ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и (или) иного дохода работника, обязанного уплачивать алименты, и уплачивать или переводить их за счет лица, обязанного уплачивать алименты, лицу, получающему алименты, не позднее, чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты.

В силу п. 1 ст. 226 НК РФ работодатель, являясь налоговым агентом, обязан исчислить, удержать у работника и уплатить сумму НДФЛ с суммы дохода работника. При этом удержать начисленную сумму НДФЛ необходимо непосредственно из доходов сотрудника при их фактической выплате (п. 3, п. 4 ст. 226 НК РФ).

Перечисления алиментов и профсоюзных взносов являются удержаниями из заработной платы сотрудников и разрешены к списанию с отдельных счетов на иные банковские счета в рамках выплаты заработной платы.

Оплата командировочных расходов входит в понятие компенсационных выплат, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. В действующей редакции Закона 275-ФЗ разрешено перечисление (выдача) денежных средств с отдельных счетов на счета физических лиц, за исключением компенсаций расходов на проезд и найм жилого помещения (пп. «б» п. 3 ст. 8.4 Закона 275-ФЗ).

Денежные выплаты на проезд и найм жилого помещения могут осуществляться с одного или нескольких отдельных счетов в рамках иных расходов на сумму не более 3 млн рублей в месяц (пп. «з» п.2 ч.1 ст.8.3 Закона 275-ФЗ) и возможны только безналичным перечислением денежных средств с отдельного счета на счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (например, перевозчиков, арендодателей жилых помещений).

Вместе с тем, служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст.166, 168, 168.1 Трудового кодекса РФ). Такие затраты считаются компенсационными выплатами, связанными с особыми условиями труда, поэтому они включаются не в командировочные расходы, а в расходы на оплату труда (ст.129 ТК РФ) и могут оплачиваться с отдельного счета в установленном порядке (п.п. «а» ч. 3 ст. 8.4 Закона 275-ФЗ).

Подробно касательно подтверждающих документов см. вопросы 3.12.1 и 3.13.1.

В соответствии с п.2 ст.8.4 Закона 275-ФЗ по отдельному счету допускается возврат сумм кредитов, перечисленных уполномоченным банком исполнителю на отдельный счет в том же уполномоченном банке для исполнения контрактов в рамках сопровождаемой сделки, и процентов по данным кредитам, при отсутствии (недостаточности) авансирования по контрактам.

Таким образом, списание денежных средств с отдельного счета исполнителя в целях возврата кредитов, займов, полученных от физических, юридических лиц и других кредитных организаций, и процентов по данным кредитам, займам согласно п.2 ст.8.4 Закона 275-ФЗ является запрещенной операцией.

В соответствии с п.9 ст. 8.4 Закона 275-ФЗ с отдельного счета, открытого для исполнения контрактов ГОЗ, допускается списание денежных средств,  направленных на исполнение исполнительных документов, предусматривающих:
  • перечисление (выдачу) денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
  • перечисление (выдачу) денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий лицам, работающим или работавшим по трудовому договору (контракту), и (или) по оплате их труда;
  • взыскание денежных средств  в доход РФ.

При этом согласно ч.5 ст.70 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, требования о взыскании денежных средств, содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя, исполняют незамедлительно.

На операции по возврату денежных средств, ошибочно поступивших на отдельный счет, распространяются нормы действующего законодательства и нормативно-правовые акты Банка России. Данные средства могут быть возвращены по тем же реквизитам, по которым поступили, с указанием в распоряжении ИГК, соответствующего отдельному счету плательщика, с которого осуществляется возврат ошибочно переведенных средств.

Основанием для возврата средств может служить отзыв отправителя средств либо поручение получателя средств.

№3 Оформление распоряжения и примерный перечень документов, представляемых в Банк и являющихся основанием для составления распоряжений

Обязательным условием принятия к исполнению распоряжения на перевод денежных средств по расчетам по ГОЗ является соблюдение следующих требований:

  1. указание в распоряжении ИГК в поле 22 «код» (за исключением распоряжений на перечисление денежных средств в бюджетную систему РФ и распоряжений на перечисление валюты РФ в пользу нерезидентов РФ). ИГК, указанный в распоряжении, должен соответствовать ИГК, указанному в контракте.
  2. указание в распоряжении номера отдельного счета получателя, за исключением списания денежных средств на иные счета получателя при совершении операций, предусмотренных ст. 8.3 и исключениями ст.8.4 Закона 275-ФЗ;
  3. указание в назначении платежа реквизитов (наименование типа, номера, даты) документов, являющихся основанием для составления распоряжения и их соответствие документам, представленным в обоснование операции;
  4. соответствие назначения платежа, указанного в распоряжении, содержанию представленных подтверждающих документов, являющихся основанием для составления распоряжения, а также условиям контракта;
  5. соответствие размера платежа, указанного в распоряжении (совокупного размера всех платежей, указанных в распоряжениях по одному контракту), цене этого контракта. Мониторинг расчетов по контрактам, заключенным до 01.09.2015г., осуществляется с момента открытия отдельного счета.
  6. в случае перечисления денежных средств с отдельного счета отправителя на иной счет получателя в назначении платежа целесообразно указывать пункт ст. 8.3, ст.8.4 Закона 275-ФЗ, соответствующий характеру операции.
 Приказ Министра обороны от 31.08.2015 № 502 определяет, что головной исполнитель либо исполнитель обязан предоставить в уполномоченный банк выписку из контракта, содержащего государственную тайну (далее – Выписка). При этом термин «государственный контракт»  в положениях Приказа № 502 отсутствует.

Уполномоченный банк обязан сверить сведения, содержащиеся в Выписке, со сведениями из контракта (п.4 приказа  № 502). Процедура сверки  осуществляется в порядке, установленном в Банке с учетом требований законодательства РФ о государственной тайне.

В соответствии с п.2 Приказа № 502 Выписка составляется должностным лицом головного исполнителя, исполнителя, имеющим допуск к государственной тайне по соответствующей форме, оформленный в установленном порядке. Указанное должностное лицо определяется приказом головного  исполнителя, исполнителя  и несет персональную ответственность, установленную законодательством РФ, за достоверность сведений из контракта, отраженных в Выписке, а также сохранность сведений, отнесенных к государственной тайне, при составлении Выписки. Выписка заверяется руководителем головного исполнителя, исполнителя или уполномоченным им должностным лицом.

Таким образом, в случае если контракт содержит государственную тайну, то заверенная Выписка из данного контракта (а также контракт для проверки)  предоставляется плательщиком денежных средств в качестве основания для проведения операции в пользу исполнителя по контракту.

До момента поступления в Банк контракта и проведения Банком сверки данных, указанных в Выписке, с информацией, указанной в контракте, осуществление операций по списанию денежных средств с отдельных счетов производиться не может, учитывая требования ст.8.5 Закона 275-ФЗ. Во избежание задержек при обработке платежных документов по причине отсутствия Выписки, сверенной со сведениями из контракта, рекомендуется предоставлять Выписку и контракт заблаговременно, до момента начала проведения операций по отдельному счету.  

Предоставление в Банк для проверки контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется при сопроводительной записке с указанием темы «В рамках банковского сопровождения ГОЗ по 275-ФЗ», один раз и не требует повторного представления, если в контракт не вносятся изменения.

Направление контрактов, имеющих гриф секретности, должно производиться в зависимости от места обслуживания организации.  

  • в Головную организацию Банка по адресу: г. Москва, Пресненская набережная д,12, Банк ВТБ (ПАО) – в случае обслуживания в Головной организации  или Филиалах Банка ВТБ (ПАО), за исключением Филиалов Северо-Западного регионального центра ВТБ (далее –СЗРЦ);
  • в СЗРЦ по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, дом 9, Банк ВТБ (ПАО)- в случае обслуживания в филиалах СЗРЦ.

Направление документов, имеющих гриф секретности «совершенно секретно», должно производиться исключительно в Головную организацию Банка по адресу: г.Москва, Пресненская набережная, д. 12, вне зависимости от места обслуживания организации.

После проведения процедуры сверки контракта с представленной Выпиской контракт возвращается Клиенту с соблюдением требований законодательства РФ о государственной тайне.

В соответствии с ч.2 ст.8.5 Закона 275-ФЗ головной исполнитель, исполнитель обязаны представлять в уполномоченный банк документы (копии документов), являющиеся основанием для составления распоряжений.

К документам, являющимся основанием для составления распоряжений при расчетах по отдельным счетам между участниками кооперации, относятся: 

  • контракт (дополнительное  соглашение к контракту, приложение к контракту), предусматривающие порядок осуществления платежей за поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы и размер аванса (при авансировании по контракту).  Если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, представляется выписка из него. Форма и порядок представления выписки утверждены Приказом Министра обороны РФ  от 31.08.2015 № 502. Подробно касательно порядка осуществления операции см. вопрос 3.2.1.                                                                                                                                                                       
  • акт/акты приема-передачи товара (акт/акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг), товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры и иные документы, подтверждающие выполнение исполнителем  своих обязательств по контракту (за исключением распоряжений на авансирование). 

При этом, согласно ч.3 ст.8.5 Закона 275-ФЗ копии документов, являющихся основанием для составления распоряжений, должны быть заверены в порядке, установленном договором о банковском сопровождении.

При осуществлении платежей с отдельного счета на иные банковские счета поставщиков за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию, вместе с комплектом документов, предоставляемых уполномоченному банку и являющихся согласно п.2 ст.8.5 Закона 275-ФЗ основанием для составления распоряжений, требуется также представление следующих обосновывающих документов:

  • копии акта уполномоченного органа об утверждении указанного тарифа (приказ Федеральной службы по тарифам (а также ее правопреемника);
  • копии решения   органа   исполнительной   власти  субъекта   Российской   Федерации  в  области государственного регулирования тарифов, постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и пр.;
  • копии лицензии (при условии лицензирования деятельности, подлежащей государственному регулированию), заверенной уполномоченным лицом и оттиском печати организации-поставщика товаров (работ, услуг), на осуществление деятельности, подлежащей государственному регулированию.

Одновременно, в соответствии с  разъяснениями Министерства обороны, в распоряжении на оплату в поле «назначение платежа» целесообразно указывать, что платеж осуществляется на основании тарифа, утвержденного соответствующим актом уполномоченного органа (с указанием реквизитов такого акта).

Подробно касательно порядка осуществления операции см. вопрос 2.4.1.

Основанием для перевода денежных средств с отдельного на иной счет головного исполнителя при частичном исполнении ГК являются:

  • документ, подтверждающий принятие государственным заказчиком продукции;
  • уведомление государственного заказчика, направленное в адрес уполномоченного банка, о размере прибыли головного исполнителя, подлежащем перечислению.

Подробно касательно порядка осуществления операции см. вопрос 2.6.1.

При перечислении с отдельного на иной счет исполнителя прибыли, полученной после исполнения контракта в рамках кооперации, обосновывающими документами являются:

  • контракт (дополнительное  соглашение к контракту, приложение к контракту),  в отношении которого осуществляется проверка  соответствия суммы, указанной в распоряжении, размеру прибыли, предусмотренному условиями контракта и согласованному сторонами при заключении контракта;
  • акт/акты приема-передачи товара (акт/акты выполненных работ, оказанных услуг) и другие документы, подтверждающие выполнение обязательств по контракту.  

Подробно касательно порядка осуществления операции см. вопрос 2.5.1.

Перечисление денежных средств с отдельного на иные банковские счета с целью возмещения (компенсации) понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, необходимого для выполнения ГОЗ, осуществляется после представления в Банк следующих документов:

  • контракта (дополнительного соглашения к контракту), в условиях которого зафиксирована сумма расходов, понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) на формирование складского запаса и подлежащая возмещению с отдельного счета;
  • акта/актов приема-передачи товара (акта/актов выполненных работ, оказанных услуг) и других документов, позволяющих сделать вывод о выполнении обязательств (для исполнителей, изготавливающих продукцию, не являющуюся продукцией с длительным технологическим циклом производства);
  • документ, подтверждающий длительность производственного цикла изготовления продукции с учетом требований Порядка подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием указанного запаса (для исполнителей, изготавливающих продукцию с длительным технологическим циклом производства).

Подробно касательно порядка осуществления операции см. вопрос 2.7.1.

При осуществлении платежей в иностранной валюте с отдельного счета на иные банковские счета иностранных исполнителей в рамках исполнения ГК, контракта представляется заявление на перевод с отдельного счета с указанием:

  • суммы, подлежащей перечислению в пользу получателя, в поле 32 «Сумма в иностранной валюте»;
  • ИГК в поле «дополнительная информация»;
  • ПС (при его наличии).

При осуществлении платежей в валюте РФ с отдельного счета на иные банковские счета иностранных исполнителей в рамках исполнения ГК, контракта представляется платежное поручение с отдельного счета, в поле 22 которого ИГК не указывается.

Обосновывающими документами для составления распоряжения на перевод являются:

  • контракт с иностранным исполнителем (с указанием размера аванса в случае авансирования);
  • инвойс, ГТД, товарные накладные, акт/акты оказанных работ, выполненных услуг и другие документы, подтверждающие выполнение иностранным исполнителем своих обязательств по контракту;
  • перечень иностранных исполнителей по соответствующему ГК, представленный государственным заказчиком в Банк в отношении иностранного исполнителя, в адрес которого осуществляется перевод с отдельного счета (согласно Приказу Министра обороны РФ от 31.08.2015 № 501).

Подробно касательно порядка осуществления операции см. вопрос 2.8.1.

Подтверждающими документами при представлении распоряжения на перечисление денежных средств c отдельного счета в качестве иных расходов в соответствии с пп. «з» п.2 ч.1 ст.8.3 Закона 275-ФЗ являются документы-основания, к числу которых относятся:

  • договор (соглашение), в рамках которого осуществляется перевод средств (с указанием размера аванса в случае авансирования);
  • акт/акты приема-передачи товара, товарные накладные, акт/акты выполненных работ, оказанных услуг , счет, счета-фактуры и т.п.;
  • счет в случае заключения договора посредством направления оферты в соответствии со ст. 432-435 и ст. 438 Гражданского кодекса РФ.

Подробно касательно оплаты иных расходов см. вопрос 2.9.1.

Перечисление (выдача) денежных средств с отдельного счета на цели оплаты труда осуществляется при одновременном представлении:

  • распоряжения на общую сумму заработной платы, составленного на основании расчетной ведомости, с обязательным указанием в поле «код» соответствующего отдельному счету ИГК, при этом в поле «назначение платежа» указывается номер и дата расчетной ведомости или реквизиты реестра зачислений денежных средств на карточные счета (имя файла) при перечислении денежных средств на карточные счета;
  • документов, являющихся основаниями для составления распоряжений и подтверждающими начисление и выплату заработной платы сотрудникам, а именно:

платежной (расчетной) ведомости, реестра (списка) на выплату заработной платы, реестра зачислений денежных средств на карточные счета (при перечислении денежных средств на карточные счета), трудового договора;

  • распоряжений на уплату соответствующих налогов и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • договора с кредитной организацией на перечисление заработной платы на карточные счета сотрудников предприятия (если перевод средств осуществляется по зарплатному проекту, реализованному в иной кредитной организации).

Подробно касательно порядка осуществления операции см. вопросы 2.11.1 и 2.11.2.

При перечислении страховых взносов, налоговых, таможенных и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством РФ, обосновывающие документы согласно разъяснениям, полученным уполномоченным банком от Министерства обороны, могут не представляться (за исключением операций по перечислению денежных средств на бюджетные счета в рамках исполнения договорных отношений, например, договор аренды, охраны и т.п.).

При этом уполномоченным банком осуществляется проверка наличия в реквизитах распоряжения кода бюджетной классификации Российской Федерации. УИП/УИН должны быть указаны в поле 22 платежного поручения. ИГК в распоряжениях на перечисление платежей в бюджетную систему РФ не указывается.

В случае списания денежных средств с отдельного счета исполнителя в счет уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования в размере, суммарно превышающем 50% от цены контракта, уполномоченный банк вправе приостановить операцию в порядке, предусмотренном ст.8.6 Закона 275-ФЗ и в соответствии с Указанием Банка России от 15.07.2015 № 3729-У.

В целях осуществления контроля, определенного Указанием Банка России от 15.07.2015 № 3729-У, при перечислении средств с отдельного счета в бюджетную систему РФ необходимо представление контракта.

При перечислении платежей с отдельных счетов, являющихся удержаниями из заработной платы сотрудников, необходимо предоставить в банк документ, подтверждающий данное удержание. В качестве таких документов вместе с распоряжением на перевод денежных средств по соответствующим основаниям могут представляться:

  • расчетная ведомость по удержанию профсоюзных взносов из заработной платы сотрудников, заверенная подписью уполномоченного лица (при перечислении профсоюзных взносов);
  • расчетный листок сотрудника (с указанием наименования удержания «алименты»), с заработной платы которого производится данное удержание(при перечислении алиментов);
  • исполнительный лист на уплату алиментов (судебный приказ), выданный судебным органом (ст. 109 СК РФ) и направленный в бухгалтерию организации, осуществляющей удержание;
  • нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов, заключаемое между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем (ст. 99 и ст. 100 СК РФ).

Подробно касательно порядка осуществления операции см. вопрос 2.13.1.

В качестве обосновывающих документов на выплату командировочных расходов могут рассматриваться приказ, служебная записка о направлении сотрудника в командировку, смета командировочных расходов, авансовый отчет, а также иной документ, предусмотренный коллективным договором, локальными нормативными актами или нормативными правовыми актами РФ (для государственных учреждений) и подтверждающий сумму командировочных расходов (аванса по командировочным расходам).

Подробно касательно порядка осуществления операции см. вопрос 2.13.1.

Нормами Закона 275-ФЗ срок исполнения распоряжений на перевод денежных средств с отдельного счета не установлен.

В соответствии с п.6 ст.8.5 Закона 275-ФЗ уполномоченный банк отказывает головному исполнителю, исполнителю в принятии распоряжения к исполнению в срок не позднее дня, следующего за днем представления распоряжения в уполномоченный банк.

Срок представления документов ограничивается операционным временем, в течение которого документы могут быть приняты к исполнению, и устанавливаемым в соответствии с внутренним регламентом Банка.

Договором банковского счета, заключаемым между Банком и Клиентом в целях открытия отдельных счетов, установлен срок перечисления денежных средств со счета на основании распоряжения Клиента — не позднее первого рабочего дня, следующего за днем принятия Банком Распоряжения к исполнению (п.4.1.3).

Принятие распоряжений к исполнению осуществляется в установленное внутренними распорядительными документами Банка операционное время и может различаться в зависимости от точки обслуживания счета.

Продолжительность операционного времени сокращается на один час в случаях сокращения продолжительности рабочего дня, предусмотренных производственным календарем.

Распоряжения, поступившие в Банк после окончания операционного времени, принимаются к исполнению на следующий рабочий день.

Требования положений Закона 275-ФЗ обязывают Банк при мониторинге расчетов по ГОЗ осуществлять контроль принятых распоряжений на соответствие содержанию и условиям представленных обосновывающих документов, что в свою очередь требует определенных временных затрат при проведении каждой операции.

Таким образом, во избежание нарушений сроков платежей, установленных условиями ГК, контракта или действующим законодательством РФ, рекомендуется заблаговременно предоставлять в Банк распоряжения на перевод денежных средств с отдельного счета (учитывая сроки проведения операций в соответствии с Договором банковского счета)

Подписка на новости группы ВТБ
  • Почтовая рассылка
  • Лента RSS
    Подписаться
    Подписаться
Загрузка списка городов.....